Страницы

суббота, 21 июня 2014 г.

В помощь библиотекарю


Новинки профессиональной литературы (июнь 2014 года)
Дорогие коллеги!
Предлагаю вашему вниманию новые издания по библиотечному делу. «Справочник школьного библиотекаря» был заказан через магазин «Учитель», стоимость без доставки 293 руб.
«Библиографоведение» и «Социальные коммуникации» заказаны в издательстве «Профессия» с предварительной оплатой (900 руб. без перессылки).
Справочник школьного библиотекаря / авт.-сост. И. Б. Горшкова. – Волгоград : Учитель, 2014. – 201 с. – (В помощь библиотекарю).
Развитие современной образовательной организации невозможно без обновления деятельности школьной библиотеки, овладения библиотекарями новыми знаниями и методами работы.
Пособие предлагает материалы по организации библиотечного дела школы в соответствии с ФГОС, примеры составления отдельных видов проектных документов, планы и анализы работы библиотеки, различные мониторинги, которые при определенной доработке и внесении корректив могут использоваться для создания соответствующих аналогов документации в библиотеках общеобразовательных учреждений.
Пособие предназначено для библиотекарей ОУ, методистов по школьным библиотекам; рекомендовано к использованию на курсах переподготовки и повышения квалификации библиотекарей.

СОДЕРЖАНИЕ
Школьная библиотека как компонент педагогической системы
Нормативно-правовое обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных
учреждений
Нормативно-правовое обеспечение деятельности библиотек
Основные международные нормативно-правовые акты в области организации деятельности
школьных библиотек
Федеральное законодательство в области организации деятельности школьных библиотек
Отраслевые нормативно-правовые акты федерального значения, ориентирующие деятельность
школьных библиотек
Документы, регламентирующие деятельность библиотеки
Нормирование труда библиотекаря
Номенклатура дел библиотеки общеобразовательного учреждения
Показатели эффективности и качества деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения
Статистический учет в библиотеке
Мониторинг деятельности библиотеки 
Технология работы библиотеки общеобразовательного учреждения 
Технология работы библиотеки
Основные направления деятельности библиотеки 
Внутрибиблиотечная документация 
Циклограмма работы библиотеки 
Планирование работы школьной библиотеки
Годовой анализ работы библиотеки
Формирование фондов библиотеки
Процессы формирования библиотечных фондов
Моделирование библиотечного фонда
Комплектование библиотечного фонда
Технология организации библиотечных фондов
Расстановка книжных фондов
Размещение и оформление книжных фондов
Сохранность библиотечного фонда
Управление библиотечным фондом
Аналитико-синтетическая обработка документов
Библиографическое описание документа
Структура и элементы библиографического описания
Структура таблиц библиотечно-библиографической классификации (ББК) для детских и школьных библиотек
Авторский знак
Аннотирование
Организация и ведение каталогов
Организация каталогов
Оформление каталожной карточки
Алфавитный каталог
Систематический каталог
Алфавитно-предметный указатель (АПУ)
Библиографическая работа в библиотеке
Справочно-библиографический аппарат как база обслуживания
Библиографическое обслуживание
Справочно-библиографическое обслуживание
Составление рекомендательных пособий «малых форм»
Библиотечное обслуживание
О понятии «библиотечное обслуживание»
Принципы организации библиотечного обслуживания
Правила пользования библиотекой
Структура, технология библиотечного обслуживания
Формы библиотечного обслуживания
Наглядные формы и методы массовой работы
Устные формы массовой работы
Комплексные формы массовой работы
Нетрадиционные формы массовой работы в школьной библиотеке
Личность библиотекаря в библиотечном обслуживании
Развитие информационной культуры у школьников
Понятия и термины
Методики обучения при работе с группой (классом)
Этапы подготовки и проведения занятий по развитию информационной культуры школьников
Условия для проведения занятий
Краеведческая деятельность в школьной библиотеке
Основные понятия
Ядро краеведческого фонда
Краеведческий справочно-библиографический аппарат
Краеведческая деятельность школьной библиотеки
Пользователи краеведческого фонда школьной библиотеки
Реклама в библиотеке
Значение рекламы
Сущность, функции и специфика библиотечной рекламы
Социально-психологические аспекты рекламы
Технология внутренней рекламы
Приложения
Приложение 1. Положение о библиотеке МОУ
Приложение 2. Примерные правила пользования библиотекой МОУ
Приложение 3. Нормирование библиотечных процессов
Приложение 4. Мониторинг обеспеченности бесплатными учебниками
Приложение 5. Годовой план работы библиотеки МОУ
Приложение б. Годовой анализ работы библиотеки МОУ
Приложение 7. Список полочных разделителей по выбору для библиотек ОУ
Приложение 8. Анализ основного фонда библиотеки МОУ
Литература

Коршунов, О. П. Библиографоведение : учебник / О. П. Коршунов, Н. К. Леликова, Т. Ф. Лиховид ; под общ. ред. О. П. Коршунова. — Санкт-Петербург : Профессия, 2014. - 288 с. - (Учебник для бакалавров).
В учебнике всесторонне характеризуется библиографоведение как научная дисциплина: ее основные понятия, структура, место среди смежных дисциплин, история формирования теории библиографии в России и за рубежом.
Учебник предназначен для преподавателей и студентов библиотечно-информационных факультетов вузов культуры, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность». Он может использоваться студентами колледжей культуры, обучающимися по тому же направлению, а также в системе повышения квалификации библиотечных работников

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Предварительные замечания
Библиография и библиографоведение. Что это такое?
Как надо изучать библиографию?
РАЗДЕЛ I.Основы ТЕОРИИ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Глава 1. Система документальных коммуникаций как метасистем и среда функционирования библиографии
§ 1. Система документальных коммуникаций как научное понятие.. 
§ 2. Система документальных коммуникаций как объективная реальность
Глава 2Библиографическая информация — посредник в системе документальных коммуникаций
§ 1. Отношение «книга — читатель» — первоначальный исходный пункт теории библиографической информации
§ 2. Возникновение и основные направления развития библиографической информации
Глава 3.Формы существования библиографической информации .
§ 1. Библиографическое сообщение
§ 2. Библиографическое пособие
Глава 4Основные общественные функции библиографической информации
§ 1. Двойственность библиографической информации
§ 2. Документальные и библиографические потребности
§ 3. Что такое «функция» библиографической информации?
§ 4. Генезис понятий основных общественных функций библиографической информации
Глава 5. Структура, качества, определение библиографической информации
§ 1. Сущностно-функциональная структура библиографической информации
§ 2. Качества библиографической информации
§ 3. Определение понятия «библиографическая информация»
Раздел II. Библиографическая деятельность — центральная КАТЕГОРИЯ ТЕОРИИ БИБЛИОГРАФИИ
Глава 6Общее представление о библиографии как области деятельности
§ 1. Возникновение, развитие, конкретно-историческая обусловленность библиографии как области деятельности
§ 2. Определение библиографии как области деятельности и принципиальная схема ее функционирования
§ 3. Принципы библиографической деятельности
Глава 7Основные компоненты библиографической деятельности.
§ 1. Библиография как объект дифференциации
§ 2. Субъекты и цели библиографической деятельности
§ 3. Объекты библиографической деятельности
§ 4. Процессы библиографической деятельности
§ 5. Средства библиографической деятельности
§ 6. Современные технологии библиографической деятельности
§ 7. Результаты библиографической деятельности
Глава 8. Видовая классификация библиографии как области деятельности
§ 1. Организационно-оформленные подразделения (виды) библиографии
§ 2. Видовая классификация библиографии по признаку общественного назначения
§ 3. Видовые классификации библиографии по другим признакам
§ 4. Библиография библиографии
Глава 9. Основные виды библиографии
§ 1. Государственная/национальная библиография
§ 2. Научно-вспомогательная библиография
§ 3. Рекомендательная библиография
§ 4. Краеведческая библиография
Раздел III. Библиографоведение — наука о библиографии
Глава 10. Структура и содержание библиографоведения
§ 1. Библиографоведение: определение, общая характеристика
§ 2. Структура библиографоведения
§ 3. Содержание и задачи библиографоведения
§ 4. Законы и закономерности библиографии
Глава 11. Библиографоведение в системе смежных областей знания.
§ 1. Библиографическая деятельность и библиотечное дело.
Библиографоведение и библиотековедение
§ 2. Библиография и научно-информационная деятельность.
Библиографоведение и информатика
§ 3. Библиография и книжное дело. Библиографоведение и книговедение
Глава 12. Разработка вопросов теории библиографии в России
§ 1. Эмпирический период формирования представлений о библиографии
§ 2. Теоретический период познания библиографической деятельности
§ 3. Основные отечественные общебиблиографические концепции
Глава 13. Разработка вопросов теории библиографии за рубежом
§ I. Эмпирический период формирования теории библиографии за рубежом
§ 2. Аналитический период развития теории библиографии за рубежом
§ 3. Современные зарубежные концепции библиографии
Заключение
Предметный указатель

Соколов,  А. В. Социальные коммуникации : учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» / А. В. Соколов ; науч. ред. Г. В. Михеева. — Санкт-Петербург : Профессия, 2014. — 288 с. — (Учебник для бакалавров).
В учебнике рассматриваются место и роль документа в системе социальных коммуникаций, представлена вся проблематика социальных коммуникаций, имеющая значение для современной библиотечно-информационной деятельности. Исходя из понимания коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени, рассмотрены формы, виды, уровни коммуникационной деятельности, структура групповой и общественной памяти, разновидности коммуникационных каналов и периодизация эволюции социальных коммуникаций, включая мультимедийную коммуникацию в информационном обществе. 
Учебник носит междисциплинарный характер, в нем учтены взаимосвязи библиотековедения, библиографоведения, книговедения с прочими общественными и гуманитарными науками в области коммуникационной проблематики.
Настоящий учебник является первым учебным пособием по социальным коммуникациям,  специально адресованным студентам библиотечно-информационной школы и адаптированным к требованиям федерального образовательного стандарта третьего поколения. Он может быть использован библиотекарями-библиографами, практиками и информационными работниками для повышения квалификации и самообразования.

Содержание
Введение
Глава 1.Начала теории социальной коммуникации
§ 1.1. Понятие коммуникации
§ 1.2. Типы реальностей и типы коммуникаций
§ 1.3. Смысловая социальная коммуникация
§ 1.4. Информация и коммуникация
§ 1.5. Функции естественного языка и речи
Глава 2. Коммуникационная деятельность
§ 2.1. Субъекты коммуникационной деятельности в пространствах культуры
§ 2.2. Формы, виды, уровни коммуникационной деятельности
§ 2.3. Микрокоммуникация
§ 2.4. Мидикоммуникация
§ 2.5. Массовая макрокоммуникация  
§ 2.6. Правда и ложь в коммуникационной деятельности
Глава 3. Социальная память
§ 3.1. Смысловая память и мнемические действия
§ 3.2. Структура национальной памяти общества
§ 3.3. Проекты общечеловеческой памяти
§ 3.4. Проблемы построения общечеловеческой памяти в XXI веке 
Глава 4. Эволюция социальных коммуникаций
§ 4.1. Хронология общественных коммуникационных систем
§ 4.2. Археокультурная словесность
§ 4.3. Палеокультурная книжность
§ 4.4. Мануфактурная книжность
§ 4.5. Индустриальная книжность и массмедиа
§ 4.6. Мультимедийная культура информационного общества
Заключение. На пути к метатеории

4 комментария:

  1. Я помню как училась по учебнику Коршунова и Лиховид. Так половину книги, написанную Коршуновым я читала со словарем, 75% слов были абсолютно непонятны. А вторая часть, написанная Лиховид, попроще. У Татьяны Федоровны все разложено по полочкам, все логически понятно. Так что, Людмила, спасибо, что напомнили студенческие годы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо за комментарий, за то, что поделились своим мнением. Мне нравится по библиографоведению учебник Диомидовой, он написан понятным языком и терминами, до сих пор в него иногда заглядываю для уточнения нужных терминов.
      Хорошей Вам рабочей недели и всего самого доброго!

      Удалить
  2. Все это конечно хорошо! Но по большей части - это теория.Как мне кажется , все , что написано в этих книгах( кроме нового справочника, еще не читала, поэтому ничего сказать не могу) все это теоретическая база, которую мы выучили еще в институтах. Это все конечно надо. Если брать школьные библиотеки, то во многих школах есть своя бухгалтерия и все новое, с чем в последнее время должен сталкиваться библиотекарь в этих справочниках нет. Я вот например столкнулась со списанием. В ЦБ( центр бух) руководствуется своей программой списания например О Ф, а так же и своими правилами инвентаризации.С УФ то же самое - учебные пособия - заносим в ОФ, а не в УФ.А их зачастую приходит до 30 и больше экз. В ОФ надо ведь инвентариз. каждую книгу.!При списании я так и не доказала,бухгалтерам что по правилам библиотечным так списывать и так составлять акт замены утерянных - не положено. А библиотекарь должен руководствоваться именно своими документами.Мне сказали, что у них свои законы.
    Так, пообщалась с некоторыми библиотекарями: все, что надо делать по заказу УФ ( договоры, торги, аукционы ) все это делают сами библиотекари. Хотя это должен делать бухгалтер.А ведь там уголовные наказания предусматриваются - значит библиотекарю вместе с этим надо еще учить и все эти документы по аукционам и котировкам.
    Вообщем много надо добавлять в эти справочники нового. - почитаю новый, ваш, справочник. - может быть там есть новое. Спасибо за пост.!Обязательно познакомлюсь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, всё это сложно, конечно. Мне трудно судить, потому что я никогда не работала в школьной библиотеке. Но общаясь с коллегами - школьными библиотекарями, поняла, что в последнее время у них наступил очень сложный период - аукционы, котировки, обеспеченность учебниками и т.п. Даже подписку нужно проводить через аукцион. Намного сложнее стало работать в школьной библиотеке, это однозначно.
      По поводу новых книг по профессии - я всегда их просматриваю, потому что в каждой есть что-то полезное. В некоторых есть и обобщенный опыт российских библиотек по разным направлениям библиотечной работы. А иногда после просмотра новой проф. литературы возникают свои идеи и задумки. Я считаю, что с новинками обязательно нужно знакомиться, может быть, для школьных библиотек это не так актуально (здесь своя специфика), но для массовых - да, нужно просматривать и отбирать то, что может пригодиться в нашей работе. А еще - можно подсмотреть идеи, преобразовать их под свою библиотеку. Вот книга Головко, С. И. "Креатив-технологии в библиотечной сфере" - это же кладезь интересных идей! Даже конспектировала её, чего уже давно не делала. Из всего можно извлечь полезное, только нужно его увидеть.
      Ирина, спасибо за Ваш такой подробный комментарий, чувствуется, что это наболело. Желаю Вам спокойной, малобумажной и комфортной работы, которую наверно, трудно представить в школьной библиотеке. Но - мечтать не вредно! Удачи Вам и всего самого доброго!

      Удалить