Георгиевская ленточка

Наш опыт

ОПРОС-АНКЕТИРОВАНИЕ (2016 год)
«Удовлетворены ли Вы качеством обслуживания в библиотеке №4?»

Виртуальные опросы в блогах библиотеки №4 в 2016 году

Опрос-анкетирование
"2015 - Год литературы: Ваши ожидания, впечатления и выводы"

Виртуальные опросы в блогах библиотеки №4 в 2014 году

Опросы и анкетирования в библиотеке №4 в 2013 году
1.  Опрос-анкетирование «Библиотека №4  глазами  читателей»
С целью изучения мнения читателей о библиотеке №4, улучшения качества обслуживания, создание положительного имиджа библиотеки был проведен опрос-анкетирование «Библиотека №4 глазами читателей», в котором приняли участие 10 читателей.
Результаты опроса-анкетирования:
По социально-демографическим показателям – 9 женщин и  один мужчина. 20% респондентов – в возрасте 17-18 лет,   80% -  в возрасте за 40 лет  и старше.  По образовательному уровню: 40% имеют высшее образование, 50% - средне-специальное и 10% - среднее. 
По читательскому стажу:  половина  респондентов имеет читательский стаж  от 1 года до 5 лет,  30% - старше   20 лет и 20% - от  5 до 10 лет.
Частота посещений библиотеки: 90% - посещают  библиотеку несколько раз в месяц (в анкетировании  участвовали самые активные  читатели)
На 3-ий вопрос анкеты  «Отдаете  ли Вы предпочтение  нашей библиотеке перед другими библиотеками и если «Да», то почему?» -   90% ответили «да», 10% - «нет» (отрицательный ответ никак не мотивирован).  Варианты положительных ответов:   «близко находится», «нравится  отличное обслуживание, общение», «близкие по духу люди», «знающие библиотекари», »уютно в библиотеке» и др.

4-й  пункт анкеты:  «В нашей библиотеке Вас привлекает…»  и дан перечень из 11 позиций. Читателей больше всего привлекает в библиотеке: книжный фонд, квалифицированные и доброжелательные библиотекари, возможность общения, удобство расположения и приятная атмосфера в библиотеке, ясная и точная информация об услугах. 60% опрошенных  привлекают  все 11 предложенных позиций.
На 5-ый  пункт анкеты  «В нашей библиотеке Вам мешает…»  было предложено 10 позиций. Только один человек   выбрал позицию «плохие условия для работы  - холод» и это действительно так, в момент проведения опроса-анкетирования температура в помещении была +12 градусов. Остальные    90%  опрошенных   проигнорировали все позиции, никак их не отметив, а несколько человек вообще 5-ый пункт  зачеркнули. 
На 6-ой пункт анкеты «Назовите, пожалуйста, какую-либо одну характеристику услуг или условий работы нашей  библиотеки, которая Вам  больше всего нравится» - 30% ответили «Интернет», информационно-компьютерные услуги; другие ответы: отличный персонал, отзывчивость, доброжелательность, компетентность библиотекарей; всегда окажут помощь в выборе литературы.

На 7-ой пункт анкеты – «Назовите, пожалуйста, какую-либо одну характеристику услуг или условий работы в нашей библиотеке, которая Вам больше всего не нравится» - все респонденты или поставили прочерк или написали «всё  устраивает».
На 8-ой  вопрос анкеты  «Какое   одно   положительное   изменение   в работе   нашей библиотеки Вы хотели бы видеть?»  - предложения были разные: пластиковые окна, кондиционеры    летом,   отопление  - зимой;  потеплее чтоб было,  всё настолько хорошо, что добавить   нечего».
На   9-ый вопрос  «Какую оценку Вы бы дали персоналу библиотеки?» - все респонденты (100%)  выбрали вариант ответа – «отлично».
На 10-ый  вопрос «Как  бы  Вы  оценили условия работы  и  качество услуг,  которыми Вы воспользовались сегодня?» - 90% респондентов выбрали вариант ответа «отлично» и  лишь 1 респондент  – «Хорошо».   
На последний  пункт анкеты -  написать в свободной форме предложения по совершенствованию работы библиотеки и свои пожелания – были получены разнообразные позитивные ответы.  В основном, читатели горячо благодарили  (всё очень хорошо!; Спасибо большое за хорошее отношение к читателям;   Всё устраивает на 100%!; Благодарю настоящих подвижников нравственности и культуры! и др.),  но и были предложения от постоянных читателей: чтобы библиотека существовала всегда; побольше новой литературы; увеличения кн. фонда.   А также пожелания библиотеке и библиотекарям: крепкого здоровья, благополучия, процветания библиотеке и библиотекарям и т.п. 

Общий вывод можно сделать такой:    
Библиотека №4 в глазах читателей выглядит привлекательной и востребованной. Все респонденты отмечают квалифицированность и профессионализм библиотекарей; комфортное общение, высокий уровень и качественное обслуживания. Все замечания и пожелания читателей - актуальны (пластиковые окна, кондиционер летом и отопление зимой, побольше новой литературы и др.), но на наш взгляд,  - из области фантастики.  Самое главное, что читатели любят свою библиотеку, относятся к ней доброжелательно, позитивно  и тепло, видят в ней центр  информации, притяжения и культуры.                            
2.  Виртуальные  экспресс-опросы  в  блоге  БИБЛИОКОМПАС
Впервые  проведены  виртуальные  экспресс-опросы  в  блоге БИБЛИОКОМПАС: «Кто ты, читатель блога Библиокомпас?» и «Как часто Вы бываете на блоге?»
«Кто ты, читатель блога Библиокомпас?»
В первом опросе виртуально приняли участие 207 человек. Опрос длился 2 месяца (октябрь, ноябрь). Предлагались четыре  варианта ответов. Вот результаты:
1) Библиотекарь – 88%
2) Читатель библиотек г. Михайловки – 1,4%
3) Просто пользователь (не библиотекарь!) – 7,7%
4) Другое – 2,9%
Таким образом, можно сделать вывод, что подавляющее большинство пользователей, приходящих на блог Библиокомпас – библиотекари. Очень маленький процент – читателей г. Михайловки.  Проанализировав результаты экспресс-опроса, можно увидеть пути дальнейшей работы с пользователями:
1) Продолжить наполнение блога информацией, интересной как  для библиотекарей, так и для других пользователей.
2) Развернуть рекламную кампанию среди населения г. Михайловки по популяризации библиотечных блогов и библиотеки – статьи в местной прессе, реклама на массовых мероприятиях, выпуск  продуманной рекламной  продукции, популяризирующей библиотечные блоги и библиотеку №4.
«Как часто Вы бываете на блоге?»
Во втором опросе приняли участие 138 человек. Опрос длился 2 месяца (октябрь, ноябрь). Предлагались четыре  варианта ответов.
Результаты второго экспресс-опроса в блоге Библиокомпас «Как часто Вы бываете на блоге?»
1) Попал в первый раз – 58,7%
2) Иногда захожу – 18,8%
3) Читаю постоянно – 22,5%
4) Другое – 0 (0%)
Таким образом, можно сделать вывод, что более 41% пользователей знакомы с блогом Библиокомпас и читают его, а более 58% - зашли на блог впервые. Конечно, нужно предпринять ряд усилий, чтобы число постоянно читающих  блог пользователей  возросло. Но и эта цифра – почти одна четвертая от всех проголосовавших  - читающих блог постоянно – хороший результат для блога небольшой  библиотеки! 
Социологические  опросы  в  библиотеке  № 4 в 2011 году
Изучаем  читателя  и  качество  обслуживания
В течение 2011 г.  библиотека №4 провела  два  опроса-анкетирования.
В рамках Акции «Молодая Россия читает!» был  проведен опрос-анкетирование «Молодой читатель в библиотеке. Его приоритеты чтения», а второй опрос-анкетирование был связан с изучением качества обслуживания в нашей библиотеке  и назывался: «Удовлетворены ли Вы качеством обслуживания в библиотеке №4?»
Цель первого анкетирования – изучение читательских интересов и уровня читательской компетенции молодежи, а также  для организации более эффективных форм работы библиотеки с молодежью.

На  1-й вопрос: «Чем Вы занимаетесь в свободное время?»  - 80% респондентов выбрали вариант «гуляю», 40% - «читаю», «слушаю музыку», «хожу на дискотеку». 30% - «встречаюсь с любимым человеком», 20% - смотрят телевизор, занимаются спортом, ходят в гости. 10% - вышивают, рисуют, фотографируют, мастерят.
На 2-й вопрос: «Предпочитаемые источники информации?» - 70% отметили «Интернет», 60% - телевидение, радио, 50% - книги, 20% - газеты, журналы, 10% - общение с членами семьи, друзьями.
На 3-й вопрос: «Какая информация Вам сегодня необходима?» - 50% указали «информация, связанная с учебой, работой», «о здоровье, об окружающей среде», 30% - «информация о том, чем увлекаюсь» и 10% - «где и как можно провести досуг».
На 4-й вопрос: «Как часто Вы обращаетесь в библиотеку за необходимой Вам информацией?» - 60% ответили «часто», 30% - «иногда», 10% - «очень часто».
На 5-й вопрос: «Какую роль в Вашей жизни играет чтение?» - 70% отметили – «это необходимая часть учебы, работы», 50% - это «способ получения нужной информации», а 40% выбрали вариант «чтение – это способ развития личности».
На 6-й вопрос: «О чем Вы любите читать?» - 60% ответили «читаю учебную литературу», 40% - «читаю художественную литературу», 30% - «люблю развлекательное чтение», 10% - «читаю в основном периодику».
На 7-й вопрос: «Какой жанр художественной литературы Вы предпочитаете  читать?» - 80% отметили «фантастику», 50 – «роман», 30% - «рассказ», «стихи», «исторический роман», 20% - «детектив», «юмор, сатира», 10% - «русская классика», «мемуары».
На 8-й вопрос: «Какая книга, прочитанная за последний год, Вам запомнилась?» - ответы были разнообразны: «Тихий Дон» М. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Пророчество Луны» Ф. Ленуара, «Метро 2033» Глуховского, «Отцы и дети» И. Тургенева, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Мертвые души» Н.В. Гоголя и др.
На 9-й вопрос: «Что Вы читаете сейчас?» были такие ответы: «ничего», «Доктор Живаго» Б. Пастернака, П. Коэльо «Одиннадцать минут», стихи Н. Заболоцкого, А. Твардовского, «Герой нашего времени» М. Лермонтова и др.
На 10-й вопрос: «Что для Вас является определяющим при выборе изданий?»  60% отметили «содержание», по 20 % набрали варианты ответов: «рекомендации», «жанр», «беглый просмотр», 10% - «отзывы», «аннотация».
На 11-й вопрос: «Всегда ли Вам удается найти нужную информацию в библиотеке?» - 60% ответили «практически всегда»,30% - «обычно удается», 10% - «чаще всего».
На 12-й вопрос: «Каких изданий Вам не хватает для полного получения необходимой информации?» - половина опрошенных выбрали вариант «научно-популярных», 30% - «учебных», «компакт-дисков», 20% - «практических справочников и пособий», 10% - «научных», «художественных изданий».
На 13-й вопрос: «Что, по-Вашему мнению, необходимо изменить в работе библиотеки?» - 40% отметили «обновить фонд», 30% - «доступ к сети Интернет», 20% - «увеличить сроки пользования документами», 10% - «увеличить количество выдаваемых книг».
Последние вопросы были  связаны с гендерной принадлежностью и возрастом  анкетируемых. Из 10 опрошенных – 9 человек  - девушки и 1 человек – юноша. Возраст всех анкетируемых колеблется от 15 до 18 лет.

Проанализировав все вопросы и варианты ответов молодых пользователей библиотеки №4 можно сделать некоторые выводы о чтении молодежи, её читательских приоритетах.
1) Все вопросы можно разделить на четыре блока.
а) социально-демографическое положение анкетируемых;
б) вопросы, касающиеся свободного времени респондентов и информации;
в) вопросы, касающиеся чтения молодежи, его роли в их жизни;
г) вопросы, касающиеся отношения молодежи к библиотеке.

а) По социально-демографическому положению в опросе-анкетировании участвовали 90% девушек и 10% - юношей в возрасте от 15 до 18 лет.

б) Вопросы, касающиеся свободного времени респондентов и информации.
В свое свободное время бОльшая часть молодых людей «гуляет», «ходит на дискотеку» и «слушает музыку». Около половины респондентов свободное время отдают чтению. 1/5 часть опрошенных свободное время проводит перед телевизором, ходит в гости, общается с семьей и занимается спортом. Только 1/10 часть респондентов имеет хобби: вышивает, рисует, мастерит, фотографирует.
В качестве основного источника информации большинство отдают предпочтение Интернету, телевидению и радио, половина респондентов – книгам, а газетам и журналам  - только 1/5 часть. Более половине анкетируемых сегодня необходима информация, связанная с учебой, а также со здоровьем и окружающей средой.

в) Вопросы, касающиеся чтения молодежи, его роли в их жизни.
Более половины всех опрошенных отметили чтение как необходимую часть учебы и как способ получения нужной информации, а 40%  считают, что чтение – это способ развития личности.
О чем любят читать молодые люди, какая книга им запомнилась из прочитанных за последнее время, что читают они в настоящий момент?  Более половины отдают предпочтение учебной литературе, это понятно, т.к. все анкетируемые  - это студенты или старшеклассники. Около половины опрошенных все-таки читают художественную литературу,  и как видно из нижеследующих примеров,  в основном, программную. Обращает на себя внимание тот факт, что 1/3  респондентов любит легкое, развлекательное чтение, а 1/10 -  в основном читает газеты и журналы.
Самый любимый жанр среди молодых читателей – это фантастика, далее идет роман, рассказ, стихи  (программное чтение). Удивительно, но только 1/5 часть опрошенных читает детективы, и, к сожаленью, только 1/10 часть респондентов предпочитает русскую классику и мемуарную литературу.
Из прочитанных за последний год  книг анкетируемым запомнились: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Отцы и дети» И. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского и др. Все они в рамках изучаемой программы по литературе. Внепрограммными произведениями оказались: «Метро 2033» Глуховского, «Пророчество Луны» Ф. Ленуара.
На момент проведения анкетирования респонденты читали следующие издания: П. Коэльо «Одиннадцать минут» (единственное непрограммное произведение), «Доктор Живаго» Б. Пастернака, стихи Н. Заболоцкого, А. Твардовского и др. авторов по программе литературного образования.
Больше половины опрошенных выбирают издание для чтения по содержанию, 1/5 респондентов выбирают по рекомендации, беглому просмотру.

г) Вопросы, касающиеся отношения молодежи к библиотеке.
Отраден тот факт, что более половины респондентов обращаются в библиотеку «часто» и «очень часто» и только 1/3 – «иногда». В библиотеке всегда удается найти нужную  студентам и учащимся информацию. Это, конечно, благодаря подключению к сети Интернет и возможность пользоваться интернет-ресурсами.
На взгляд  анкетируемых, для полного получения необходимой им информации в библиотеке не хватает:  «научно-популярных изданий» (так считает 50% респондентов), «учебных», «компакт-дисков» - (30%), «практических справочников и пособий» (20%), и 10% считают, что не хватает «научных» и  «художественных изданий», с чем мы полностью согласны, т.к. на комплектование в 2011 г. было выделено всего 12230 руб.
Респонденты считают (40%), что необходимо в первую очередь обновить фонд библиотеки, затем (30%) – увеличить доступ к сети Интернет (сейчас для студентов всего 1 посадочное место), а также сроки пользования книгами (хотя издания и так выдаются на 1 месяц).

2) Общие выводы. В целом, можно сказать, что молодой читатель чувствует себя в библиотеке комфортно, часто и охотно посещает её, удовлетворен найденной информацией. Его приоритетами чтения является, в основном, учебная литература, а также программная художественная. За редким исключением, он не выходит за рамки учебной программной литературы. Из жанров, помимо изучаемой литературы, предпочитает фантастику. Чтение он считает способом получения нужной информации.
 Задача библиотекаря – расширить  границы познания художественной литературы у молодых читателей, обратить внимание на популяризацию современных авторов, пишущих на молодежные темы и поднимающих в своем творчестве вопросы, которые волнуют и молодежь, используя для этого всевозможные формы, в т. ч. и интерактивные, дискуссионные.
С целью изучения   мнения  читателей об эффективности работы библиотеки № 4 и качестве предоставляемых ею услуг в 2011 году, об уровне обслуживания и  его дальнейшем совершенствовании был  проведен   опрос -  анкетирование «Удовлетворены ли Вы качеством обслуживания в библиотеке №4?»
В опросе-анкетировании приняли участие 12 читателей, в том числе  25% анкетируемых – это молодежь в возрасте от 15 до 25 лет.

По социально-демографическим показателям:
Все наши респонденты – читатели-женщины. Представлены разные возрастные группы: 41,7% - в возрасте от 25 до 50 лет; 33,3% - больше 50 лет и  25%   - от 15 до 25 лет. Более половины из них имеют средне-специальное образование, а 41,7% - высшее.  Две трети  респондентов – читатели со стажем более 10 лет, а одна треть – читательский стаж до 10 лет.
Результаты самой анкеты:
На 1-й  вопрос «Как часто Вы посещаете нашу библиотеку?» самый популярный ответ – «1 раз в месяц», затем такой вариант ответа – «1 раз в неделю».  Молодые  читатели добавили свой вариант – «когда нужна информация».
На 2-ой пункт анкеты «Лично для Вас библиотека – это…» - 66,7% выбрали 1-ый вариант  ответа: «источник информации и знаний», а 50%  - 2-й и 3-й варианты ответов: «храм культуры», «центр межличностного общения».  Никто не выбрал «непривлекательное скучное учреждение».
На 3-ий вопрос анкеты «С какой целью Вы приходите в библиотеку?» больше всего (50%)   отметили  вариант «люблю читать», далее идут такие варианты ответов: «с целью самообразования» и «для удовлетворения интересов по увлечениям».
На 4-й вопрос анкеты «Как Вы чувствуете себя в библиотеке?»83,3% выбрали вариант «дом, где работают добрые, внимательные люди», более 40% выбрали такие варианты ответов: «как в родном доме», «дом, где согреваются сердца» и «дом, где меня всегда ждут». Никто не отметил такие варианты как: «непрошенным гостем», «неуютно».
На 5-й вопрос анкеты «С каким чувством Вы уходите из библиотеки?» 83,3% читателей отметили вариант «с чувством удовлетворения», 75% -  «с желанием еще раз вернуться», 41,7% - «с хорошим настроением» и 16,7% - «с новыми знаниями». Никто не выбрал вариант ответа «с чувством разочарования (если нет нужной литературы)». Кое-кто из читателей зачеркнул этот вариант ответа и дописал: «Даже если её нет, разочарования не испытываю, благодаря библиотекарям, которые прилагают большие усилия на поиски альтернативной информации». Нас очень порадовали ответы на этот вопрос анкеты, значит, мы действительно делаем всё, чтобы не разочаровать наших читателей, и они это понимают и чувствуют.
На 6-й вопрос анкеты «Как работала библиотека в последний год?»  более  50% читателей выбрали вариант ответа «лучше», несколько человек дописали «отлично», очень хорошо – отлично!», «как всегда очень хорошо». Никто не отметил «хуже», «ничего не изменилось».
На 7-й пункт анкеты «Дайте, пожалуйста, свою оценку работе библиотеки» по таблице нужно было выбрать позиции, которые устраивают или не устраивают читателей. Всего 12 позиций: часы работы; интерьер библиотеки; разнообразие форм работы; система информации об услугах, предоставляемых библиотекой; полнота предоставляемой информации; оперативность обслуживания; профессиональные качества библиотекарей; отношение работников библиотеки к читателям; состав книжного фонда, обеспеченность журналами и газетами; техническое оснащение библиотеки; платные услуги; возможность выхода в Интернет, пользование компьютером. По всем этим позициям читатели выбрали вариант «устраивает», кроме: «платные услуги» - не устраивают 2 человека, «техническое оснащение библиотеки» - 2 человека., «состав книжного фонда, обеспеченность журналами и газетами» - 3 человека. Также дописаны замечания: «потолок желает ремонта», «к сожалению, администрация города выделяет крайне мало средств на пополнение книжного фонда и фонда журналов», «финансовых средств больше».
На 8-й вопрос анкеты «Что положительного Вы можете отметить в работе библиотеки?» из 9 вариантов анкеты больше всего читатели отметили 4 варианта: «доброжелательная атмосфера в библиотеке», «оперативное, качественное и четкое обслуживание, в том числе благодаря компьютерным технологиям», «добросовестное отношение персонала к своим обязанностям», «профессионализм».  Некоторые читатели дописали от себя: «профессионализм – высочайший!»
Несколько человек отметили: «уют, комфорт, чистота», «внедрение новых информационных технологий», «постоянный поиск новых форм работы», «ведется интересная работа по патриотическому воспитанию молодежи и детей».

Подводя краткие итоги анализа  опроса-анкетирования, можно сделать несколько выводов:
1) Несмотря на непростые времена, радует тот факт, что для читателей библиотека остается  источником информации и знаний,  а  также  храмом  культуры,  центром  межличностного общения; что основная цель посещения библиотеки – любовь к чтению, самообразование и удовлетворение интересов по увлечениям;
 
2) Почти для всех анкетируемых читателей библиотека  является домом, где работают добрые, внимательные люди, домом, где всегда их ждут; 
 
3) Отраден тот факт, что почти все читатели, принимавшие участие в анкетировании, уходят из библиотеки с чувством удовлетворения, с хорошим настроением, желанием еще раз сюда вернуться;
 
4) Все опрошенные читатели отметили, что библиотека стала работать «лучше» и «отлично»  за последний год ;
 
5) Не устраивает в работе библиотеки некоторых читателей (16,7%) – техническое оснащение, платные услуги, недостаточное финансирование на новую литературу и журналы;
 
6) Самый важный вывод о том, что читатели отмечают как положительное в работе библиотеки: доброжелательная атмосфера в библиотеке, оперативное, качественное и четкое обслуживание, в том числе благодаря компьютерным технологиям, добросовестное отношение персонала к своим обязанностям, профессионализм (некоторые отметили как высочайший). 

7) Проведя данный  опрос-анкетирование мы можем сделать  вывод, что библиотека движется в правильном направлении, уделяя в обслуживании читателей главное внимание – качественному профессиональному обслуживанию  с применением современных методов работы, новейших информационно-компьютерных технологий.


Как  подготовить и провести 
"Премьеру  книги"?

Методическая  консультация

    Среди многообразия форм массовой работы, которые рекламировали бы книгу, есть одна, очень  интересная форма – это премьера книги. Премьеру книги можно определить как рекламно-информационную форму. Она сочетает в себе информирование читателей о новой, только что вышедшей из печати книге и ее рекламу.
Обратимся к терминологии. Термин «премьера» — французского происхождения и означает «первая», что соответствует информационному характеру мероприятия. В последние годы, особенно под влиянием телевидения, библиотеки стали именовать ее «презентацией»: от слова «презент», что означает «подарок». Такое словоупотребление больше соответствует задачам рекламы. Если премьера означает нечто строгое, торжественное, то презентация ближе к празднику, шоу. Не вдаваясь в терминологические изыски, библиотеки удачно сочетают эти две особенности и устраивают праздник, подарок как для автора, так и для читателей, приветствуя выход новой книги.
     Как показала практика, наиболее удачно проходит премьера книги по краеведческой тематике, что позволяет привлечь к ней всех тех, кто принимал участие в ее выходе в свет. Прежде всего, это сам автор. Он рассказывает читателям об истории написания книги от замысла до воплощения, о трудностях и проблемах, которые вставали на его пути, о прототипах героев и т. д. Затем выступают те, кто способствовал появлению книги.
    Это представители издательства, редакторы, рецензенты, которые работали с автором в процессе подготовки рукописи к печати. Интересно можно представить художника, оформлявшего книгу. Он принесет эскизы оформления, иллюстрации, которые раскрывают его видение, трактовку произведения. Если есть возможность, приглашают прототипов, героев, свидетелей, земляков, участников событий и др. В качестве оформления используют фотодокументы, предметы материальной культуры. В сценарий можно включить стихи, песни, инсценировки, связанные с сюжетом или биографией автора. Удачно проходят презентации книг по истории, этнографии с инсценировкой обычаев, демонстрацией костюмов, предметов быта. В заключение автор подписывает книги, раздает автографы. В более узком кругу активных    читателей устраивается чаепитие. 
    Это  идеальная форма проведения Премьеры книги, где присутствуют реальный автор, художник, представители издательства, прототипы героев и т.п. А если мы хотим сделать Премьеру книги  не краеведческой тематики, а всероссийского значения (художественную или отраслевую)? Как интересно применить эту форму, чтобы книга стала популярной среди читателей и для всех присутствующих на данном мероприятии?
    В этом случае нам поможет ролевая игра.  Точно  также распределяем роли: автора, представитель издательства, художник-оформитель, литературный критик, прототип главного героя (главный герой), первый читатель книги.
   Автор  рассказывает о работе над книгой, процессе сбора материала, о тех, кто оказывал помощь, о прототипах главных героев и т.п.  (Нужный материал ищем  в  периодике, книгах, Интернете).
  Представитель издательства рассказывает о работе с авторами, о формировании планов издательства, профиле своего учреждении, перспективах издания интересных  будущих книг и т.п.
  Художник рассказывает об иллюстрациях книги (если они есть), фотографиях, её оформлении (обложка, суперобложка, форзац и т.п.)
   Литературовед или литературный критик делает критический разбор произведения (здесь помогут литературоведческие статьи о творчестве данного автора и конкретно о  книге, по которой  проводится  Премьера).
   Прототипы героев книги  рассказывают о себе, своей судьбе, встрече с автором книги.
  Первый читатель книги (читатель самый настоящий)– он должен прочитать заранее книгу и высказать свои впечатления, свое личное мнение о ней – понравилась или нет, почему, что ценного для себя  взял из этой книги).
    Обязательно оформляется выставка одной книги.

Вот краткая методика подготовки и проведения Премьеры книги:
1)  Изучить книгу;
2)  Выписать интересные мысли, высказывания, цитаты;
3)  Подобрать рецензии, критические и публицистические материалы;
4)  Оформить выставку, рекламу о мероприятии;
5)  Провести с читателями беседы по книге;
6) Пригласить писателя, журналиста, специалистов для обсуждения, рассказа о книге;
7) Провести мероприятие, в ходе которого рассказать об авторе, истории создания книги, судьбе её героев. В идеальном варианте – организовать встречу с самим автором данной книги.

              Консультация подготовлена зав. библиотекой №4 Л.Б. Лоневской.

О  творческих  отчетах  библиотеки  перед населением  города 
  (из  опыта  работы)

    В течение нескольких лет  мы  проводили и проводим творческие отчеты библиотеки о своей работе перед населением города. На них приглашаются читатели, жители города, журналисты, коллеги, представители  городской  администрации, руководства ЦБС и тех организаций, с которыми библиотека тесно сотрудничала в отчетном году.
     Цель проведения подобных мероприятий – показать всему миру, что произошло в библиотеке, какие планы она строит, вообще – «чем живет и дышит». Любой из присутствующих может задать вопрос, выступить со своим мнением, поделиться впечатлениями о мероприятиях библиотеки, на которых он побывал. Ниже мы помещаем программы нескольких творческих отчетов, а затем  в форме беглых заметок  - какие-то моменты  нашего небольшого опыта попытаемся выделить.
     Проводить Творческие отчеты библиотеки перед читателями и жителями города мы начали в 2006 г. Это было связано с юбилеем библиотеки – 55-летием (я тогда работала в ЦГБ г. Михайловки в должности зав. отдела обслуживанием). В этот период начали активно говорить в профессиональной прессе об имидже библиотеки, её рекламе и  позиционировании, продвижении её в культурную среду местного сообщества.
          Предлагаю Вам программы Творческих отчетов за все эти годы.

2006  год.
    Творческий отчет был проведен в первый раз, и прошел он в форме Праздника книги и библиотеки: "Радуга творчества, или Душой исполненный полёт": (творческий отчёт ЦГБ перед населением города о проделанной работе за 2005 год). В программу этого мероприятия вошли:
 1) беседа-информация: "Экскурс в историю: как была основана наша  библиотека",
 2) беседа-реклама: "Путь длиною в 55 лет: ЦГБ сегодня",
 3)видеообозрение: "Калейдоскоп интересных дел" (массовые мероприятия ЦГБ за 2005 год),
 4) День информации для читателей: "С печатной строкой наедине", в который вошли:
    а)"Журнальный  коктейль":  (по  страницам  лучших  периодических
        изданий  2005  года);
    б) Книжное  экспресс-ревю:  "Чудо  на  книжной  полке: лучшие 
        книги  2005  года";  
    в) Библиовикторина: "Знаете  ли  Вы  свою  библиотеку?"
В заключение Праздника книги и библиотеки прошло награждение наших лучших читателей. К Празднику были оформлены выставки: "Пёстрый мир книжных новинок", "И все журналы в гости к нам", "Создано ЦГБ" (интеллектуальная продукция библиотеки).

2007  год.
    Творческий отчет также был проведен  в  форме  Праздника  книги и библиотеки: «Ярмарка опыта и идей: по страницам годового отчета ЦГБ за 2006 год» (творческий отчет перед населением города). В программу этого мероприятия вошли:
1) вступительное слово о  ЦГБ,  ее работа  в 2006 году;
2) видеопоказ: «Мы в работе не скучаем»  (самые интересные массовые мероприятия библиотеки в 2006 г.). Здесь рассказывалось о наиболее удавшихся мероприятиях 2006 года  и демонстрировались отрывки из видеофильмов, которые применялись на этих мероприятиях;
3) час интересных фактов: «Открываем богатство журнального царства: лучшие журналы 2006 года»;
4) книжное ревю: «С книгой я живу как в чуде...: лучшие книги 2006 года».  
5) В рамках этого праздника впервые был проведен Бенефис Читателя «Чтение – праздник  души». В роли бенефицианта выступила  Юлия Ивановна Петрова - старейшая читательница ЦГБ (читательский стаж – 50 лет).  
   Бенефис открылся представлением Ю.И. Петровой  как читателя и человека; был сделан анализ читательского формуляра бенефицианта. За последние три года Юлия Ивановна прочла одну тысячу сто семь экземпляров книг. Круг её чтения разнообразен, это и отраслевая литература и художественная. Предпочтение, конечно же, отдаётся художественной литературе, но и здесь её вкусы разнообразны, это и исторический роман, и фантастика, и женские романы, и детективы.  Все новые поступления  в первую очередь  проходят через  её руки. Юлия Ивановна не только сама читает,  но и  всю свою семью вовлекла  в круг читателей  ЦГБ.
   В  следующей рубрике  Бенефиса - «С книгой по жизни» - Юлия Ивановна рассказала о своём чтении  в нашей библиотеке, о любимых книгах,  писателях, поэтах, о роли книги в её жизни. По ходу её выступления из зала звучали вопросы, на которые бенефициантка отвечала откровенно и с душевной теплотой. Таким образом, состоялась мини пресс-конференция Ю.И. Петровой.
   Затем ею был проведён экспресс-обзор выставки бенефицианта:  «Лучше друзья души моей - книги», где были представлены следующие разделы: «Мои любимые книги», «Помощники в работе и жизни», «Рекомендую прочитать», «Уголок радости и добра: из домашней библиотеки Ю.И. Петровой». Последний раздел был представлен особенно эмоционально. После обзора этой выставки многие читатели захотели прочитать  любимые книги  Ю.И. Петровой. Вся литература на выставке была из домашней библиотеки бенефицианта.
   К Творческому отчету  были оформлены: выставка-совет: «Планета Периодика: лучшие журналы 2006 г.»;  выставка-реклама: «Откройте Вселенную книг!: лучшие книги 2006 г».

2008  год.
   Несмотря на то, что я перешла работать гл. библиографом ЦБС, традиция проводить Творческий отчет перед населением города в ЦГБ сохранилась. В 2008 году он был проведен в форме Праздника библиотеки и книги: “Панорама библиотечной жизни: по страницам годового отчета библиотеки за 2007 год” (творческий отчет перед населением города). В программу этого мероприятия вошли:
1) вступительное слово о ЦГБ, ее работе в 2007году;
2) видеопоказ: “Скука не для нас” (самые интересные массовые мероприятия библиотеки в 2007 году);
3) час интересных фактов: “Журнальный калейдоскоп: лучшие журналы 2007 года”;
4) книжное ревю: “Служба книжных новостей”.
В 2009 году я перешла работать в присоединенную к ЦБС  библиотеку №4. Официально она открылась с 1 января 2010 г. Отработав  активно год, в феврале 2011 года уже в библиотеке № 4 мы провели свой первый Творческий отчет перед читателями и жителями города Михайловки.


Программа  Творческого  отчета  2011 г.
1.Беседа-информация  «О нашей библиотеке – в новом веке»: Библиотека № 4 в 2010 году» с экспресс-обзором выставки-отчета «Знакомьтесь, мы работаем для Вас!»
2.Панорама библиотечной жизни  «Год мы прожили не зря!» (о массовой работе и сотрудничестве). Вручение Сертификата  признательности.
Библиодемонстрация  компьютерной  презентации «Мы в работе не скучаем!»: Библиотека № 4 в 2010 году»
3.Литературно-рекомендательный  альманах  «Встреча с новой литературой»
а) Обзор-анонс «Откройте новую книгу! Давайте  скорее  читать!»: Новинки  отраслевой  и  художественной  литературы»;
б) «Краеведческое ревю»  «С любовью к земле Волгоградской»: Новые краеведческие издания»;
в) Пресс-обозрение «Сколько б книг ни прочитал, нет новее, чем журнал!»: новинки периодики»
4.Заключение. Ответное  слово  присутст-вующих гостей. Совместное исполнение песни-гимна библиотеки, фото на память

Выставки  к  мероприятию:
1.Выставка-отчет «Знакомьтесь, мы работаем для Вас!»;
2.Выставка-приглашение «Галерея книжных новинок»: выбери и прочитай!»;
3.Выставка-реклама «Новые  книги Поволжья»: Узнаем лучше родной край!»;
4.Выставка-премьера «Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна»: Новинки детской литературы».
5.Пресс-выставка  «Периодика – 2010: интересное и познавательное»

Информационно-рекламная  продукция  о  библиотеке  
к  мероприятию:
1.Рекламно-информационный буклет «Библиотека № 4: её прошлое и настоящее»;
2.Информационный шорт-лист «Компьютерные услуги библиотеки № 4» (серия «Самая мобильная информация – из библиотеки»);
3.Информационно-рекламная листовка «Мы выписываем  для  Вас!»: Периодика – 2011»;
4.Памятка «Как стать хорошим читателем»
5.Визитная  карточка библиотеки  № 4;
6.Сертификат  признательности

    Полное описание нашего творческого отчета 2011 г. можно посмотреть на странице блога  «Мероприятия»

Беглые  заметки  о  творческом  отчете
  На основе проведенных творческих отчетов какие замечания и пожелания у меня возникли:
1) Творческий отчет тем и отличается от обычного, что требует творческого подхода, предоста-вления информации о работе в нетрадиционном ключе. Можно приглашать выступать (в паузах) певцов и музыкантов, это украшает отчет, переключает внимание, люди не только воспринимают информацию, но и отдыхают. Творческий подход может отразиться в самом сценарии, манере и форме его подачи (можно в сказочном ключе, приключенческом разработать сценарий). Мы пока провели в традиционном. Оформление у нас традиционное (выставки, баннеры). Мне кажется, здесь хороша была бы стендовая презентация отчета. В будущем, может, попробуем.
2) В нашем отчете главная цель – донести до горожан в яркой, эмоциональной форме – как работает библиотека, что интересного за год в ней произошло, что она планирует, чем порадует читателей и жителей города в ближайшем будущем. Обязательно нужно говорить о перспективах, планах – что важное ожидает библиотеку, к чему она готовится и можно уже нацеливать читателей и горожан на эти перспективные мероприятия. Эмоциональному восприятию отчета будет способствовать компьютерная презентация, видеоролики о наиболее интересных событиях в жизни библиотеки.
3) Самое главное – создать атмосферу доброжелательности, доверительности, сердечности, творческого общения. Обязательно – с любовью, добрыми пожеланиями – рассказать о тех организациях и людях, с которыми библиотека в течение года тесно сотрудничала. Помимо добрых слов о них мы вручали им Сертификаты признательности. Многие повесили их у себя на стеночку, наряду с другими грамотами и дипломами.
4) Обязательно, помимо информации о своей проделанной работе, мы даём для присутствующих (читателей, горожан, руководителей) информацию о новинках (у нас был литературно-рекомендательный альманах «Встреча с новой литературой»). После мероприятия кое-кто записался в библиотеку, а читатели сразу разобрали новые книги.
5) Хочу обратить внимание на выставку-отчет «Знакомьтесь: мы работаем для Вас!». В ней 4 раздела:
а) планы и отчеты библиотеки (здесь представлены красочно оформленные программы, проекты, планы (разные: годовой, перспективные, по отдельным направлениям), отчеты (тоже разные: основной, по библиографии, по работе с молодежью, по краеведению, работе с детьми и т.п.)
б) информация о нас и нашей работе  (представлена рекламная продукция о библиотеке, её услугах, различные тематические папки). У нас есть папка «По следам мероприятий библиотеки №4», где собираются цитаты с выставок, иллюстративный материал  и др. Есть очень важная папка-досье «Поставить всех в известность о себе»: Библиотека №4 в материалах прессы и Интернета в 2011 году» , где собираются вырезки статей из местных газет, распечатка материалов о наших мероприятиях с портала Администрации Волгоградской области. В 2011 году о нашей библиотеке и её мероприятиях напечатано 24 статьи.
в) издательская  деятельность  библиотеки №4 (всё, что за год выпустили: информационно-библиографические пособия, списки, буклеты, листовки, дайджесты, памятки и т.п.) У нас выпущено около 20 названий.
г) сценарии, разработки (сценарии собственных мероприятий - вечеров, деловых игр, бесед, викторин, библиотечных уроков и др.)
Ориентирована эта выставка-отчет, в первую очередь, на библиотекарей и руководство. Любой может взять на дом!!! план или отчет, библиографическое пособие, чтобы познакомиться с ним поближе.
Выступление начальника 
культуры Л.В. Новиковой
6) Мне кажется, обязательное присутствие руководства на отчете (от начальника культуры  города, директора ЦБС, методиста, гл. библиографа до заведующих библиотеками-филиалами). Ведь творческий отчет – это своего рода «живая» передача опыта библиотеки, анализ работы, рассказ  об удавшихся, лучших  мероприятиях, а также что не получилось и почему. И еще: в конце отчета – обязательное предоставление слова всем желающим: и руководству, и коллегам-библиотекарям, читателям, горожанам. Желательно пригласить представителей прессы, ТV, чтобы потом появилась статья или репортаж о творческом отчете, произошло его освещение в печати. Это также может вызвать интерес к библиотеке и притоку новых читателей.
Новый баннер на всю стену на 1 этаже.
7) Во всех отношениях – творческий отчет перед населением - мероприятие полезное для библиотеки. Укрепляется позитивный имидж среди горожан и читателей, растет авторитет среди коллег-библиотекарей, начальство положительно оценивает работу, т.к. само всё визуально увидело.
Вывод: творческий отчет, проведенный ярко, интересно, завлекающе,позволяет привлекать в библиотеку новых читателей (что у нас и произошло), позиционировать её как культурно-досуговое учреждение с высоким уровнем культуры, где можно с интересом и пользой провести свободное время; показать, раскрыть все достижения  и положительные моменты в работе библиотеки. Нам кажется, что сегодня эта форма продвижения библиотеки в мультикультурную среду местного сообщества как никогда востребована.
                                         Зав. библиотекой № 4 Л.Б. Лоневская


4 комментария:

  1. Спасибо за материалы, использовала Вашу анкету для подготовки к курсам по маркетингу.

    ОтветитьУдалить
  2. Евдокия, всегда рады помочь коллегам. Спасибо за комментарий.

    ОтветитьУдалить
  3. Людмила, спасибо за статью "Как подготовить и провести "Премьеру книги"?".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, очень рада, что наши материалы Вам пригодились. В 90-е годы мы проводили презентацию книги В. Аграновского "Капля добра", (повесть "Профессия - иностранец") Эта докум. повесть была посвящена нашим разведчикам - К. Т. Молодому и Рудольфу Абелю. Использовали элементы театрализации (у нас наши читатели исполняли роли разведчиков, также были роли Автора, Критика, Художника-оформителя и Первого читателя повести. Сами написали диалоги, делали костюмы, муз. сопровождение. Всё прошло очень интересно, запоминающе, книга пользовалась "бешеной популярностью". Но очень большая подготовка нужна.
      Ирина, спасибо за комментарий, за внимание к блогу. Всего Вам самого доброго и счастливого.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...