Страницы

суббота, 4 ноября 2023 г.

Национальный праздник

4 ноября – День народного единства
Дорогие друзья!
Сегодня мы отмечаем национальный праздник – День народного единства, праздник очень важный с исторической точки зрения, ведь не случись победы нашего второго ополчения под предводительством князя Д. Пожарского и купца К. Минина и освобождения Москвы от польских интервентов – неизвестно, какой Россия была бы сегодня, сохранила бы свою государственность.
Предлагаю вашему вниманию небольшую информацию из книги С. В. Бушуева «История государства Российского» (Москва, 1994).
Семнадцатый век открывается трагедией Смуты. Для русского общества это был первый страшный опыт гражданской войны. Да, конечно, и раньше Россия знала и народные восстания, и братоубийственные феодальные усобицы. Но очаги этих столкновений всегда были четко ограничены и пространством, и количеством участников. Громадная часть населения Русской земли оставалась вполне равнодушной к «выяснению отношений» двух княжеских дружин или вспыхнувшему в одном из городов бескрайней страны бунту. Смута никого не оставила равнодушным и безучастным. И московский боярин, и провинциальный служилый человек, и купец, и вольных казак, и подневольный холоп, и дворянин, и простолюдин-ремесленник, и рядовой чернец, и патриарх всея Руси — все были захвачены вихрем неожиданных и грозных событий, все оказались перед выбором, от которого зависело часто не просто благополучие, а сама жизнь.
К. Минин и Д. Пожарский
Этот выбор приходилось делать в обстановке крайней неопределенности, нестабильности ситуации, при противоречивых слухах об одном и том же лице или событии.
При такой «смутности» (неясности, неотчетливости) политических очертаний «смутно» (то есть тревожно) было и на душе русского человека. Свой часто роковой выбор он делал наугад, на ощупь, наудачу, потом в ужасе от него отказывался, выбирал и ошибался снова. Страшная «шатость» открылась в народе от землепашца до царя. Точную картину психологии людей «московской разрухи» рисует, обращаясь к литературным памятникам той эпохи, современный историк, один из составителей превосходного сборника «Смута в Московском государстве» (М., 1989) А. И. Плигузов:

«Цари играли жизнью своих слуг, а те играли царями, „яко детищем", то „хватали за посох и позорили... много раз" и говорили, „чтобы сошел с царства", то терзали до смерти, ища награды у нового монарха. И самые знатные, опора государственного устройства, совершали поступки... не помня прежней меры своего слова, и никто не был равен сам себе: Шуйский дважды перед всем миром утверждал противоположные мнения о личности убитого царевича Димитрия, Мария Нагая, безутешно оплакивавшая мертвого сына, без колебаний признала его в Самозванце. Во главе страны стояли теперь не прежние „земледержцы и правители", а „землесъедцы и кривители", как горько посмеивался неизвестный автор „Новой повести о преславном Российском царстве".

Там, где царил извечный порядок, теперь верховодил случай, и тогда собирались мужики коверинцы, колтыринцы и конобеевцы и говорили меж себя так: „Сойдемся-де вместе и выберем себе царя". И поднялись цари под разными именами — один назовется Петром, другой Иваном, по прозванию Август, иной Лаврентием, иной Гурием.

Священные одежды архиереев поляки резали на портянки. Коломенского епископа Иосифа, привязав к пушке, возили под стены осажденных городов и этим устрашали городовых „сидельцев". И Богородица — защитница Русской земли — смотрела на все это с иконы, а рядом, на стене, были пригвождены „злодейские руки" поляков, глумившихся над образами Христа и Богоматери» (Указ. сб. С. 408).

И вот в поисках выхода из всего этого кошмара русские люди сначала готовы были признать ложь самозванства, надеясь с приходом очередного Лжедмитрия (коих было три) на восстановление твердого государственного порядка. Связывали свои надежды с соблазном принятия чужестранной династии и присягали на верность польскому королевичу Владиславу. Вовлекали, на свою беду, в русские дела иностранные державы — Польшу и Швецию, не замедлившие отнять у безвластной страны Смоленск и северо-западные земли.

Далеко не сразу, после целого ряда неудач и разочарований, лучшие люди того времени пришли к мысли, что единственный путь к восстановлению Российского государства лежит только через освобождение Москвы от прочно обосновавшихся там поляков и избрание от всей земли царя, истинного монарха, а не самозванного авантюриста или иноземного ставленника. Это должен быть человек из числа «природных российских бояр».
Демидов В.К. Освобождение Москвы князем Пожарским и гражданином Мининым  Из коллекции Музеев Московского Кремля
26 октября 1612 г. (по старому стилю) второе ополчение земских людей, предводительствуемое князем Дмитрием Пожарским и купцом Кузьмой Мининым, вместе с казаками Дмитрия Трубецкого приняли капитуляцию польского гарнизона в Кремле. В январе следующего года собрали всесословный Земский собор для избрания нового государя. 21 февраля 1613 г. собор окончательно утвердил избранника — Михаила Федоровича Романова, первого царя последней в истории Российского государства династии. Таким был итог этой в высшей степени своеобразной гражданской войны. В отличие от многих других гражданских войн во всемирной истории она завершилась не установлением нового общественного строя, а восстановлением, реставрацией монархической государственности. «Наша смута вовсе не революция и не кажется исторически необходимым явлением, по крайней мере на первый взгляд,— писал в „Лекциях по русской истории" С. Ф. Платонов — крупнейший в начале XX в. знаток времени „московской разрухи".— Началась она явлением совсем случайным — прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и труднообъяснимого.
Благодаря такому характеру нашей государственной „разрухи" и явилось у нас так много мнений и теорий о ее происхождении и причинах».

Действительно, Смута очень сложна и несет в себе не один, а несколько кризисов. Сначала династический кризис, ибо со смертью сына Ивана Грозного — Федора — династия Рюриковичей пресеклась, а попытка Бориса Годунова утвердить на престоле российских самодержцев свою фамилию не увенчалась успехом — слишком сильны были противники Годуновых — гораздо более знатные семейства князей Шуйских и бояр Романовых. Отсюда — ожесточенная борьба за власть разных группировок после смерти Бориса.

Затем, как результат этой неразборчивой в средствах борьбы с привлечением русских авантюристов и иностранных наемников,— полная потеря государственной власти — государственный кризис.
С ослаблением центральной власти нарастал социальный кризис. Он выразился в многочисленных мятежах, восстании Ивана Болотникова, разбое беглых холопов и «воровских казаков». Порой казалось, что порвались все скрепы, сдерживающие общество.
В обществе, безусловно, произошел какой-то моральный сдвиг, действовал кризис нравственный. Достаточно вспомнить, как москвичи «целовали крест», т. е. клялись во имя всего святого сначала Годунову, потом первому самозванцу, захватившему трон, потом царю Василию Шуйскому, потом польскому королевичу Владиславу... И в очередной раз становились клятвопреступниками. А чего стоит основанное на лжи самозванство! Причем часто на лжи взаимной: одни назывались царями, не имея никаких прав на престол, другие, если и не зная наверняка, то уж догадываясь, что имеют дело с узурпаторами, делали вид, будто им верят...
Сложное переплетение и взаимовлияние всех этих кризисов и породило феномен Смутного времени.
Источник:
Бушуев, С. В. История государства Российского : историко-библиографические очерки. Кн. вторая. ХVII – XVIII вв. / С. В. Бушуев ; Российская Государственная Библиотека. – Москва : Книжная палата, 1994. – С.57-59.
Дорогие читатели блога!
От всей души поздравляем вас с Днем народного единства! Этот праздник связан с героическими событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя независимости нашей Родины. Более четырех столетий отделяют нас от событий Смутного времени, когда с оружием в руках и верой в победу наши далекие предки защитили Отечество от иностранных интервентов. Главной силой этого мощного освободительного движения стало объединение народа – вне зависимости от происхождения, положения в обществе и вероисповедания. Благодаря сплоченности и единству укрепилось Российское государство, продолжило свое существование, духовное развитие и возрождение.

День народного единства дает всем нам возможность осознать себя единым народом с общей исторической судьбой и с общим будущим.
Искренне желаем всем доброго здоровья, счастья, процветания, мира, взаимопонимания и согласия, радости и душевного покоя в семьях, успехов во всех делах, благополучия и новых побед по имя Отчизны!
С праздником! С Днем народного единства!
Интересные ссылки

2 комментария:

  1. С праздником, Людмила Борисовна! С Днём народного единства!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, спасибо большое за поздравление, за внимание к блогу! И Вас - с праздником, С Днем народного единства! Здоровья, счастья, мира и добра, радости, прекрасного настроения, всех благ и благополучия!

      Удалить