Опросы и анкетирования
в библиотеке №4 в 2012 г.
Дорогие друзья!
В нашей библиотеке в прошлом году был проведен ряд опросов и анкетирований. Мне хотелось бы начать с небольшого, но очень важного опроса в блоге БИБЛИОКОМПАС осенью 2012 г. Он возник спонтанно в результате путешествия по блогам и дискуссионных комментариев. Некоторые блогеры со стажем считают, что библиотечные блоги – это в какой-то степени замкнутая группа, где библиоблогеры сами пишут, сами читают друг друга и комментируют. Вопрос: кто читает наши блоги - читатели или библиотекари? Меня очень заинтересовал этот вопрос. Действительно, кто читает блог БИБЛИОКОМПАС, если общее количество просмотров страниц в декабре 2011 г. было 28760, а в декабре 2012 г. – 180166?
Опрос, помещенный в блоге, был очень простым: нужно было ответить на вопрос – кто ты, читатель блога? Три варианта ответов:
Опрос, помещенный в блоге, был очень простым: нужно было ответить на вопрос – кто ты, читатель блога? Три варианта ответов:
а) библиотекарь
б) читатель библиотек г. Михайловки
в) просто читатель (не библиотекарь!)
Срок длительности опроса был 15 дней. Конечно, нужно было поставить хотя бы месяц, на будущее это учтем. И каковы же результаты? 70% участвующих в опросе – библиотекари, 15 % - читатели библиотек г. Михайловки и 15% - просто читатели. Общее число читателей всего 30%, т.е. примерно, одна треть от всех читателей – посетителей блога, но меня эта цифра очень порадовала. Значит, заходят на блог не только библиотекари. Особенно порадовалась за земляков – 15%. Да, мы научились постоянно говорить о своем блоге – везде: в прессе (описываем мероприятие и даем ссылку: «Более подробно прочитать о нём и посмотреть фотографии вы сможете в нашем блоге БИБЛИОКОМПАС»), на массовых мероприятиях (не только говорим, но и показываем блог, его самые интересные страницы и посты, фотографии читателей на мероприятиях; естественно, родственники читателей тоже хотят их посмотреть в Интернете и заходят на блог). Такой опрос хочется еще раз повторить, только срок его действия сделать побольше.
Хочу искренно поблагодарить всех читателей нашего блога - и библиотекарей, и просто читателей за то, что они находят время и смотрят нашу информацию, наши посты, наш блог. Огромное спасибо – нашим постоянным читателям, которые оказали нам честь своим присоединением к блогу БИБЛИОКОМПАС! Мы очень ценим это и искренне благодарны вам за постоянное внимание к блогу. Спасибо вам огромное!!!
Вернемся к нашим опросам. В рамках Недели Общеевропейской кампании «Выходи в Интернет!» были проведены блиц-опрос «Что для Вас значит Интернет?» и мини-опрос «Подростки в Интернете». Информация о них ЗДЕСЬ.
Предлагаем вашему вниманию результаты опроса-анкетирования
«Современные информационные технологии и чтение молодежи».
С целью изучения влияния современных информационных технологий на чтение молодежи и изучения её читательских интересов в апреле 2012 г. был проведен опрос-анкетирование «Современные информационные технологии и чтение молодежи» в рамках Недели молодежного чтения и юношеской книги «Через книгу – найти тропинку в сердце». Анализ проведенного анкетирования поможет улучшить информационное обслуживание молодых пользователей библиотеки №4, сделать его более качественным и эффективным, а также выявить проблемы и приоритеты в чтении, влияние ИКТ на процесс чтения молодежи.
Предлагаемая молодым читателям анкета включала в себя 26 вопросов закрытого типа (это анкетные вопросы, на которые респонденту были предложены готовые варианты ответов). В качестве объекта библиотечного исследования выступают молодые читатели городской библиотеки № 4 МБУК «ЦБС г. Михайловки». Анкета заполнялась ими непосредственно во время посещения библиотеки.
Всего в анкетировании приняли участие 12 человек. К сожалению, у нас нет специальной статистической программы для обработки социологических исследований (SPSS, например или др.), чтобы можно было провести анкетирование большего количества читателей и обработать большее количество анкет с помощью этой программы. Обработка всех анкет у нас проходит вручную, поэтому, к сожалению, выборка респондентов небольшая.
Почти во всех вопросах анкеты можно было выбирать несколько вариантов ответа. Анкету условно можно разделить на 4 блока вопросов:
Первый блок – общий: о чтении, его целях, источниках информации и др.
Второй блок – чтение художественной литературы
Третий блок – чтение периодических изданий, домашняя библиотека, регулярность посещения библиотеки.
Четвертый блок - информационные технологии и их влияние на чтение студентов.
По социально-возрастному составу: все анкетируемые – студенты медицинского колледжа №6 г. Михайловки. Из них: 83,7 % - девушки, 16,7% - юноши. Половина из них – 50% - в возрасте 16 лет (1 курс), остальные – от 17 до 19 лет.
Первый блок вопросов – общий: о чтении, его целях, источниках информации и др.
На 1-ый вопрос анкеты: «Как Вы предпочитаете проводить свободное время?» - 91,7% респондентов выбрали вариант ответа «встречаться с друзьями». 58,3% - «общаться в Интернете», 50% опрошенных отметили варианты «читать книги» и «слушать музыку». 25% - «смотреть телевизор»; 16,7% - «играть в компьютерные игры» и 8,3% - «искать полезную информацию в Интернете».
На 2-ой вопрос «Любите ли Вы читать?» - никто из анкетируемых не выбрал вариант ответа «нет». 75% опрошенных ответили «да» и 25% - «затрудняюсь ответить».
На 3-ий вопрос анкеты «С какой целью Вы читаете?» - 66,7% студентов отметили «подготовка рефератов и/или других учебных работ».41,7% - выбрали вариант ответа «проведение свободного времени», 8,3% - «модная или популярная книга».
На 4-ый вопрос анкеты «Читаете ли Вы что-нибудь кроме учебников, которые рекомендуют преподаватели?»- 66,7% ответили утвердительно, 25% - «иногда», 8,3% опрошенных ответили отрицательно, т.е. ничего не читают, кроме учебной литературы.
На 5-ый пункт анкеты «Назовите источники информации о книгах» - больше половины студентов (66,7%) выбрали вариант ответа «самостоятельный выбор», половина (50%) назвали – «каналы межличностного общения (друзья, знакомые). Четвёртая часть (25%) выбрали вариант «Реклама в Интернете» и внимание! – 16,7% опрошенных назвали «библиотечная реклама». Меньше всего (8,3%) – «советы родственников» и вообще никто не отметил вариант «Реклама в книжных магазинах».
На 6-ой очень важный вопрос «Причины, которые препятствуют чтению книг» - 58,3% респондентов назвали «недостаток времени», 25% опрошенных «предпочитают журналы» и «получают всю необходимую информацию из Интернета». 16,7% - «не получают удовольствия от чтения»!
На 7-ой вопрос «Как Вы оцениваете «читающего человека» (человека, который читает постоянно книги) – 83,3%ответили положительно; 16,7% - выбрали вариант ответа « всё равно». Никто не отметил вариант ответа «негативно».
На 8-ой вопрос «В каком виде предпочитаете получать информацию?» - 66,7% анкетируемых ответили «всё равно», 25% - «в печатном виде», 16,7% - «в электронном виде».
ВЫВОДЫ по 1-ому блоку вопросов анкеты:
1) Радует тот факт, что, несмотря на предпочтение проводить свободное время в общении с друзьями и в Интернете, молодежь находит время на чтение книг (50%), а 75% - любит читать, причем образ «читающего человека» у них вызывает положительные эмоции и оценку.
2) Ожидаем был выбор цели чтения для больше половины анкетируемых – подготовка рефератов и других учебных работ, но и чтение с целью проведения свободного времени – 41,7% - положительный факт. Лишь 8,3% студентов ничего не читают, кроме учебной литературы, остальные – читают помимо учебной программы.
3) Интересно, что в источниках информации о книгах более половины респондентов назвали «самостоятельный выбор» и «каналы межличностного общения» (друзья, знакомые). Важный показатель – 16,7% выбрали библиотечную рекламу книги. Это, конечно, немного, но есть перспективы роста этого показателя.
4) В причинах, которые препятствуют чтению книг – фактор «недостаток времени» - был предсказуем для учащейся молодежи, но настораживает тот факт, что 16,7% - не получают удовольствия от чтения. Вот где нужна кропотливая работа по превращению процесса чтения в процесс творческий, продуманная индивидуальная работа с читателем.
5) 16,7% - такой маленький процент предпочтения получения информации в электронном виде связан с тем, что половина анкетируемых студентов (50%) были первокурсниками, еще слабо владеющими ИКТ, но тем не менее более половины студентов готовы получать информацию в любом виде, в т.ч. и электронном.
Второй блок вопросов касался чтения художественной литературы. Посмотрим, как анкетируемые относятся к этому виду литературы.
На 9-й вопрос анкеты «Какие жанры художественной литературы Вам нравятся?» были ожидаемые ответы: 91,7% отметили фэнтези, 50% - любовные романы (это понятно, т.к.83,7% всех респондентов – девушки); 41,7% анкетируемых выбрали фантастику. Далее идут в порядке убывания: 33,3% - детективы и 16,7% - комиксы. Классику, поэзию, современную прозу выбрали всего 8,3% опрошенных. Печальный факт.
На 10-й вопрос «Как часто Вы читаете художественную литературу?» - 91,7% респондентов выбрали вариант ответа «от случая к случаю, эпизодически». 8,3% - совсем не читают художественную литературу. Вариант «Каждый день» не отмечен никем.
Заканчивает блок вопросов, посвященных художественной литературе 11-й вопрос «Где Вы берёте художественную литературу?».75% опрошенных указали – «беру в библиотеке», по 33,3 % отметили варианты «покупаю» и «читаю в Интернете». 8,3% анкетируемых – «берут у друзей».
1) Небольшой блок по вопросам чтения художественной литературы включал в себя всего 3 вопроса. Как и во многих опросах, исследованиях в других библиотеках страны любимые жанры художественной литературы в чтении молодежи совпали. В порядке убывания идут: фэнтези, любовный роман (не забываем, что 83,7% опрошенных – девушки), фантастика, детективы. Печальный факт – классику, поэзию, современную прозу читают всего 8,3% студентов и столько же – совсем не читают художественную литературу. Остальные читают «от случая к случаю». Понятно, что молодежь загружена учёбой и учебное, деловое чтение превалирует. А вот показатель востребованности, нужности библиотеки, её фондов – 75% анкетируемых берут художественную литературу в библиотеке, а одна треть – читает в Интернете.
Третий небольшой блок разных вопросов касался чтения периодических изданий, домашней библиотеки, регулярности посещения библиотеки.
На 12-й вопрос анкеты «Какие периодические издания Вы предпочитаете?» половина участников опроса-анкетирования выбрала «журналы» и «электронные периодические издания». Совсем не отмечены оказались газеты (печатные издания), а 8,3% опрошенных – вообще не читают периодику.
На 13-й вопрос «Есть ли у Вас дома книги?» наибольшее число голосов (33,3%) набрал вариант «до 100 книг», 25% анкетируемых отметили варианты: «до 10 книг», «до 50 книг». 16,7% опрошенных выбрали вариант ответа «более 100 книг». Никто не отметил вариант «нет дома книг».
На 14-й вопрос анкеты «Сколько книг Вы прочитали за последний месяц?» - были получены разные варианты ответов: от 10 книг до 1, есть даже такие ответы: «не считал, много», а 25 % респондентов поставили прочерк вместо ответа на этот вопрос анкеты.
На 15-й вопрос «Как часто Вы посещаете нашу библиотеку?» - 41,7% анкетируемых отметили «раз в месяц», 33,3% - 1 раз в 2-3 месяца, 25 % - 1 раз в неделю. Неотмеченным остался вариант «2-3 раза в год».
ВЫВОДЫ по 3-ему блоку вопросов анкеты:
1) Лишь половина студентов читают периодику (журналы), причём, как в традиционном формате, так и электронные издания. Радует тот факт, что в каждом доме есть книги, причем, у трети анкетируемых в домашних библиотеках содержится до 100 книг. За месяц 75% опрошенных прочитали от 1 до 10 книг.
2) Интересный вопрос о посещаемости библиотеки – больше половины студентов посещают библиотеку регулярно (1 раз в месяц) и часто (1 раз в неделю) в соответствии с правилами пользования библиотекой, а одна треть – раз в два-три месяца. 1 раз в неделю – это студенты, которые пользуются компьютерными услугами библиотеки (поиск информации в Интернет, сообщения, рефераты, курсовые работы). Эти статистические данные говорят о популярности библиотеки, востребованности её фондов и услуг.
Последний, четвертый большой блок вопросов касался непосредственно информационных технологий, их влияния на чтение студентов.
На 16-й вопрос «Читаете ли вы книги в их электронной версии?» - 58,3%опрошенных ответили утвердительно, 41,7% - отрицательно.
На 17-й пункт анкеты «Когда у Вас есть возможность пользоваться компьютером, Вы обычно проводите за ним…» - 41,7% респондентов выбрали вариант «более 3-х часов в день»;16,7% - отметили варианты: «от одного до трёх часов в день»; а8,3% - «не имею возможности пользоваться компьютером».
На 18-й вопрос: «Когда у Вас есть возможность пользоваться Интернетом, Вы обычно проводите в нем…» - 25 % опрошенных отметили варианты: «три часа в день» и «более 3-х часов в день», а 16,7% выбрали вариант ответа: «от одного часа до двух часов в день». 16,7% студентов - «не имеют возможности пользоваться Интернетом».
На 19-й вопрос анкеты «С какой целью Вы чаще всего пользуетесь компьютером и Интернетом?» были получены такие варианты ответов:
компьютером пользуются: «чтобы слушать музыку, смотреть кино» – 91,7% опрошенных; «чтобы готовиться к урокам» - 58,3%; «чтобы реализовать свои творческие потребности» и «чтобы убить время» - по 33, 3% анкетируемых; чтобы уйти от реальных проблем – 25% опрошенных; «чтобы повышать свой образовательный и культурный уровень» - 16,7%. По 8,3 %набрали варианты ответов «чтобы изучать различные программы», «чтобы играть в компьютерные игры». Не пользуются компьютером – 8,3% респондентов.
Интернетом пользуются: 83,3% - «чтобы скачивать рефераты», 75% - «скачивать музыку», 66,7% - «чтобы общаться», 58,3% - «чтобы получить необходимую информацию», 41,7% - «чтобы готовиться к урокам», 33,3% - «чтобы убить время», по 16,7% - «чтобы быть в курсе последних событий» и «чтобы уйти от реальных проблем», по 8,3% - «чтобы повысить свой образовательный и культурный уровень» и «чтобы играть в сетевые компьютерные игры».8,3% - не пользуются Интернетом.
На 20-й пункт анкеты «Оцените свой уровень владения компьютером» - 50% анкетируемых отметили вариант ответа – «пользователь», по 25% - «начинающий пользователь» и «опытный пользователь». Не отмеченными остались варианты ответов: «совсем не умею пользоваться» и «больше, чем просто опытный пользователь».
На 21-й пункт анкеты «Оцените степень владения навыками поиска в Интернет» - 50% опрошенных оценили как «хорошее владение», 41,7% отметили – «иногда возникают затруднения», а 8,3% выбрали вариант «знакомство в общих чертах». Никто не выбрал вариант ответа «отсутствие навыков и знаний».
На 22-й пункт анкеты «Оцените роль Интернета в Вашей жизни» - 91,7% опрошенных отметили «помогает общаться с интересными людьми», 66,7% - «помогает мне учиться», 33,3% - «помогает мне быть в курсе последних событий», 25% - «помогает повышать мой культурный уровень», по 8,3% набрали варианты ответов: «открывает широкие возможности для реализации своих способностей» и «не играет никакой роли». Неотмеченными остались варианты: «помог мне найти работу», «помогает получать дистанционное образование», «повышает мой престиж среди сверстников».
На 23-й пункт анкеты «При обращении к ресурсам Интернет преобладает…» - 58,3% выбрали вариант «досуговая цель», 50% - «учебная цель», 25% - «новинки в сети» (без уточнения: музыкальные, книжные новинки или новые фильмы?)
На 24-й вопрос анкеты «Обращаетесь ли Вы к электронным библиотекам?» -41,7% опрошенных отметили «да, делаю это крайне редко». 33,3% - «нет, мне хватает других ресурсов (традиционных библиотек, информационных сайтов), 16,7% - «да, делаю это постоянно», 8,3% - «нет, я не знаю, как это сделать».
На 25-й вопрос анкеты «Какой Вы видите библиотеку будущего?» - 66,7% отметили вариант «электронные и печатные издания будут дополнять друг друга»; 33,3% - «без традиционных книг библиотека потеряет свою суть»; 8,3% - «электронные издания заменят печатные». Никто не отметил вариант «библиотеки вообще исчезнут».
ВЫВОДЫ по 4-ому блоку вопросов анкеты:
Это самый большой блок, который включает в себя 9 вопросов. Все они связаны с информационно-компьютерными технологиями, использованием компьютера и Интернета, электронных библиотек и т.п.
1) Более половины (58,3%) студентов читают книги в их электронной версии, пользуются компьютером от 1 часа до 3 часов и более в день. Четвертая часть студентов (25%) пользуются Интернетом в день от 3 часов и более; 8,3% анкетируемых не имеют возможности пользоваться компьютером, 16,7% - Интернетом, т.к. многие студенты приехали из сельской местности, живут на съемных квартирах. Наша библиотека с подключенным Интернетом (и другие библиотеки города) для них – выход из сложной ситуации и большая помощь в учебном процессе. Кроме того, библиотекари оказывают совершенно бесплатно информационно-библиографическую поддержку, особенно первокурсникам – это правильное оформление рефератов, консультации по поиску в Интернете, составлению списков использованной литературы в соответствии с библиотечными ГОСТами и стандартами последних лет.
2) Интересны результаты анкетирования о целях использования компьютера и Интернета. Большинство опрошенных используют компьютер для просмотра фильмов и чтобы слушать музыку (91,7%), и только потом, чтобы готовиться к урокам (58,3%). А Интернетом – на 1-ом месте – скачивание ресурсов (83,3%) и музыки (75%). Одна треть студентов одной из целей использования компьютера и Интернета назвала «чтобы убить время», «чтобы уйти от реальных проблем». Есть о чем поразмыслить библиотекам – как организовать интересный и качественный досуг для студенческой аудитории. 8,3% студентов – не пользуются компьютером и Интернетом. Причины, скорее всего, в материально-финансовом положении студентов и в отсутствии необходимых навыков и умений пользователя (половина анкетируемых – первокурсники). Хотя свой уровень владения компьютером все анкетируемые подтверждают: от «пользователя» (50%) до «начинающего» (25%) и «опытного пользователя» (25%). А вот степень владения навыками поиска в Интернет – разная у респондентов. Половина оценили её как «хорошее владение», более 40% - «иногда возникают затруднения».
3) Вызывает повышенный интерес пункт анкеты с просьбой оценить роль Интернета в жизни анкетируемых. На первое место они определили «общение с интересными людьми» (91,7%), а уже затем - помощь в учебе (66,7%). Не играет никакой роли Интернет всего для 8,3% анкетируемых. (это, вероятно, тот процент студентов, которые вообще не пользуются компьютером и Интернетом). Для большей части студентов (58,3%) при обращении к ресурсам Интернет преобладает «досуговая цель»; «учебная» - для половины (50%) опрошенных.
Вызвал затруднение пункт анкеты по поводу обращения к электронным библиотекам: лишь небольшая часть студентов (16,7%) постоянно пользуются ими, остальные – крайне редко или вообще не обращаются к ним, считают хватает других ресурсов. А вот 8,3% анкетируемых вообще не знают, как это делать. Это реальная возможность для библиотек восполнить этот пробел с помощью веб-уроков, уроков компьютерной грамотности по пользованию электронными библиотеками.
4) Заключительный вопрос о библиотеке будущего, какой её видят нынешние студенты – порадовал нас, библиотекарей: больше половины опрошенных (66,7%) считают, что электронные и печатные издания будут дополнять друг друга, а треть анкетируемых считает, что без традиционных книг библиотека потеряет свою суть. Только 8,3% студентов твёрдо заявляют, что электронные издания заменят печатные. Но никто не отметил, что «библиотеки вообще исчезнут».
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Проанализировав все вопросы анкеты, можно сделать следующие выводы о современных информационно-компьютерных технологиях и чтении студентов:
1) Несмотря на споры в профессиональной периодике по поводу снижения интереса к чтению современной молодежи, мы видим на основе результатов нашего анкетирования, что она находит время на чтение книг (50%) и любит читать (75% анкетируемых), но вид получения информации изменился. Молодые читатели-студенты (более половины) готовы получать информацию в любом виде, в т.ч. и электронном, а 16,7% - только в электронном. В свободное время молодежь отдает предпочтение «встрече с друзьями» (91,7%) и «общаться в Интернете» (58,3%). Интернет занимает одно из основных мест в досуговом времени молодежи.
2) Проанализировав источники информации о книгах, цели чтения, причины, которые препятствуют чтению книг, отношение к художественной литературе и др. можно сделать вывод, что чтение молодежи носит деловой, информационный характер, направлено, в основном, в помощь учебному процессу. Сегодня стали другими формы чтения и письма (SMS-сообщения, твиты, общение в Интернете). Чтение сегодня - скорее компонент социализации личности, а не индивидуальный выбор досуга молодых пользователей библиотеки.
Но результаты нашего анкетирования показали, что, несмотря на загруженность в учебе, студенты читают художественную литературу и периодику (журналы), но от случая к случаю, эпизодически. Любимые жанры художественной литературы в чтении наших студентов совпали с молодежными опросами и исследованиями в других библиотеках страны: фэнтези, любовный роман (более 80% анкетируемых – девушки), фантастика, детективы. Печальный факт, но классику, поэзию, современную прозу читают всего 8,3% студентов. И столько же – совсем не читают художественную литературу. Поэтому важно усиление рекламы книги в стенах библиотеки и вне её, популяризация лучшей современной художественной литературы с помощью ИКТ (виртуальные выставки на сайтах и блогах, в профильных группах социальных сетей, анонсы мероприятий, высокий уровень их проведения, новые формы проведения, близкие и интересные молодежи и др.) Положительный момент для нас – 75% наших студентов берут художественную литературу в нашей библиотеке, а одна треть – читает в Интернете. Периодику (журналы) студенты читают как в традиционном формате, так и электронном. У всех есть дома книги. За месяц 75% анкетируемых прочитали от 1 – 10 книг.
3) Подводя общие итоги нашего анкетирования, можно сделать вывод о возросшем влиянии ИКТ на чтение молодежи: с одной стороны, в связи с недостатком времени читают меньше, чем их сверстники несколько лет назад, но с другой стороны – благодаря Интернету выбор произведений и возможности чтения расширились. Роль Интернета в жизни студентов неизмеримо выросла. Благодаря ему, они общаются с интересными людьми (91,7%), готовятся к занятиям (66,7%). Все анкетируемые студенты более или менее владеют знаниями и навыком пользования компьютером, поиском информации в Интернет. Но необходимо обратить внимание на первокурсников (50% опрошенных): умеют искать информацию в Интернете, но не умеют работать с ней: копирование, редактирование текста, оформление титульного листа, оглавления, составление списка использованной литературы и др.. Вот поле деятельности для библиотекаря по формированию и воспитанию информационной культуры личности студента.
Таким образом, сделав вывод о непрерывно возрастающем влиянии современных информационных технологий на чтение студентов медицинского колледжа №6, мы видим задачу библиотеки и библиотекаря в том, чтобы приспособиться к этому новому явлению, постоянно занимаясь повышением своего профессионального уровня в области ИКТ, находиться в поиске новых форм работы с молодежью, понимать происходящие процессы и быть востребованными нашими молодыми читателями.
Благодарим за внимание и терпение всех, кто дочитал до конца наш анализ опроса-анкетирования!
Комментариев нет:
Отправить комментарий