Георгиевская ленточка

воскресенье, 20 марта 2016 г.

В выходные – для души и сердца

Рэй Брэдбери: малоизвестные факты из жизни и цитаты писателя
Дорогие друзья!
5 июня 2016 г. исполнится четыре  года со дня смерти великого фантаста Рэя Брэдбери. Нашла интересные факты о человеке, подарившем миру «Марсианские хроники», «451 градус по Фаренгейту» и «Вино из одуванчиков». Брэдбери выходил за рамки жанра, каждый его рассказ становился достоянием мировой литературы. Он писал, как философ и доверчивый ребенок, о любви и будущем, о людях и мирах, о жизни и смерти.
Брэдбери написал одиннадцать романов, создал 21 пьесу и 28 сценариев для кинофильмов. Больше всего писатель создал литературных произведений в жанре рассказа. Сейчас известно около 400 его рассказов. Каждый из нас в детстве или юности увлекался творчеством этого знаменитого американского писателя, помнит ощущения от соприкосновения с его творчеством. Сам писатель  заметил в своем популярном романе «Вино из одуванчиков»: «…Путешествие по приметам детства похоже на воспоминание о первой любви: помнишь всё до мельчайших подробностей, но не можешь восстановить самого ощущения».

А знаете ли вы, дорогие читатели, что через полвека вышло продолжение романа «Вино из одуванчиков» (1957) - роман «Лето, прощай» (2006), который тоже во многом является автобиографическим (одно лето в компании с двенадцатилетними мальчишками, лето, когда каждый день совершаются удивительные открытия, лето, наполненное событиями радостными и печальными, загадочными и тревожными, но главное – ты живой, ты дышишь, ты чувствуешь).
Эти две книги, вместе с романом «Надвигается беда» 1962 года, представляют собой трилогию воспоминаний Брэдбери о детстве, проведённом в Уокигане. 
«451 градус по Фаренгейту»: В этой книге писатель предсказал появление многих вещей: к примеру, видео-связи и миниатюрных наушников. На дворе стоял 1950-й год, а Рэй Брэдбери уже тогда «придумал» и описал самый известный формат популярных наушников «капельки»: «В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные «Ракушки», крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки, и электронный океан звуков — музыка и голоса, музыка и голоса — волнами омывает берега ее бодрствующего мозга».
Люди «живые книги», которых описал Брэдбери, действительно существовали, причем на территории Советского Союза. Во времена суровых запретов на некоторые книги заключенные в тюрьмах заучивали наизусть те или иные произведения «не той направленности» (Библия, стихи) и устно передавали друг другу.
Писатель-фантаст Рэй Брэдбери
Будучи уже довольно пожилым человеком, каждое утро Брэдбери начинал с работы над рукописью очередного рассказа или повести, веря в то, что ещё одно новое произведение продлит ему жизнь.
Книги выходили почти каждый год. Последний крупный роман увидел свет в 2006 году, ещё до выхода получив высокий покупательский спрос.
В 79 лет Брэдбери перенёс инсульт, после чего все последние годы жизни был прикован к инвалидному креслу, однако сохранял присутствие духа и чувство юмора. В интервью российской газете «Аргументы и факты» на вопрос про своё девяностолетие Брэдбери ответил так:
«Знаете, а девяносто лет — это вовсе не так круто, как я думал раньше. И дело не в том, что я езжу по дому в кресле-каталке, застревая на поворотах… Сотня просто звучит солиднее. Представьте себе заголовки во всех газетах мира — «Брэдбери исполнилось сто лет!». Мне сразу выдадут какую-нибудь премию: просто за то, что я ещё не умер».
Брэдбери скончался после продолжительной болезни 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе в возрасте 91 года.
На протяжении всей жизни Брэдбери демонстрировал интерес к науке и говорил о слабых сторонах человечества, которые способны привести его к грани самоуничтожения. Эти элементы являются отличительными чертами фантастики Брэдбери, которая оказала значительное влияние на литературу, особенно наиболее известные «451 градус по Фаренгейту» и «Марсианские хроники». Своими живыми, волнующими воображение рассказами, написанными свежим, поэтическим стилем, Брэдбери сумел популяризировать жанр научной фантастики, сделав возможным его своеобразное возрождение.
Брэдбери был одним из самых читаемых в Советском Союзе американских писателей, наравне с Эрнестом Хемингуэем, Айзеком Азимовым и Джеромом Сэлинджером.

Великий фантаст как-то сказал, что хочет, чтобы его прах закопали на Марсе. Это место, по его задумке, могли бы посещать его читатели. На могильном камне были бы выбиты названия его книг, а в самом низу – надпись: «Положите сюда одуванчики». В конце концов, он просто захотел, чтобы на могильном камне было выбито его имя и надпись «автор романа «451 градус по Фаренгейту»». Будете в Лос Анжелесе в следующий раз – отнесите на его могилу одуванчики. Рэй Брэдбери похоронен в мемориальном парке Вествуд (Westwood Memorial Park).
NASA назвали в честь Рэя Брэдбери место приземления аппарата Mars Curiosity спустя пару месяцев после его смерти в 2012 году.
10 малоизвестных фактов из жизни писателя
Правнук колдуньи
В детстве Рэй Брэдбери считал себя правнуком Мэри Брэдбери – колдуньи, якобы сожженной в 1692 году во время знаменитого Салемского процесса. Приговоры всем осужденным ведьмам были отменены в 1957 году. Ведьмы из Салема постоянно фигурируют в мистических произведениях, в «Дневниках вампира», «Гарри Поттере», «Американской истории ужасов». Сейчас телеканал WGN America снимает сериал «Салем», в котором салемские ведьмы показаны не невинными жертвами, а могущественными колдуньями.

Уникальная память
Рэй Брэдбери обладал уникальной памятью. По его словам, он помнил все, что услышал и увидел, едва ли не с момента рождения. Позже с такой же легкостью он запоминал все прочитанное. Брэдбери писал, что может мысленно вернуться к часу своего рождения: «Я помню обрезание пуповины, помню, как в первый раз сосал материнскую грудь. Кошмары, обыкновенно подстерегающие новорожденного, занесены в мою мысленную шпаргалку с первых же недель жизни». Некоторые исследователи считают, что Рэй мог родиться переношенным, десятимесячным. В последний месяц пребывания в утробе у младенца могли развиться зрение и слух.

Борьба со смертью
Хотя маленький Рэй был окружен заботой и вниманием, одним из самых ярких впечатлений детства для него стала смерть. Мальчику было шесть лет, когда в один год умерли его дедушка и годовалая сестренка. Тогда же он сделал свой литературный выбор. Мистика, фэнтэзи, фантастика, сказка – миры, в которых смерть не является окончательной, а умершие близкие иногда возвращаются. «Смерть! Я буду бороться с ней моими произведениями, моими книгами, моими детьми, которые останутся после меня».

Бойкотирование отца
Мать Рэя потеряла двух маленьких детей, поэтому излишне опекала младшего сына. Стоило мальчику простудиться, и его надолго укладывали в постель. Дошло до того, что до шести лет его не могли отучить от бутылочки с соской. Наконец папе Брэдбери это надоело, и однажды во время ужина он подошел к сыну, выдернул из его рук бутылочку и швырнул ее в раковину. Бутылка разбилась, а папа стал единственным человеком из окружения Рэя, не удостоившимся литературного воплощения. Все остальные члены семьи вплоть до дядюшек и тетушек встречаются на страницах «Вина из одуванчиков» и других произведений. Только после смерти отца Рэй посвятил ему книгу «Лекарство от меланхолии». Там были слова: «Отцу с любовью, проснувшейся так поздно и даже удивившей его сына».

Боязнь авто
Во время Великой депрессии семье пришлось несколько раз пересекать страну в поисках места, где можно было обосноваться. Несколько раз Рэй становился свидетелем страшных автомобильных аварий. 
«Я дошел до дома, держась за деревья и стены, - рассказал он в интервью журналу Плейбой. – На то, чтобы оправиться от пережитого, у меня ушли многие месяцы. Поэтому я не вожу автомобиль. Но это неважно. Важно то, что автомобили это самое опасное оружие человечества. От них гибнет больше людей, чем от войн».
Однажды он оказался совсем близко возле разбитой машины, в которой лежала умирающая женщина. Некоторое время они смотрели друг другу в глаза. Впечатлительный мальчик в тот же день заболел. Он дал слово никогда не садиться за руль автомобиля, и до конца жизни не мог избавиться от тяжелых воспоминаний, иногда прорывавшихся в его рассказах. Позже в его кабинете на стене висел автомобильный номер «F-451» – но это уже была отсылка к «451 градусу по Фаренгейту».

Костюм с дядиного плеча
Рэй окончил школу в разгар Великой депрессии. У семьи не было денег, чтобы купить приличную одежду, поэтому на выпускной вечер Рэй пошел в костюме покойного дяди Лестера. Дядю застрелили уличные грабители. Маме пришлось привести пиджак в порядок и аккуратно заштопать дырки от пуль на спине и на животе.

Вместо университета - библиотека
В 1938 году Рэй окончил среднюю школу. На этом его формальное образование завершилось. Дни напролет Рэй проводил в библиотеке, читая Шоу, Честертона, Стивенсона, Шекспира, Диккенса. «Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку».

Жена - муза и критик
Рэй познакомился со своей будущей женой Мэгги Маклюр в книжном магазине. Обаятельная женщина с тонким чувством юмора, сразу освободила его от поиска дополнительного заработка. Публикации приносили Брэдбери стандартные 250 долларов гонорара. Первый экземпляр «Марсианских хроник» был отпечатан Маргарэт, ей же и был посвящен этот сборник. «Марсианские хроники» стали первым успехом писателя. Брэдбери вез издателю сборник из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк на автобусе, на поезд денег не хватило. В следующий приезд в Нью-Йорке его встречала толпа людей с изданной книгой, все они пришли за автографом. Позже Маргарэт выучила четыре языка и стала настоящим знатоком литературы. Вместе они прожили 56 лет, воспитав четырех дочерей. Любимыми писателями Мэгги были Марсель Пруст, Агата Кристи и Рэй Брэдбери.

«451 градус по Фаренгейту» в Playboy
Мировую славу писателю принес роман «451 градус по Фаренгейту». Интересно, что был он опубликован в первых номерах журнала «Плэйбой» в далеком 19951 году. Бреэбери написал прославивший его роман «451 градус по Фаренгейту» всего за девять дней. Он сделал это на взятой на прокат пишущей машинке в подвале библиотеки Калифорнийского Университета.
У Брэдбери было такое определение фантастики: «Фантастика – это наша реальность, доведенная до абсурда». В романе Брэдбери предугадал и описал нашу современную жизнь, точнее уничтожение мировой культуры массовой. Годы спустя, отвечая на вопрос, почему не сбылись многие его предсказания, писатель ответил: «Потому что люди – идиоты». Современное общество хочет заниматься потреблением – пить пиво и смотреть сериалы. Они придумали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и бесполезные штуки вроде айфона. А ведь можно было развивать науку и осваивать космос.

Цитирование коллег
Названия многих произведений Брэдбери – это дань уважения великим писателям и поэтам. «Что-то страшное грядет» – строка из «Макбета» Шекспира. «Диковинное диво» – из неоконченной поэмы Колриджа; строка Йейтса «Золотые яблоки солнца, серебряные яблоки Луны». «Электрическое тело пою» – отсылка к Уитмену (о теле электрическом я пою; Легионы любимых меня обнимают, и я обнимаю их); «И по прежнему лучами серебрит простор луна...» – это Байрон (…не бродить уж нам ночами, хоть душа любви полна). Второе название рассказа «Уснувший в Армагеддоне» – «И видеть сны, быть может» – это слова Гамлета. «Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря!» – этими словами начинается «Реквием» Роберта Луиса Стивенсона. Рассказ «Машины счастья» озаглавлен строкой Уильяма Блейка. В его рассказах оживают Томас Вулф («О скитаниях вечных и о Земле»), Чарльз Диккенс («Самое прекрасное время»), Хемингуэй («Машина Килиманджаро»), Стендаль («Эшер-2»), Бернард Шоу («Марк-5»). Его герои постоянно цитируют любимых авторов. Как говорил Гренджер из «451 по Фаренгейту»: «…когда они спросят нас, что мы делаем, мы ответим: мы вспоминаем. Да, мы память человечества, и поэтому мы в конце концов непременно победим». Благодаря рассказу «Будет ласковый дождь» многие читатели открыли для себя американскую поэтессу Сару Тисдейл. Стихотворение заканчивалось строфой:
И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род
И весна… и Весна встретит новый рассвет
Не заметив, что нас уже нет.
Рэй Брэдбери – один из самых популярных и знаменитых писателей-фантастов XX века – называл себя «человеком, окончившим библиотеки вместо колледжа». Он мечтал отправиться на Марс, а по его сценариям снимал фильмы сам Хичкок. Сегодня я предлагаю вспомнить строки из его книги «Вино из одуванчиков», которая словно глоток свежего воздуха в суетном современном мире. 

13 жизненных наблюдений Рэя Брэдбери, которые могут оказаться полезными для всех

2 комментария:

  1. Спасибо, с удовольствием прочитала и о Брэдбери, вспомнила его известные и широко цитируемые афоризмы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте! Рэй Брэдбери у нас один из читаемых авторов в библиотеке, причем, именно молодежью. Значит, есть в его творчестве что-то такое, что трогает не одно поколение.
      Благодарю за комментарий, искренне рада Вам. Удачи и всех благ Вам и Вашим близким!

      Удалить