Глоссарий по ИТ
Дорогие друзья!
Современный мир уже просто немыслим без компьютерной техники. Информационно-коммуникационные технологии становятся все более популярными в настоящее время в разных сферах деятельности.
Терминов, касающихся ИТ, с каждым днем становится все больше. Предлагаю вашему вниманию глоссарий по терминам, касающихся информационных технологий, цифрового общества.
Что такое глоссарий?
Глосса́рий (лат. glossarium «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.
Глоссарий
IP-адрес (англ. Internet Protocol Address)
– уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной на основе стека протоколов TCP/IP. Простыми словами, каждое устройство, подключенное к сети Интернет, имеет свой ip-адрес. Обладатель устройства может узнать его разными способами, самый легкий – с устройства набрать в поисковой строке Яндекс «мой айпи» или «мой ip».
PTZ-камера (англ. Pan-tilt-zoom)
– камера, которая поддерживает удалённое управление направлением и увеличением.
QR-код (англ. Quick Response Code – код быстрого реагирования)
– матричный код, предоставляющий информацию для ее быстрого распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне.
RFID (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация)
– способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках. Любая RFID-система состоит из считывающего устройства (считыватель, ридер или интеррогатор) и транспондера (он же RFID-метка, иногда также применяется термин RFID-тег).
VoIP (также – IP-телефония, англ. Voice over Internet protocol)
– голосовая связь через Интернет (в отличии от традиционной телефонной связи, которая происходит через телефонные линии или мобильную GSM/3G сеть)
Блокчейн (англ. blockchain)
– децентрализованная база данных, в которой все записи (блоки) связаны между собой с помощью средств криптографии. Система отличается прозрачностью технологии, надежностью и высокой скоростью операций. Наиболее популярные области применения технологии: криптовалюта, защита авторских прав и прав владения, хранение и управление данными, идентификация личности, электронные голосования, банковские и другие финансовые операции, краудфандинг.
Большие данные (англ. big data)
– обозначение структурированных и неструктурированных данных огромных объёмов и значительного многообразия, эффективно обрабатываемых горизонтально масштабируемыми программными инструментами, появившимися в конце 2000-х годов и альтернативных традиционным системам управления базами данных и решениям класса Business Intelligence.
Виртуальная реальность (англ. virtual reality, VR)
– комплексная технология, позволяющая погрузить человека в иммерсивный виртуальный мир при использовании специализированных устройств (шлемов виртуальной реальности). Виртуальная реальность обеспечивает полное погружение в компьютерную среду, окружающую пользователя и реагирующую на его действия естественным образом.
Вирус-майнер (также – Майнер, Биткоин майнер)
– это вредоносное программное обеспечение, основной целью которого является майнинг (англ. mining) – заработок криптовалюты с использованием ресурсов компьютера жертвы.
Даркнет (также – Темная сеть, Темный веб, англ. DarkNet, DarkWeb)
– термин, относящийся к некоторой группе определенных вебсайтов, которые существуют в зашифрованном сетевом пространстве. Их нельзя обнаружить традиционными поисковыми механизмами и на них невозможно попасть, используя традиционные браузеры.
Двухфакторная аутентификация
– доступ к сервису или устройству, при котором требуются два качественно разных способа (например, знание пароля и обладание ключом).
Доксинг (англ. doxing или doxxing)
– поиск и опубликование конфиденциальной информации о человеке или организации без его согласия. Не всегда этот процесс включает в себя незаконные действия, но доксинг относится к нарушению сетевого этикета и часто запрещён внутренними правилами интернет-сообществ.
Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR)
– технология, позволяющая интегрировать информацию с объектами реального мира в форме текста, компьютерной графики, аудио и иных представлений в режиме реального времени.
Драйвер (в интернет-сленге «Дрова», англ. driver)
– компьютерное программное обеспечение, с помощью которого другое программное обеспечение (операционная система) получает доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства. Простыми словами, это специальная программа, которая помогает операционной системе распознать подключенное устройство и правильно работать с ним.
ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации)
– информационная система в Российской Федерации, обеспечивающая санкционированный доступ участников информационного взаимодействия (граждан-заявителей и должностных лиц органов исполнительной власти) к информации, содержащейся в государственных информационных системах и иных информационных системах.
Интернет вещей (англ. internet of things, IoT)
– концепция вычислительной сети физических предметов, оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, рассматривающая организацию таких сетей как явление, способное перестроить экономические и общественные процессы, исключающее из части действий и операций необходимость участия человека.
Информационные технологии (ИТ, также – Информационно-коммуникационные технологии, ИКТ, англ. information technology, IT)
– процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Искусственный интеллект (ИИ, англ. artificial intelligence, AI)
– комплекс технологических решений, имитирующий когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и позволяющий при выполнении задач достигать результаты, как минимум сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека.
Капча (англ. CAPTCHA)
– компьютерный тест, используемый для того, чтобы определить, кем является пользователь системы: человеком или компьютером.
Кибербуллинг (также – Интернет-травля, Кибертравля)
– намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.
Кликбейт (англ. clickbait)
– веб-контент, целью которого является получение дохода от онлайн-рекламы, особенно в ущерб качеству или точности информации. Например, сенсационные заголовки и привлекательные картинки, которые нарочито манипулируют чувствами, вводят в заблуждение, преувеличивают детали рассказа.
Конверсия
– отношение количества посетителей, сделавших целевое действие на сайте или в социальных сетях, к количеству людей, осуществивших конечную цель (поход на мероприятие и др.).
Консьюмер (в контексте цифровой активности, англ. consumer)
– потребитель: человек, который поглощает информацию и пользуются услугами в сети, но сам не создает ничего нового.
Краудфандинг (англ. crowdfunding)
– сбор денег в Интернете. Краудфандингом называют сбор средств в Сети, который объявляют перед запуском какого-либо проекта или для сбора помощи.
Криптовалюта
– разновидность цифровой валюты, учёт внутренних расчётных единиц которой обеспечивает децентрализованная платёжная система (нет внутреннего или внешнего администратора или какого-либо его аналога), работающая в полностью автоматическом режиме.
Лэндинг (также – Посадочная страница, англ. landing page)
– любая страница, которая призывает пользователя что-то сделать (подписаться на рассылку, купить билет, скачать презентацию и др.).
Миграция (в контексте сохранения цифровых объектов)
– перенос исходного цифрового материала в новое технологическое окружение. Является видом долговременного сохранения цифрового объекта.
Мистификация (в контексте цифровой безопасности)
– ложная информация, распространяющаяся через Интернет. Обычно мистификации рассылаются по электронной почте или с помощью мессенджеров, часто представляют собой шутку, городскую легенду или просьбу о помощи. Некоторые мистификации работают, предлагая получателям переслать сообщение своим знакомым, за счет чего увеличивается масштаб мистификации.
Мультистриминг
– потоковое онлайн-вещание одного и того же мультимедиа на множество площадок.
Нейротехнологии
– технологии, которые используют или помогают понять работу мозга, мыслительные процессы, высшую нервную деятельность, в том числе технологии по усилению, улучшению работы мозга и психической деятельности.
Облачное хранилище данных (также – Облако, англ. cloud storage)
– модель онлайн-хранилища, в котором данные хранятся на многочисленных распределённых в сети серверах, предоставляемых в пользование клиентам, в основном, третьей стороной.
Онлайн-банкинг (также – Интернет-банкинг)
– комплекс технологий дистанционного банковского обслуживания, а также доступ к счетам и операциям (по ним), предоставляющийся в любое время и с любого устройства, имеющего доступ в Интернет.
Персональные данные
– любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу, в том числе ФИО; год, месяц, дата и место рождения; адрес места регистрации и проживания; семейное, социальное, имущественное положение; образование, профессия, доходы; паспортные данные и т.п.
Репликация (в контексте сохранения цифровых объектов)
– создание одной или нескольких полных копий (клонов) цифровых материалов на разных носителях. Является видом оперативного сохранения цифрового объекта.
Руткит (англ. rootkit)
– вредоносная программа, предназначенная для получения злоумышленниками прав суперпользователя на устройстве без ведома жертвы.
Свайп (англ. swype)
– скользить пальцем по экрану. Означает жест, когда пользователь смартфона или планшета прикладывает палец к экрану и, не отрывая, скользит им в нужном направлении. Например, многие с помощью свайпа выводят гаджеты из режима блокировки. Также свайп помогает листать страницы электронных книг в некоторых читалках. Ещё свайп – это способ ввода текста, также не отрывая пальца от сенсорного экрана.
Смешанная реальность (англ. mixed reality, MR)
– следствие объединения реального и виртуальных миров для созданий новых окружений и визуализаций, где физический и цифровой объекты сосуществуют и взаимодействуют в реальном времени. Иногда называется гибридная реальность (охватывает дополненную реальность и дополненную виртуальность).
Стриминг
– потоковое онлайн-вещание. К стриминговым мультимедиа относят музыку, видео и информацию, которые пользователь получает непрерывно от провайдера потокового вещания.
Темный паттерн (в контексте социальных сетей)
– дизайнерское решение, которое работает против пользователя, например, с целью получения такой информации о нем, которой легко манипулировать.
Троян (также – Троянская вирусная программа, Троянский конь)
– разновидность вредоносной программы, проникающая в компьютер под видом легитимного программного обеспечения, и осуществляющая различные неподтверждённые пользователем действия: сбор информации о банковских картах, передача этой информации злоумышленнику, а также использование, удаление или злонамеренное изменение, нарушение работоспособности компьютера, использование ресурсов компьютера в целях майнинга, использование IP для нелегальной торговли.
Фаббинг (англ. phubbing)
– привычка постоянно отвлекаться на свой гаджет во время разговора с собеседником.
Фейк (англ. fake)
– фальсификация, информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ.
Фишинг (англ. phishing от fishing)
– вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям.
Флог (англ. flog)
– заказные публикации в интернете, дезинформирующий блог.
Хактивизм (англ. hacktivism)
– использование незаконными способами компьютеров и компьютерных сетей для продвижения политических идей, свободы слова, защиты прав человека и обеспечения свободы информации.
Цифровая грамотность
– набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
Цифровая компетентность
– готовность и способности личности применять инфокоммуникационные технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера) на основе овладения соответствующими компетенциями, как системой знаний, умений, ответственности и мотивации.
Цифровая экономика (англ. digital economy)
– экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, связанная с электронным бизнесом и электронной коммерцией, и производимых и сбываемых ими цифровыми товарами и услугами. В настоящий момент в РФ реализуется Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», включающая в себя федеральные проекты: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление».
Цифровой этикет (также – Сетевой этикет, Сетикет, Нетикет)
– свод правил поведения, общения в сети, традиции и культуры интернет-сообщества, которых придерживается большинство.
Эмуляция (в контексте сохранения цифровых объектов)
– создание программного обеспечения, моделирующего устаревшие оборудование и программы в новом технико-технологическом окружении. Является видом долговременного сохранения цифрового объекта.
Юзер (англ. user)
– пользователь. Чаще всего имеется в виду пользователь компьютерной программы, сайта, устройства и т.п.
Интересные ссылки
Комментариев нет:
Отправить комментарий