Страницы

вторник, 28 августа 2012 г.

Это интересно!

Встречаем  Третий  Спас
Не заметно прокатилось лето.
В хлопотах и вот уж Третий Спас.
Подарила жаркая пора за это -
Хлеб, дары природы про запас.
Меж дубрав орешник поспевает,
В листьях желтых гроздьями висит.
Август в лес прохладой зазывает,
Щедрыми дарами одарит.
29 августа - церковный праздник Перенесения из Эдессы (ныне турецкий город Урфа. - Прим. ред.) в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Издавна этот праздник именуется в народе Третьим, Хлебным, Ореховым, Водяным Спасом, а также Холщовым, или Спасом на полотне. В своих названиях крестьяне отразили передаваемые из поколения в поколение традиции, связанные с этим днем.
Холщовый
Перенесению Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа предшествовали два летних праздника, посвященные Всемилостивому Спасу. Первый - Медовый Спас, Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня, второй - Спас Яблочный, Преображение Господне. Таким образом, 29 августа (по новому стилю) на Руси отмечали Третий Спас.
По легенде, захворавший эдесский царь Авгарь не мог добраться до Спасителя, который славился тем, что исцелял хворых. Поэтому в Иерусалим по приказу царя отправился живописец Ананий. Добравшись до места, живописец попросил Спасителя прийти и вылечить Авгаря. Если же не будет такой возможности, Ананий должен был нарисовать Его портрет, который, по вере, тоже поможет больному. Спаситель не мог отправиться в путь, и живописец принялся за свою работу, но у него ничего не получалось. Тогда Господь умылся, взял полотенце и приложил к своему лицу. На холсте чудесным образом отобразился Его лик. Приняв с благодарностью это дарованное Спасителем полотно, царь исцелился. Полотенце (убрус) Христа стало знаменем на вратной башне Эдессы, так как оно спасло владыку. Так родился обычай защищать вратные башни городов христиан изображениями Христа, иконами Спасителя (Спаса). Поэтому вратная башня московского Кремля называется Спасской. Отсюда берет истоки еще одно название праздника – «Спас на полотне».
Спас Мокрая Брада. ХV век
Долгое время Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа хранился в Эдессе. В 944 году, после захвата города мусульманами, его выкупил византийский император Константин Багрянородный, и святыня была доставлена в Константинополь. В честь этого события и было установлено празднование, а сам Нерукотворный Образ стал почитаться как первая христианская икона.
На Руси по-особенному относились к Образу. Иконы с изображением Спасителя стояли в красном углу каждой избы. Нерукотворный Образ вышивался на полотнах знамен, под которыми русские войска шли на битву.
К празднику Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа простой народ приурочивал ярмарки, на которых шла бойкая торговля холстами. По всей Руси славилась большая ярмарка в селе Зеленые Горы Нижегородской губернии. Отсюда идет известная поговорка: «Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продают». Сам же праздник крестьяне так и назвали Холщовым, или Спасом на полотне.
Примечательно, что на Руси языческой примерно в это же летнее время почиталась Мокошь - богиня прядения и прочих женских занятий. В те давние времена женщины «дарили» ей холсты и пряжу.
Хлебный
К Третьему Спасу в большинстве местностей, как правило, заканчивалась жатва. Утром праздничного дня из всех изб доносился аромат свежеиспеченного хлеба. Хозяйки вставали чуть свет, чтобы замесить тесто из муки нового урожая. Караваи, пироги и прочую выпечку несли всей семьей к утренней службе в храм на освящение. И, получив благословление, начинали брать для выпечки из амбаров свежую муку. Поэтому праздник получил название Хлебный Спас. Говорили: «Третий Спас хлеба припас». Разговевшись первым освященным караваем, оставляли его небольшую часть, которую бережно хранили в чистой белой холстине за иконами и ели только в случае болезней. Уронить хотя бы крошку этого хлеба считалось у крестьян большим грехом.
С Хлебным Спасом связывали и начало сева озимых. Загадывали крестьяне в этот день о будущем хлебном урожае. Так, из оставленного накануне на праздник Успения Пресвятой Богородицы, последнего «дожиночного» снопа брали по три колоска. Зерна из каждого закапывали отдельно. И через некоторое время смотрели: если первыми взойдут зерна первого колоса - больший урожай получат от раннего сева, второго - среднего, третьего - лучше уродится поздний хлеб.
На сев озимых мужчины отправлялись, соблюдая особый обычай. С собой на телегу клали они три снопа сжатого хлеба и только на них - мешки с семенами для сева озимых. Хозяйки хлебом-солью провожали сеятелей, а на поле их встречала ребятня с гречневой кашей.
Но не только хлебом был богат Третий Спас. В этот день, если он приходился на четверг или субботу, начинался после Успенского поста, а в ином случае - продолжался вторым днем Осенний мясоед. Тогда разрешалось есть мясо. Не зря в некоторых местностях говорили: «Третий Спас - всем праздникам праздник».

Ореховый
Поспевали на Третий Спас и дары леса - орехи. Поэтому Третий Спас величали на Руси еще и Ореховым. В этот день начинался массовый сбор и заготовка орехов на зиму. Собранные к Спасу лесные плоды крестьяне непременно освящали в церкви.
По деревенским обычаям первой за орехами отправлялась самая уважаемая женщина деревни. Количество собранных ею орехов служило ориентиром для остальных. Пока они ходили по лесу, бабки и девочки-пестушки на полянках развлекали детвору, загадывая загадки, рассказывая сказки об орехах. Мужчины, как правило, за орехами не выходили, это было не принято. Поэтому Ореховый Спас в Средней полосе России считался женским праздником, «полупраздником».
Орехами запасались на всю зиму. Во многих деревнях они считались талисманами, приносящими в дом достаток. И, конечно же, никто не сомневался в их целебных и питательных свойствах. Собранные сверх потребностей орехи крестьяне позже свозили на продажу в города в чистом виде или в виде лакомств - засахаренных или замоченных в меду ядер.
Примечали, что большой урожай орехов предвещал хороший урожай хлеба на следующий год.

Водяной
Иногда Третий Спас именовали в народе Водяным, хотя и Первый в некоторых местностях назывался Спасом на воде. Но если 14 августа деревенские жители купались в реках, прудах и озерах в память о Крещении Руси, то 29 августа освящались новые и чистились старые колодцы и святые источники. А во времена язычества в это время славяне чтили и благодарили за дарованные земные плоды воду, приносили ей своеобразную жертву в виде кругового обхода колодца или родника. Обычай сохранился и с приходом христианства, но только теперь, совершая обходы источников воды, крестьяне «замыкали» тепло. Во всем чувствовалось приближение осени. Сопровождаемое последним отлетом ласточек, начиналось «молодое» бабье лето...

Три Спаса
У В. Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, приведён оригинальный взгляд: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб.» Возвращаясь к названию третьего Спаса, называемого «хлебным» или «орешным», народ отмечал его как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!».
Хорош Третий Спас — зимой будет квас. Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год. Урожая на орехи двух лет сряду не бывает. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. Орешков во время Спаса старались собрать как можно больше, считалось: сколько орехов - столько и радостей будет в семье.

Георгины склонились у паперти,
Словно молятся молча за нас,
Россыпь темных орехов на скатерти…
Вот и третий – ореховый, Спас…

Тихо осень ступает хозяйкою,
Скоро скроется лето из глаз.
И последние ласточки стайкою
Улетают – ореховый Спас…

По утрам над кустами болотными
Вьют туманы белесый атлас…
Облака над крестами полотнами –
Полотняный ореховый Спас…

Преклоняем колени, как водится.
Не остави, Пречистая, нас!
Спит в мерцанье свечей Богородица –
Тихий третий – ореховый, Спас…
Вадим Цокуренко
Поздравляю всех православных с  Успением Богородицы и Третьим Спасом!
Добра, Счастья, Радости, Веры  и Здоровья!
И пусть у вас на душе будет также светло, ясно и чисто, 
как эта хрустально-небесная музыка к видеоролику 
"Орехово-хлебный спас. Успение Богородицы"
По материалам  журнала «Тайны ХХ века». – 2012. - №35 (август). – С.26-27.


4 комментария:

  1. Спасибо за такой трогательный и чудесный пост! Прекрасно стихотворение Вадима Цокуренко - "скоро скроется лето из глаз", а жаль... С ореховым Спасом вас, Людмила!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна,тоже ощущаю легкий налет грусти - лето кончается. Спасибо Вам за комментарий. Вас также поздравляю с Орехово-хлебным Спасом. Радости Жизни, Истинной Веры, Здоровья и Успехов во всех Ваших начинаниях!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила! Пост душевный, даже духовный! А насчёт грусти по поводу конца лета (чуть ли не конца света сказала)- это светлая грусть! Пойду, наемся орехов. Правда захотелось солёного арахиса, вкусно и полезно! Приятного и Вам аппетита!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, привет! Вы как солнышко ясное появляетесь и сразу светлее вокруг становится! Орехи обязательно надо сегодня есть - как никак Ореховый Спас. А я пойду пощелкаю кедровых орешек - получила посылочку с Дальнего Востока. Ох и забытое это удовольствие! Спасибо, что в гостях у нас в блоге побывали, всегда рады Вас видеть!

      Удалить