Георгиевская ленточка

среда, 16 января 2013 г.

Наш опыт

Опросы  и  анкетирования 
в  библиотеке №4  в  2012 г.
Дорогие друзья!
В нашей библиотеке  в прошлом году был проведен ряд опросов и анкетирований. Мне хотелось бы начать с небольшого, но очень важного опроса в блоге БИБЛИОКОМПАС осенью 2012 г. Он возник спонтанно в результате путешествия по блогам и дискуссионных комментариев. Некоторые блогеры со стажем считают, что библиотечные блоги – это в какой-то степени замкнутая группа, где библиоблогеры сами пишут, сами читают друг друга и комментируют. Вопрос: кто читает наши блоги  - читатели или библиотекари? Меня очень заинтересовал этот вопрос. Действительно, кто читает блог БИБЛИОКОМПАС, если общее количество просмотров страниц в декабре 2011 г. было 28760, а в декабре 2012 г. – 180166?  
Опрос, помещенный в блоге, был очень простым: нужно было ответить на вопрос – кто ты, читатель блога? Три варианта ответов: 
а) библиотекарь
б) читатель библиотек г. Михайловки
в) просто читатель (не библиотекарь!)
Срок длительности опроса был 15 дней. Конечно, нужно было поставить хотя бы месяц, на будущее это учтем. И каковы же результаты? 70% участвующих в опросе – библиотекари, 15 % - читатели библиотек г. Михайловки и 15% - просто читатели. Общее число читателей всего 30%, т.е. примерно, одна треть от всех читателей – посетителей блога, но меня эта цифра очень порадовала. Значит, заходят на блог не только библиотекари. Особенно порадовалась за земляков – 15%. Да, мы научились постоянно говорить о своем блоге – везде: в прессе (описываем мероприятие и даем ссылку: «Более подробно прочитать о нём и посмотреть фотографии вы сможете в нашем блоге БИБЛИОКОМПАС»), на массовых мероприятиях (не только говорим, но и показываем блог, его самые интересные страницы и посты, фотографии читателей на мероприятиях; естественно, родственники читателей тоже хотят их посмотреть в Интернете и заходят на блог). Такой опрос хочется еще раз повторить, только срок его действия сделать побольше. 
Хочу искренно поблагодарить всех читателей нашего  блога -  и библиотекарей, и просто читателей за то, что они находят время и смотрят нашу информацию, наши посты, наш блог.  Огромное спасибо – нашим постоянным читателям, которые оказали нам честь своим присоединением к блогу БИБЛИОКОМПАС! Мы очень ценим это и искренне  благодарны вам за постоянное внимание к блогу. Спасибо вам огромное!!!

Вернемся к нашим опросам. В рамках Недели Общеевропейской кампании «Выходи в Интернет!» были проведены  блиц-опрос «Что для Вас значит Интернет?» и мини-опрос «Подростки в Интернете». Информация  о них ЗДЕСЬ.

Предлагаем вашему вниманию  результаты опроса-анкетирования 
«Современные информационные технологии и чтение молодежи».

С целью изучения влияния современных информационных технологий на чтение  молодежи  и изучения её  читательских интересов  в апреле 2012 г. был проведен опрос-анкетирование «Современные информационные технологии и чтение молодежи» в рамках Недели молодежного чтения и юношеской книги «Через книгу – найти тропинку в сердце».  Анализ проведенного анкетирования поможет улучшить информационное обслуживание молодых пользователей  библиотеки  №4, сделать его более  качественным  и  эффективным, а также выявить проблемы и приоритеты в  чтении, влияние ИКТ на процесс чтения молодежи.
Предлагаемая молодым читателям анкета включала в себя 26 вопросов закрытого типа (это анкетные вопросы, на которые респонденту были предложены готовые варианты ответов). В качестве объекта библиотечного исследования выступают  молодые читатели   городской  библиотеки № 4  МБУК «ЦБС г. Михайловки». Анкета заполнялась ими непосредственно во время посещения библиотеки.
Всего в анкетировании приняли участие 12  человек. К сожалению,  у нас нет  специальной статистической программы  для обработки социологических  исследований (SPSS, например или др.), чтобы  можно было провести  анкетирование  большего количества читателей и обработать большее количество анкет с помощью этой программы. Обработка всех анкет у нас проходит вручную, поэтому, к сожалению, выборка  респондентов  небольшая.  
Почти во всех вопросах анкеты можно было выбирать несколько вариантов ответа. Анкету условно можно разделить  на 4 блока вопросов
Первый  блок – общий: о чтении, его целях, источниках информации и др.
Второй  блок – чтение  художественной  литературы
Третий блок – чтение периодических изданий, домашняя библиотека, регулярность посещения библиотеки.
Четвертый  блок - информационные технологии и их влияние на чтение студентов.

По социально-возрастному составу: все анкетируемые – студенты медицинского колледжа №6 г. Михайловки. Из них: 83,7 % - девушки, 16,7% - юноши. Половина из них – 50% - в возрасте 16 лет (1  курс), остальные – от  17  до  19 лет.

Первый  блок  вопросов – общий: о чтении, его целях, источниках информации и др.

На 1-ый вопрос анкеты: «Как Вы предпочитаете проводить свободное время?» - 91,7% респондентов выбрали вариант ответа «встречаться с друзьями».  58,3% - «общаться в Интернете», 50% опрошенных отметили варианты «читать книги» и «слушать  музыку». 25% -  «смотреть  телевизор»; 16,7% - «играть в компьютерные  игры» и 8,3% - «искать полезную информацию в Интернете». 

На 2-ой вопрос «Любите ли Вы читать?» - никто из анкетируемых не выбрал вариант ответа «нет». 75% опрошенных ответили «да» и 25% - «затрудняюсь ответить».

На 3-ий  вопрос  анкеты  «С  какой  целью Вы  читаете?» - 66,7% студентов отметили «подготовка рефератов и/или других учебных работ».41,7% - выбрали вариант ответа «проведение свободного времени», 8,3% - «модная или популярная книга».

На 4-ый  вопрос анкеты «Читаете ли Вы что-нибудь кроме учебников, которые рекомендуют преподаватели?»- 66,7% ответили утвердительно, 25% - «иногда», 8,3% опрошенных ответили отрицательно, т.е. ничего не читают, кроме учебной литературы.

На 5-ый  пункт  анкеты «Назовите источники информации о книгах» - больше половины студентов (66,7%) выбрали вариант ответа «самостоятельный выбор», половина (50%)  назвали – «каналы межличностного  общения (друзья, знакомые). Четвёртая часть (25%) выбрали вариант «Реклама в Интернете» и внимание! – 16,7% опрошенных назвали «библиотечная реклама». Меньше всего (8,3%) – «советы родственников» и вообще  никто не отметил вариант «Реклама в книжных магазинах».

На 6-ой  очень важный вопрос «Причины, которые препятствуют чтению книг» - 58,3%  респондентов  назвали «недостаток времени», 25% опрошенных  «предпочитают журналы» и «получают всю необходимую информацию из Интернета». 16,7% - «не получают удовольствия от чтения»!  

На 7-ой   вопрос  «Как  Вы  оцениваете  «читающего человека»  (человека, который читает постоянно книги) – 83,3%ответили положительно; 16,7% - выбрали вариант  ответа  « всё  равно». Никто не отметил вариант ответа «негативно». 

На 8-ой   вопрос «В каком  виде  предпочитаете получать  информацию?»  - 66,7% анкетируемых ответили «всё  равно»,  25% - «в печатном виде», 16,7% - «в электронном виде». 

ВЫВОДЫ  по  1-ому блоку вопросов анкеты:
1) Радует тот факт, что, несмотря на предпочтение проводить свободное время в общении с друзьями и в Интернете, молодежь находит время на чтение книг (50%), а 75% - любит читать, причем образ «читающего человека» у них вызывает положительные эмоции и оценку.

2) Ожидаем был выбор цели чтения для больше половины анкетируемых – подготовка рефератов и других учебных работ, но и чтение с целью проведения свободного времени – 41,7% - положительный факт. Лишь 8,3% студентов ничего не читают, кроме учебной литературы,  остальные – читают помимо учебной программы.

3) Интересно, что в источниках  информации о книгах более половины респондентов назвали «самостоятельный выбор» и «каналы межличностного  общения» (друзья, знакомые). Важный показатель – 16,7% выбрали библиотечную рекламу книги. Это, конечно, немного, но есть перспективы роста этого показателя.

4) В причинах, которые препятствуют чтению книг – фактор «недостаток времени» - был предсказуем  для учащейся молодежи, но настораживает тот факт, что 16,7% - не получают удовольствия от чтения. Вот где нужна кропотливая работа по превращению процесса чтения в процесс творческий, продуманная индивидуальная работа с читателем.

5) 16,7% - такой маленький процент предпочтения получения информации в электронном виде связан с тем, что  половина анкетируемых  студентов (50%) были первокурсниками, еще слабо владеющими  ИКТ, но тем не менее более половины студентов готовы получать информацию в любом виде, в т.ч. и электронном.

Второй блок вопросов  касался чтения художественной литературы. Посмотрим, как  анкетируемые относятся к  этому  виду литературы.

На 9-й вопрос анкеты «Какие жанры художественной литературы Вам нравятся?» были ожидаемые ответы: 91,7% отметили фэнтези, 50% - любовные романы (это понятно, т.к.83,7% всех респондентов – девушки); 41,7% анкетируемых выбрали фантастику. Далее идут в порядке убывания: 33,3% - детективы и 16,7% - комиксы. Классику, поэзию, современную прозу выбрали всего 8,3% опрошенных. Печальный факт.

На 10-й вопрос «Как часто Вы читаете художественную литературу?» - 91,7%  респондентов выбрали вариант ответа «от случая к случаю, эпизодически». 8,3% - совсем не читают художественную литературу.  Вариант «Каждый  день» не отмечен никем.


Заканчивает  блок вопросов, посвященных художественной литературе  11-й  вопрос «Где  Вы берёте  художественную литературу?».75% опрошенных указали – «беру в библиотеке», по 33,3 % отметили варианты «покупаю» и «читаю в Интернете». 8,3% анкетируемых – «берут  у  друзей».


ВЫВОДЫ  по  2-ому блоку вопросов анкеты:
1) Небольшой блок по вопросам  чтения   художественной литературы  включал в себя всего 3 вопроса. Как и во многих  опросах, исследованиях в других библиотеках страны  любимые жанры художественной литературы в  чтении молодежи  совпали. В порядке убывания идут: фэнтези, любовный роман (не забываем, что 83,7% опрошенных – девушки), фантастика, детективы. Печальный факт – классику, поэзию, современную прозу читают всего 8,3% студентов и столько же – совсем не читают художественную литературу. Остальные читают «от случая к случаю». Понятно, что молодежь загружена учёбой и учебное, деловое чтение превалирует. А вот показатель востребованности, нужности библиотеки, её фондов – 75% анкетируемых берут художественную литературу в библиотеке, а одна треть – читает в Интернете.

Третий небольшой блок  разных  вопросов  касался чтения периодических изданий, домашней библиотеки, регулярности посещения библиотеки.

На 12-й вопрос анкеты «Какие периодические издания Вы предпочитаете?»  половина участников опроса-анкетирования  выбрала «журналы» и  «электронные периодические издания». Совсем не отмечены оказались газеты (печатные издания), а 8,3% опрошенных – вообще не читают периодику.

На 13-й  вопрос «Есть  ли  у  Вас  дома книги?»  наибольшее число голосов  (33,3%)  набрал вариант  «до  100 книг», 25%  анкетируемых отметили варианты: «до 10 книг», «до 50 книг». 16,7% опрошенных выбрали вариант ответа «более 100 книг». Никто не отметил вариант «нет дома книг».

На 14-й  вопрос анкеты  «Сколько книг Вы прочитали за последний месяц?» - были получены разные варианты ответов:  от  10  книг  до  1, есть даже такие ответы: «не считал, много», а 25 % респондентов поставили прочерк вместо ответа на этот вопрос анкеты.

На 15-й  вопрос «Как часто Вы посещаете нашу библиотеку?» - 41,7% анкетируемых отметили «раз в месяц», 33,3%  - 1 раз в 2-3 месяца, 25 % - 1 раз в неделю. Неотмеченным остался вариант «2-3 раза в год».

ВЫВОДЫ  по  3-ему  блоку  вопросов анкеты:
1) Лишь половина студентов читают периодику (журналы), причём, как в традиционном  формате, так и  электронные издания.  Радует тот факт, что в каждом доме есть книги, причем, у трети анкетируемых в домашних библиотеках содержится до 100 книг. За месяц  75%  опрошенных прочитали от 1 до 10 книг.

2) Интересный вопрос о посещаемости библиотеки – больше половины студентов посещают библиотеку регулярно (1 раз в месяц) и часто (1 раз в неделю)  в соответствии с правилами пользования библиотекой, а одна треть – раз в два-три месяца.  1 раз в неделю – это студенты, которые пользуются компьютерными услугами библиотеки (поиск информации в Интернет, сообщения, рефераты, курсовые работы). Эти статистические данные  говорят о популярности библиотеки, востребованности её фондов и услуг.

Последний, четвертый большой блок вопросов касался непосредственно информационных технологий, их влияния на чтение студентов.

На 16-й вопрос «Читаете ли вы книги в их электронной версии?» - 58,3%опрошенных ответили утвердительно, 41,7%  - отрицательно.

На 17-й  пункт анкеты «Когда у Вас есть возможность пользоваться компьютером, Вы обычно проводите за ним…» - 41,7% респондентов выбрали вариант «более 3-х часов в день»;16,7%  - отметили варианты: «от одного до трёх часов в день»;  а8,3%  - «не имею возможности пользоваться компьютером».

На 18-й вопрос: «Когда у Вас есть возможность пользоваться Интернетом, Вы обычно проводите в нем…» - 25 % опрошенных отметили варианты: «три часа в день» и «более 3-х часов в день», а 16,7% выбрали вариант  ответа: «от одного часа до двух часов в день». 16,7%  студентов - «не имеют возможности пользоваться Интернетом».

На 19-й вопрос анкеты «С какой целью Вы чаще всего пользуетесь компьютером и Интернетом?» были получены такие варианты ответов: 

компьютером  пользуются: «чтобы слушать музыку, смотреть кино» – 91,7%  опрошенных;  «чтобы готовиться к урокам»  - 58,3%; «чтобы реализовать  свои  творческие  потребности»  и «чтобы убить время» - по 33, 3% анкетируемых; чтобы уйти от реальных проблем – 25% опрошенных; «чтобы повышать свой образовательный и культурный уровень» - 16,7%.   По  8,3 %набрали варианты ответов «чтобы изучать различные программы», «чтобы играть в компьютерные игры». Не пользуются компьютером – 8,3%  респондентов.

Интернетом  пользуются: 83,3% - «чтобы скачивать рефераты», 75% - «скачивать  музыку», 66,7% - «чтобы  общаться»,  58,3% - «чтобы  получить необходимую  информацию», 41,7% - «чтобы  готовиться  к  урокам», 33,3% - «чтобы  убить время», по 16,7% - «чтобы  быть  в  курсе  последних  событий» и «чтобы  уйти  от  реальных  проблем», по 8,3%  - «чтобы повысить свой образовательный  и  культурный  уровень» и «чтобы  играть  в  сетевые  компьютерные  игры».8,3% - не пользуются Интернетом.

На  20-й  пункт  анкеты  «Оцените свой уровень владения  компьютером» - 50% анкетируемых отметили вариант ответа – «пользователь», по 25% - «начинающий пользователь» и «опытный пользователь». Не отмеченными остались  варианты  ответов: «совсем не умею пользоваться» и «больше, чем просто опытный пользователь».

На  21-й пункт анкеты «Оцените степень владения навыками поиска в Интернет»  - 50% опрошенных оценили как «хорошее владение», 41,7% отметили – «иногда возникают затруднения», а 8,3% выбрали вариант «знакомство в общих  чертах». Никто не выбрал вариант ответа «отсутствие навыков и знаний».

На  22-й пункт анкеты «Оцените роль Интернета в Вашей  жизни» - 91,7% опрошенных  отметили «помогает  общаться  с интересными  людьми», 66,7% - «помогает  мне  учиться», 33,3% - «помогает мне быть в курсе последних событий», 25% - «помогает  повышать мой  культурный  уровень», по  8,3%  набрали варианты ответов: «открывает широкие возможности для реализации своих способностей»  и  «не  играет  никакой  роли».  Неотмеченными  остались варианты: «помог мне  найти  работу», «помогает  получать  дистанционное образование», «повышает  мой престиж  среди  сверстников».

На 23-й  пункт  анкеты  «При обращении к ресурсам Интернет преобладает…» - 58,3%  выбрали вариант  «досуговая  цель», 50% - «учебная цель», 25% - «новинки в сети» (без уточнения: музыкальные, книжные новинки или новые фильмы?)

На 24-й вопрос анкеты  «Обращаетесь ли Вы к электронным библиотекам?» -41,7%  опрошенных отметили «да, делаю  это  крайне  редко». 33,3% - «нет, мне хватает других ресурсов (традиционных библиотек, информационных сайтов), 16,7% - «да, делаю это  постоянно», 8,3% - «нет, я не знаю, как это сделать».

На  25-й вопрос анкеты  «Какой  Вы видите библиотеку будущего?»  - 66,7% отметили вариант «электронные и печатные издания будут дополнять друг друга»; 33,3% - «без традиционных книг библиотека потеряет свою суть»; 8,3% - «электронные издания заменят печатные».  Никто не отметил вариант «библиотеки вообще исчезнут».

ВЫВОДЫ по 4-ому блоку вопросов анкеты:

Это самый большой блок, который включает в себя 9 вопросов. Все они связаны с информационно-компьютерными технологиями, использованием компьютера и Интернета, электронных библиотек и т.п. 
1) Более половины (58,3%) студентов читают книги в их электронной версии, пользуются компьютером от 1 часа до 3 часов и более в день. Четвертая часть студентов (25%) пользуются Интернетом в день от 3 часов и более; 8,3% анкетируемых не имеют возможности пользоваться компьютером, 16,7%  - Интернетом, т.к. многие студенты приехали из сельской местности, живут на съемных квартирах. Наша библиотека с подключенным Интернетом (и другие библиотеки города) для них – выход из сложной ситуации и большая помощь в учебном процессе. Кроме  того, библиотекари оказывают совершенно бесплатно информационно-библиографическую поддержку, особенно первокурсникам – это правильное оформление рефератов, консультации по поиску в Интернете, составлению списков использованной литературы в соответствии с библиотечными ГОСТами и стандартами  последних  лет.

2) Интересны результаты анкетирования  о целях использования компьютера и Интернета. Большинство опрошенных используют компьютер для просмотра фильмов и чтобы слушать музыку (91,7%), и только потом, чтобы готовиться к урокам (58,3%). А Интернетом – на 1-ом месте – скачивание ресурсов (83,3%) и музыки (75%).  Одна треть студентов  одной из целей  использования компьютера и Интернета назвала «чтобы убить время», «чтобы уйти от реальных проблем». Есть о чем поразмыслить библиотекам – как организовать  интересный и качественный  досуг  для студенческой аудитории. 8,3%  студентов – не пользуются компьютером и Интернетом. Причины, скорее всего, в материально-финансовом положении студентов  и в отсутствии необходимых навыков и умений пользователя (половина анкетируемых – первокурсники).  Хотя свой уровень  владения компьютером  все анкетируемые подтверждают: от «пользователя» (50%) до «начинающего» (25%) и «опытного пользователя» (25%). А вот степень владения навыками поиска в Интернет – разная у респондентов. Половина оценили её как «хорошее владение», более 40% - «иногда возникают затруднения».

3) Вызывает  повышенный   интерес  пункт анкеты с просьбой оценить роль Интернета в жизни  анкетируемых. На первое место они определили «общение с интересными  людьми» (91,7%), а уже затем  - помощь в учебе (66,7%). Не играет никакой роли Интернет   всего  для 8,3% анкетируемых. (это, вероятно, тот процент студентов, которые вообще не пользуются компьютером и Интернетом). Для большей части студентов (58,3%) при обращении к ресурсам Интернет преобладает «досуговая цель»;  «учебная» - для половины (50%) опрошенных. 
Вызвал затруднение пункт анкеты по поводу обращения к электронным  библиотекам: лишь небольшая часть студентов (16,7%) постоянно пользуются ими, остальные – крайне редко или вообще не обращаются к ним, считают хватает  других ресурсов. А вот 8,3% анкетируемых вообще не знают, как это делать. Это реальная возможность  для библиотек  восполнить этот пробел с помощью веб-уроков, уроков компьютерной грамотности  по  пользованию электронными   библиотеками.

4) Заключительный вопрос о библиотеке будущего, какой её видят нынешние студенты – порадовал нас, библиотекарей: больше половины опрошенных (66,7%) считают, что электронные и печатные издания будут дополнять друг друга, а треть анкетируемых считает, что без традиционных книг библиотека потеряет свою суть. Только 8,3% студентов твёрдо заявляют, что электронные издания заменят печатные. Но никто не отметил, что «библиотеки вообще исчезнут».

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ  
Проанализировав все вопросы анкеты, можно сделать следующие выводы  о современных  информационно-компьютерных технологиях  и  чтении  студентов: 
1) Несмотря на споры в профессиональной периодике по поводу снижения  интереса к чтению современной молодежи, мы видим на основе результатов нашего анкетирования, что она  находит  время  на чтение  книг (50%)  и любит читать (75%  анкетируемых), но  вид  получения   информации  изменился.  Молодые читатели-студенты (более половины) готовы получать информацию в любом виде, в т.ч. и электронном, а 16,7% - только в электронном. В свободное время молодежь отдает предпочтение  «встрече  с друзьями» (91,7%)  и  «общаться в Интернете» (58,3%). Интернет занимает одно из основных мест в досуговом времени молодежи. 

2) Проанализировав источники  информации о книгах, цели чтения, причины, которые препятствуют чтению книг, отношение к художественной литературе и др. можно сделать вывод, что чтение молодежи носит деловой, информационный характер, направлено, в основном, в помощь учебному процессу. Сегодня стали  другими формы чтения и письма (SMS-сообщения, твиты, общение в Интернете). Чтение сегодня - скорее компонент социализации личности, а не индивидуальный выбор досуга молодых пользователей библиотеки.
Но результаты нашего анкетирования показали, что, несмотря на загруженность в учебе, студенты читают художественную литературу  и периодику (журналы), но от случая к случаю, эпизодически. Любимые жанры художественной литературы в чтении наших студентов совпали с молодежными опросами и исследованиями в других библиотеках страны: фэнтези, любовный роман (более 80% анкетируемых – девушки), фантастика, детективы. Печальный факт, но классику, поэзию, современную прозу читают всего 8,3% студентов. И столько же – совсем  не  читают художественную литературу. Поэтому важно усиление рекламы книги в стенах библиотеки и вне её, популяризация лучшей современной художественной литературы с помощью  ИКТ (виртуальные выставки на сайтах и блогах, в профильных группах социальных сетей, анонсы мероприятий, высокий уровень их проведения, новые формы проведения, близкие и интересные молодежи и др.) Положительный момент для нас – 75% наших студентов берут художественную литературу в нашей библиотеке, а одна треть – читает в Интернете.  Периодику (журналы) студенты читают как в традиционном формате, так и электронном. У  всех есть  дома книги. За месяц 75% анкетируемых прочитали от  1 – 10 книг.

3) Подводя общие итоги нашего анкетирования, можно сделать вывод о возросшем влиянии  ИКТ на чтение  молодежи: с одной стороны, в связи с недостатком времени читают меньше, чем их сверстники несколько лет назад, но с другой стороны – благодаря Интернету выбор произведений и возможности чтения расширились. Роль Интернета в жизни студентов неизмеримо  выросла. Благодаря ему,  они общаются с интересными людьми (91,7%),  готовятся к занятиям (66,7%). Все анкетируемые студенты более или менее владеют знаниями и навыком пользования компьютером, поиском информации в Интернет. Но необходимо обратить внимание на первокурсников (50% опрошенных): умеют искать информацию в Интернете, но не умеют работать с ней: копирование, редактирование текста, оформление титульного листа, оглавления, составление списка использованной литературы и др..  Вот поле деятельности для библиотекаря по формированию и воспитанию информационной культуры личности студента.

Таким образом, сделав вывод о непрерывно возрастающем влиянии современных информационных технологий  на чтение студентов медицинского колледжа №6, мы видим задачу библиотеки  и библиотекаря в том, чтобы приспособиться к этому новому явлению, постоянно занимаясь повышением своего профессионального уровня в области ИКТ, находиться в поиске новых форм работы с молодежью, понимать происходящие процессы и быть востребованными нашими молодыми читателями.
 Благодарим за внимание  и терпение всех, кто дочитал до конца наш анализ опроса-анкетирования!

Комментариев нет:

Отправить комментарий