Лингвовечер общения
«Ручей хрустальный языка родного»
(к Международному дню родного языка)
Дорогие друзья!
Тот, кто жизнью живёт настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Николай Заболоцкий
21 февраля с 2000 года во всем мире отмечается как Международный день родного языка, который был введен с целью сохранения и развития исчезающих языков. Всего в мире существует около 6 тысяч языков, из них половина – на грани исчезновения. Россия – многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.
В связи с этим праздником, а также с Годом культуры, который проходит сейчас в нашей стране, библиотека №4 (ГДК) пригласила студентов-первокурсников из медицинского колледжа на лингвовечер общения «Ручей хрустальный языка родного».
Во вступительном слове ведущая вечера рассказала о положении русского языка в мире сегодня и об истории праздника «Международный день родного языка». Привлекло внимание студентов сообщение «Золотые зёрна родной речи»: Занимательное и интересное о русском языке». Особый интерес вызвала демонстрация фрагмента концерта Михаила Задорнова, посвященного тайнам родного слова, происхождению исконно русских слов.
М. Задорнов - о тайнах русского языка
Студенты 1-го курса мед. колледжа
А затем состоялось диалоговое общение «Чистое слово. Чистая речь. Чистая душа»: В защиту русского языка против сквернословия». Студенты приняли участие в игре «Дерево добрых слов» (по цепочке каждый передавал соседу какое-нибудь доброе слово, не забывая при этом назвать соседа по имени). Что такое сквернословие – порок или болезнь, как избавиться от него – об этом шел разговор в диалоговом общении. Особый интерес вызвала информация о происхождении мата, его влиянии на здоровье человека и душевные последствия от его постоянного использования, о речевой культуре личности. Также студенты услышали о жаргонах и их видах, о «словах-паразитах», о засорении русского языка иностранными словами, такими как «топлес», «портфолио» и др. Но особенно всем понравилась информация о книге протоиерея Артемия Владимирова «Семицветная радуга человеческого слова». Главный тезис её можно сформулировать так: «Слово, обыкновенное человеческое слово, это своего рода «лакмусовая бумажка», по которой определяются как здоровье, так и нравственные недуги личности, её болезни». Автор, используя вместо красок слово, рисует семицветную радугу. Мы со студентами попытались определить - на каком же словесном уровне каждый из нас находится. Уровень первый определяется словосочетанием «черное слово» (ругательное, злобное слово). Второй, более высокий, именуется праздным или пустым словом. Третий уровень называется теплым (доброе, ласковое слово), четвёртый – золотым словом (мудрое, наставляющее слово). От теплого к золотому – один шаг. Пятый уровень – красное слово (прекрасное, художественное слово), слово поэтов и трибунов. Шестой уровень – слово вещее (последнее и завершающее), за ним – седьмой, святое слово (слова нравственного подвига, освещенного любовью к Богу). Не случайно, на вершине смысла находится святое слово – молитвенное, обращенное к Богу и Богородице.
Студенты активно слушали и активно участвовали
О том, как наши слова влияют на окружающий мир, мы увидели в отрывке из документального фильма «Великая тайна воды», в котором был продемонстрирован опыт японских ученых с каплей воды, изменением её структуры в зависимости от произносимых слов.
В заключение студенты приняли участие в интеллект-туре «Для вас, знатоки и любители русского языка!» Огромный интерес вызвал «Диктант в одно предложение», в котором никто не написал без ошибок (от 1 до 16 ошибок было сделано в одном единственном, но очень сложном предложении). В течение многих лет мы используем этот диктант, но еще ни разу ни один человек не написал без ошибок, даже учителя русского языка и литературы.
Интеллект-тур и "диктант в одно предложение"
За активное участие все студенты получили «сладкие призы». В мероприятии приняли участие 21 человек.
Мы впервые в библиотеке отмечали Международный день родного языка. Ранее он как-то всегда был заслонен у нас праздником 23 февраля. Нам очень понравился этот праздник, чувствуется востребованность такого рода мероприятий для молодежи, мы сами получили моральное удовлетворение и радость от позитивного общения со студентами.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:
Здравствуйте! Прекрасное мероприятие. А где можно посмотреть сценарий этого вечера? И что это за сложное слово, можно узнать?
ОтветитьУдалитьDinagul, здравствуйте!
УдалитьЛингвовечер - это сокращенно - лингвистический вечер. Лингвистический - значит языковой, относящийся к языку, языкознанию. В нашем случае - к русскому языку. Сценарий напечатать не можем, потому что он - авторский, на его разработку потребовались большие усилия (например, поиск информации по книги протоиерея Артемия Владимирова "Семицветная радуга человеческого слова"). Ход самого вечера описан подробно. Не обязательно повторять точно такой же. Ведь вечер посвящен Международному дню родного языка, поэтому можно его ориентировать на Ваш родной язык.
Спасибо за комментарий, за Ваш интерес к материалам блога. Удачи и всего самого доброго и успешного!
Спасибо за пост. Взяла материал себе на заметку, планируя работу на следующий учебный год.
ОтветитьУдалитьЕлена, здравствуйте!
УдалитьРада, что Вы выбрали эту интересную форму массового мероприятия. Надеюсь и ссылочки пригодятся. Благодарю за отзыв. Удачи Вам, добра, успехов и благополучия!