Георгиевская ленточка

воскресенье, 22 февраля 2015 г.

В выходные – для души и сердца

Прощеное воскресенье. Простить, чтобы воскреснуть
Дорогие друзья!
Сегодня в воскресной рубрике я предлагаю вам интересную статью журналиста «РГ» и автора книг на духовные темы Марии Городовой «Простить, чтобы воскреснуть». Мария – писатель, журналист, автор бестселлера «Любовь долготерпит» - регулярно отвечает на письма читателей на страницах «Российской газеты». Её книга «Ветер Нежность: Письма о любви», прочитанная в прошлом году  - потрясла меня. Она дала ответы на многие мои внутренние вопросы. Если будет возможность – прочитайте эту книгу, я уверена – вы не пожалеете.
Мария Городова пишет:
этом году 22 февраля у православных христиан наступает последнее воскресенье перед Великим постом. В Церкви все не случайно, все продумано, все учитывает природу человека.  Позади Масленица с разгульным весельем, широкими пиршествами (пусть мяса уже нет на столе, зато сколько лакомств подается к сытным, лоснящимся от жира блинам!), с безудержной щедростью общения: родные и не очень, близкие и дальние, мы разделяем жизнеутверждающую, земную радость Масленой недели со всеми! Впереди долгий путь Великого поста. И на рубеже, на стыке двух таких разных по душевному настрою периодов удивительный день — Прощеное воскресенье.
Обычай просить прощения и самому прощать, вступая в Великий пост, имеет древние корни. Когда-то палестинские монахи на весь период поста удалялись в пустыню, и вот, не зная, вернутся ли они к Пасхе в обитель живыми, увидятся ли снова, монахи заранее испрашивали друг у друга прощение. И сами прощали. Православная Русь не просто переняла этот монастырский обычай, у нас закрепился особый чин, то есть особый порядок церковной службы Прощеного воскресенья, он служится вечером. И весь день мы слышим: «Прости меня, пожалуйста!» И в ответ: «Бог простит! И я прощаю!» 

И в этом всеобщем примирении глубочайший смысл. Ведь в начинающийся вслед за Прощеным воскресеньем Великий пост—время нашего покаяния перед Богом. И тут вопрос: а что надо сделать, чтобы Бог нас помиловал? Понятно, что надо увидеть свои грехи и принести их Господу, то есть исповедовать их Ему. Осознать свои грехи и раскаяться в них. Это взаимоотношения человека и Бога. Но тут возникает поразительный момент. Господь вводит одно непременное условие, необходимое для нашего прощения. Это условие касается взаимоотношений человека с другими людьми. Мы живем не в безвоздушном пространстве, вокруг нас другие—те самые родные и не очень, близкие и дальние. Так вот, чтобы быть прощенным Богом, надо самому научиться прощать. В Прощеное воскресенье на Божественной литургии в храмах звучат слова из Нагорной проповеди Христа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Вот причина, по которой мы должны примиряться, не копить в себе обиды, не питать вражды!  Никто из  нас не безгрешен, мы все виноваты перед ближними, перед дальними, перед Богом! Но если мы молим Господа: «...и прости нам долги наши!», то и сами должны научиться быть милосердными. Причем Господь говорит нам: «Мера того, насколько вы будете прощены, зависит от вас самих!» Только вдумайтесь в слова молитвы «Отче наш», где мы просим Бога: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». То есть Бог однозначно предупреждает: «Как ты прощаешь своего обидчика, своего недруга, своего должника, своего врага, так и сам будешь прощен!»

Кстати, верующие знают: часто на исповеди, рассказывая священнику о каких-то сложных ситуациях, когда нам причинили боль или обидели, а то и оскорбили, мы слышим в ответ: «Примирился с обидчиком? Не держишь на него зла? Как это не могу? А как же к Причастию пойдешь? На что рассчитываешь? Отпусти обиду от себя!» Приступать к Таинству Причащения, если в тебе живет раздражение, если тебя гложет обида, мучает гнев, распирает злоба, то есть если ты во власти неприязненных злых чувств к другому, не просто нельзя—опасно!

Прощеное воскресенье это день, когда нам всем дается возможность, не наступая на мозоли нашего самолюбия, не уязвляя нашу гордость, не задевая чувства ложного достоинства, попросить прощения у тех, кого мы обидели вольно ли, невольно. И самим простить тех, кто причинил нам зло. Мы всю Масленицу общались, ходили в гости и сами принимали гостей, Церковь дала нам возможность приблизить к себе другого человека, почувствовать его. По слову одного святого, мы «обновили в себе ощущение ближнего», и теперь, в Прощеное воскресенье, напоминая нам о необходимости повиниться и примириться с окружающими, Церковь деликатно, тактично, дает возможность это сделать. Искренно произнести: «Прости меня, пожалуйста!» И от всего сердца ответить: «Бог простит! И я прощаю!» Простить и вступить в Великий пост".
Источник: Российская газета, 2015, 19 февр., С.22
Молитва
При непрощении обид и памятовании злого
Спасителю мой, научи меня простить от всей души всех, кто чем-либо меня обидел. Я знаю, что не могу предстать пред Тобой с чувствами вражды, которые таятся в моей душе. Очерствело мое сердце! Нет во мне любви! Помоги мне, Господи! Молю Тебя, научи меня простить обидящих меня, как Сам Ты, Бог мой, на кресте простил врагов Твоих!
Стихи о Прощеном воскресенье
Прощаю всех, кого простить нельзя,
Кто клеветой мостил мои дороги.
Господь учил:
'Не будьте к ближним строги,
Вас все равно всех примирит земля'.
Прощаю тех, кто добрые слова,
Мне говорил, не веря в них нисколько.
И, все-таки, как не было б мне горько,
Доверчивость моя была права.
Прощаю всех я, кто желал мне зла,
Но местью душу я свою не тешил,
Поскольку в битвах тоже не безгрешен,
Кого-то и моя нашла стрела...
(А. Дементьев)

В последний Масленичный день
Прощения просим перед Богом,
Чтоб не преследовала тень
Былых грехов тяжелым комом.

Посмотрим нежно мы в глаза
И скажем все, что наболело.
Пусть капает из глаз слеза,
Но в путь по жизни можно смело!
(Из Интернета)

Давайте в этот православный праздник
Мы всех научимся прощать,
Позабудем об обидах разных,
В сердце сразу поселится благодать!

Пусть же свечка горит,
От обид вас хранит,
Пусть минует любая беда.
Пусть хватает вам сил,
Зло и глупость простить,
Чтобы счастье царило всегда!
С Прощеным воскресеньем!

Простите и вы меня, дорогие мои читатели блога, если кого-то вольно или невольно обидела…
"По иконе катится слеза" Протоиерей Олег Скобля

2 комментария:

  1. Какой светлый пост, как и сам праздник... В этот день ездила в два монастыря - Мужской Второ-Афонский под Пятигорском и Свято-Георгиевский женский, с монахинями поговорила, от них веет добром... Такой хороший день получился... Людмила, спасибо за пост, да хранит Вас господь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириночка, спасибо за добрые слова. Статьи Марии Городовой я стараюсь не пропускать, она очень популярно и правильно по-церковному рассказывает о многих трудных вопросах, которые в голове у каждого, наверно, сидят.
      Поездки по монастырям - это очень хорошее богоугодное дело и для укрепления своего Духа и Веры. Там же намоленное место, многие просьбы и желания прихожан исполняются. Очень надеюсь, что все твои просьбы и обращения будут выполнены. Береги себя, свое здоровье - это самое главное в нашем возрасте. Добра, Счастья, Радости и Удачи во всем - желаю тебе, Ириночка, накануне прекрасного женского праздника - 8 Марта!

      Удалить