10 великих самоучек
Дорогие друзья!
«Мы академиев не кончали», - говорил полководец-самородок Василий Иванович Чапаев в легендарном одноименном фильме. И не только он мог сказать о себе так. Многие великие не имели не то что высшего, но и вообще самого что ни на есть начального образования. Однако, врожденный талант и природное трудолюбие вознесли их на вершину славы. Предлагаю вам сегодня в воскресном вернисаже познакомиться с этими великими людьми.
Композитор
1. Вольфганг Амадей Моцарт. Несмотря на то, что его отец был музыкантом и педагогом, талант проявился у мальчика в возрасте 3 лет, когда еще никому не приходило в голову заниматься его обучением.
И позднее великий композитор также не ходил в школу. В раннем возрасте домашним образованием мальчика занимался отец, но и его уроки закончились, когда юному Моцарту исполнилось около 12 лет. На этом «университеты» гениального музыканта были завершены. Это не помешало Моцарту создать такое количество музыкальных произведений различных жанров, что и в наши дни его музыка ставит рекорды исполнения во всем мире.
Модельер
2. Коко Шанель. Самоучка - швея, ставшая великим французским модельером, не имела никакого образования. Она выросла в приюте, устроилась в кафе, в котором и шила, и пела. От природы девушка имела совершенно необычный взгляд на стиль и моду. Пользуясь поддержкой мужчин, открыла свою первую шляпную мастерскую, клиентки которой и сделали рекламу юному дарованию. Дальше собственный небольшой бизнес превратился в крупнейший дом моды. Коко Шанель произвела революцию, совершенно изменив представления о том, как должна выглядеть женщина. Можно сказать, что ее одежда (свободная, элегантная, универсальная) изменила не только вид, но и характер женского населения планеты. Шанель называют одной из 100 влиятельнейших персон 20 века.
Музыкант
3.Джимми Хэндрикс — американский музыкант, певец и композитор, признанный журналом «Time» в 2009 году величайшим гитаристом всех времен и народов, был настоящим самородком. Многие рок - музыканты являются самоучками. На самом деле, слова "рок" и "школа" в одном предложении встретишь редко. Но и среди самоучек Хендрикс был феноменальным экземпляром. Его ещё при жизни называли величайшим виртуозом в истории рока. Он открыл в электрогитаре бесконечный источник возможностей нового звучания благодаря своему необыкновенному природному таланту. Хендрикс, будучи левшой, не просто играл, он выделывал с гитарой такие штуки, которые может себе позволить только музыкант, слившийся воедино со своим инструментом.
Говоря о новшествах Хендрикса, критики подчёркивают, что он расширил диапазон и словарь электрической гитары и изменил лицо рок-музыки.
Писатель
4.Иван Алексеевич Бунин, русский писатель, поэт, получивший Нобелевскую премию в 1933 году. До 11 лет он воспитывался дома, затем всего 4 года проучился в гимназии и снова вернулся домой учиться под руководством старшего брата. Иван Бунин много занимался самообразованием, увлекался чтением мировой и отечественной классики. В 17-летнем возрасте он начал писать стихи. Трудовую деятельность будущий нобелевский лауреат начал в городе Орле скромным корректором в местной газете «Орловский вестник».
Политик
5.Абрам Линкольн - великий президент, национальный герой Америки, освободитель рабов. Он происходил из семьи бедных фермеров. По этой причине Линкольн посещал школу всего около года и успел только выучиться грамоте. К счастью для Соединенных Штатов, Линкольн был великим читателем. Через свою любовь к книгам он получил весь тот багаж знаний, который полностью реализовал в политической карьере.
6. Генрих Шлиман - археолог-любитель, получивший мировую известность благодаря своим изысканиям в Малой Азии, и в особенности, благодаря раскопкам древней Трои. В силу сложных семейных обстоятельств (Шлиман воспитывался у дяди) ему удалось отучиться в гимназии всего три месяца. Его интерес к истории и классическим языкам так и не реализовался там. Юному Шлиману пришлось перейти на учебу в реальное училище, что было значительно доступнее, а уже в 14 лет он завершил обучение и начал работать приказчиком в бакалейной лавке.
Работа оказалась несложной и не занимала много времени, и Шлиман использовал представившуюся возможность, чтобы изучать иностранные языки. Выяснилось, что у него к ним большие способности. Занимаясь совершенно самостоятельно, он меньше чем за три года освоил голландский, английский, французский, итальянский и португальский языки, а затем и русский.
Художник
7. Винсент Ван Гог - всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист. Ван Гог родился на юге Нидерландов в маленькой деревушке в семье сельского пастора. С детства он выделялся своим необычным, замкнутым и мрачным характером, плохо сходился и с детьми, и с взрослыми. В 7 лет он пошел в деревенскую школу, но через год покинул ее. После нескольких месяцев домашнего обучения, маленького Винсента отправили в школу - интернат за 20 км от дома. Этот отъезд-отсыл глубоко ранил ребенка и оставил в душе художника след на всю жизнь. В этой школе Ван Гог начал изучать иностранные языки, к которым имел большие способности, и получил первые уроки рисования. В возрасте 12 лет ученик неожиданно прервал свое обучение, вернулся домой и больше никогда не посещал учебные заведения.
Певец
8. Федор Иванович Шаляпин — русский оперный певец, первый народный артист Республики (1918 год). Крестьянский сын Федор Шаляпин родился в Казани.Федю рано отдали учиться ремеслу сапожника, а потом токаря. Наконец, Шаляпиным удалось устроить сына в училище, где Федор проучился 4 года, получив начальное образование. Здесь же он встретил замечательного учителя Н. В. Башмакова, большого любителя пения. Страсть к искусству проявилась в мальчике рано. Отец купил на толкучке для сына скрипку за два рубля и тот самостоятельно учился играть, постигая азы музыкальной грамоты. Однажды сосед Шаляпина привел мальчугана в церковь. С этих пор Шаляпин стал постоянно петь в церковном хоре, зарабатывая также пением на свадьбах, похоронах и молебнах. Федор буквально бредил театром. Благодаря своей целеустремленности, в 16 лет он попадает на сцену драматического театра, в 17 — исполняет свою первую сольную оперную партию, а в 23 - Шаляпин становится звездой Русского частного оперного театра, созданного Саввой Мамонтовым. Шаляпин имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актерское мастерство».
Поэт
9. Иосиф Бродский — выдающийся русский поэт 20 века. Лауреат Нобелевской премии 1987 года.
Бродский родился в Ленинграде в 1940 году. Его детство пришлось на военные блокадные годы.
В биографии великого поэта значится только семилетнее образование, правда, юноша его проходил восемь лет, потому что задержался в последнем классе на второй год. Учеба Иосифу никогда не давалась, поэтому он с легкостью бросил восьмой класс и поступил работать фрезеровщиком на завод «Арсенал». Юноша всегда очень много читал, самостоятельно изучил английский и польский языки. В юности Бродский много раз менял работу, путешествовал, увлекся написанием стихов в 17 лет и, попав в кружок поэтов и писателей, заразился литературным трудом на всю жизнь. Правда, советская власть это трудом не считала, в дальнейшем Бродский прошел через тюрьму и ссылку за тунеядство, а позже эмигрировал в США.
Писатель
10. Михаил Александрович Шолохов — третий Нобелевский лауреат в нашем списке людей без образования. Писатель получил ее в 1965 году за свои выдающиеся эпосы о жизни казаков «Тихий Дон» и «Поднятая целина».
Родился Шолохов в станице Вешенская. Будущий писатель закончил всего 4 класса гимназии. Однако этого ему вполне хватило для активного участия в ликвидации безграмотности населения хуторов, объявленного большевиками. Михаил вел перепись населения, был комиссаром отряда продразверстки, даже был приговорен к расстрелу, замененному условным наказанием, так как юноша был несовершеннолетним. Семнадцатилетним Шолохов приехал в Москву, чтобы продолжить образование и стать писателем. Однако поступить на рабфак ему не удалось из-за отсутствия трудового стажа и направления комсомола. Чтобы прокормиться, работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Много читал, занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», посещал учебные занятия, которые вели маститые писатели Шкловский и Асеев.
Мировую известность писателю принес роман-эпопея «Тихий Дон», который живописует трагическую судьбу донского казачества в Первой мировой и гражданской войнах.
Это произведение Михаила Александровича часто называют «Войной и миром» 20 века.
Какие люди!
ОтветитьУдалитьДа, Ольга Николаевна, удивительные люди, я не знала, что И.А. Бунин достиг высот знания самостоятельно; это какую силу воли и целеустремленность надо иметь, так творить, чтобы стать Нобелевским лауреатом!
УдалитьСпасибо, что зашли в гости, очень рада Вам всегда.
Здравствуйте, Людмила! Люблю Вашу рубрику "В выходные - для души и сердца" всегда читаю. Сегодня только, тоже случайно как и Вы зашла на пост от 20 сентября коллег из одной библиотечной системы "Мой библиомир", где мою кандидатуру разбирали. И хочу сказать Вам, не могу не сказать - большущее спасибо за поддержку и мнение о моём блоготворчестве. Я уж, грешным делом, хотела бросить всё, потому что идёт давление и из виртуального и из реального мира. Но, видимо, не судьба мне так быстро сдаться, это просто знак судьбы - Ваш комментарий. Что ж - буду учиться "держать удар". Не хотелось бы мне с Вами расставаться и со всеми своими друзьями-блогерами. Надо ещё научиться никак не реагировать на Анонимов и фей всех мастей и что они ко мне прицепились? Ну не нравится - не читайте, я так считаю. Вот, кажется всё сказала, что хотела, ещё раз благодарю за то, что заступились за меня и блог.
ОтветитьУдалитьИриша, я долго думала над комментариями в Ваш адрес, думала как бы я поступила на Вашем месте. Пришла к двум вариантам. 1) Вы создаете свой личный блог и ведете как душа Ваша пожелает. В этом случае Ваш стиль и манера ведения блога как нельзя лучше подходят, никого не задевают и не трогают (я имею в виду Ваше начальство). А личный Ваш блог будет только процветать с Вашей открытостью, добротой и сердечностью. Полная свобода выбора тем, пишите - о чем хотите, к чему душа лежит, в любом стиле. Читатели у Вас будут, и читать Вас тоже будут, потому что "цепляете". Есть в Вашей манере изложения такая степень открытости, "распахивания души", что очень редко встречается.Легко обидеть такого незащищенного человека. Но в тоже время эта открытость и притягивает, чувствуется, что "живой" человек, с эмоциями.
УдалитьВторой вариант. Вы остаетесь в этом блоге - блоге детской библиотеки. Тогда Ваши анонимные коллеги в чем-то правы - надо писать в блог о мероприятиях и читателях библиотеки, детских книгах и писателях и т.п. То есть представьте себе, зашел на блог Ваш читатель-ребенок или просто житель Вашего города - как через блог завлечь его в библиотеку, что такое интересное написать и чем поделиться, чтобы он к Вам в библиотеку пришел. Вот тогда можно сказать, что технологии веб.2.0 действуют, что блоги нужны и востребованы. А пока больше библиотекари между собой общаются с помощью блогов. Конечно, не надо писать только о библиотеке и о книгах, пусть будут свободные темы, но интересные для детей и их родителей - потенциальных читателей Вашей библиотеки. Блог для чего создается? Для рекламы и продвижения своей библиотеки и её услуг в виртуальную среду, в идеале - виртуальных читателей превратить в реальных.
Выбирайте сами, Ириша. Если 2 вариант - не нужно обижаться, нужно учиться. И еще есть выход: пусть посты пишут и другие Ваши коллеги, а Вы будете их размещать в блоге. Можно даже разделить обязанности: кто-то пишет чисто библиотечные темы, а Вы - вне библиотеки. Вобщем, выход всегда есть, думайте, как вам лучше. На анонимов не обращайте внимания, скорее всего, это кто-то из ваших коллег. Жаль, что у людей не хватает смелости прямо, честно с Вами поговорить. Наверно, Вас побаиваются. Удачи и успехов в блогерском деле! Спасибо, Ириша, что читаете наш блог. Искренне рада.
Здравствуйте, Людмила! Спасибо, что уделили мне время и всё подробнейшим образом объяснили! У меня пока дилемма - то ли завести свой блог, то ли покориться судьбе и писать, так как хочет начальство (хотя начальство уже ничего не хочет, не интересуются и коллеги, что там происходит на блоге, ни то что самим начать писать). А если свой блог - это опять всё по новой начинать, жаль 2 месяцев работы и своих публикаций. Нет, я не жадная, пусть всё то, что я успела сделать - остаётся в рабочем блоге, но его же вести то никто не будет и всё будет забыто и утеряно. Мне вот только сейчас сказала моя заведующая, что в блог надо писать раз в неделю, а остальное время - работать ( то есть блог - развлечение). Так я итак на работе не сижу в блоге, только с домашнего компа захожу сюда. В общем получилось так, что сначала она и коллеги методисты прямо таки заставили именно меня вести блог, я ведь сама сильно противилась этому, не хотела лишнюю работу выполнять на голом энтузиазме. А теперь, когда я это дело полюбила, не надо стало. У наших коллег из Каменска теперь новая игрушка - они все на Фейсбуке, теперь туда нас агитируют, мол, регистрируйтесь, активизируйтесь. Дальше, не знаю, что ещё придумают.Вот опять Алевтина Михайловна, уезжаю в Центральную Городскую Библиотеку бросила мне фразу: "Если будешь долго сидеть-тогда тебе ни к чему работать, увольняйся и занимайся только блогом этим" - конец цитаты.Я ей пытаюсь объяснить, что здесь и как, но она своё мнение на этот счёт имеет - баловство всё это.Ну вот, Людмила, Вам пожаловалась и вроде легче стало. Ну, поживём - увидим, выход то,правда, всегда есть. Спасибо за поддержку! И Вам удачи!
ОтветитьУдалитьИриша, спасибо за столь подробный комментарий. Если Вы хотите вести библиотечный блог,пусть начальство оформит на Вас приказ, как бы официально закрепляя эту работу за Вами.Тогда стимулирующие выплаты должны и Вас касаться. У нас, кстати, за работу на компьютере доплачивают 5%. А если ведешь блоги или сайты - то и премия перепадает.
Удалить