Георгиевская ленточка

воскресенье, 7 апреля 2019 г.

МЕРОПРИЯТИЯ

Неделя детской книги
Дорогие друзья!
Традиционно в конце марта в библиотеках страны проходит Неделя детской книги, и обычно мы рассказываем о тех детских писателях и поэтах, которые в текущем году празднуют свой юбилей. Вот и в этом году мы не стали нарушать традицию, оставили тему ту же. 
Предлагаем вашему вниманию, дорогие коллеги, не только краткую историю появления Недели детской книги, описание нашего мероприятия, но и небольшую беседу  о детских писателях-юбилярах – 2019 г. Возможно, что она пригодится кому-либо в работе. Эту беседу составляла, вернее, перерабатывала для детей библиотекарь А. И. Михеева в 2014 г. Но беседа не потеряла своей актуальности, исправив даты (увеличив их на 5 лет), мы можем вновь воспользоваться материалом.  Беседа рассчитана на учащихся младших классов.
Краткая  история  Недели  детской  книги
Неделя детской книги отмечается в нашей стране более 70-лет. История этого праздника уходит в далекий военный 1943 год – 26 марта. Тогда под сводами Колонного зала Дома Союзов зазвенели ребячьи голоса. Это была пятница. Из станций метро, трамваев и троллейбусов выбегали мальчишки и девчонки в залатанных валенках и прохудившихся курточках. Позади вторая военная зима. Бледные, исхудавшие лица ребят, но глазенки горят - их пригласили в главный дом страны - Дом Союзов. При входе их встречали мужчина и женщина - оба в военной форме. Она, майор, с орденом Красной Звезды - директор детского издательства Л. В. Дубровина и Л. А. Кассиль в командирском морском кителе с орденом «Знак Почета». Зал переполнен детишками из разных уголков Москвы. Вместе со школьниками пришли С. Маршак, К. Чуковский, Л. Кассиль, А. Барто, С. Михалков и другие. Многие приехали специально с фронта. Открыл первый праздник «книжкиных именин» главный инициатор его проведения Лев Кассиль. Детские писатели рассказывали детям о том, как рождаются книги, читали стихи, говорили о войне и о том, что будет в мирное время. И каждому подарили по книге - тоненькой, отпечатанной на серой бумаге. Дети уносили этот подарок как боевой паек, который надо сберечь и растянуть на много дней. Книга согревала, вселяла силы. И только один раз за все годы «неделя» проводилась осенью, а не весной. Это было в 1945 победном году. За неделю проведения праздника в Колонном зале побывало 30 тысяч юных москвичей. А с конца 50-х годов «книжкина неделя» стала широко отмечаться по всей стране. Так неделя стала Всесоюзной, а теперь Всероссийской.
ПУСТЬ ЭТА «КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ»
ПРОДЛИТСЯ ТОЛЬКО ДО АПРЕЛЯ,
НО ВЫ, ЧИТАЮЩИЙ НАРОД, 
ЛЮБИТЕ  КНИГУ КРУГЛЫЙ ГОД!
С.МАРШАК
Литературная беседа  «Детские писатели и книги – юбиляры 2019 года»
В рамках Недели детской книги, которая традиционно проходит в конце марта, библиотека совместно с Детским сектором ГДК (Н. В. Семенова, Е. Шиповская) провела Литературную беседу-диалог  «Детские писатели и книги – юбиляры 2019 года», на которую были приглашены учащиеся 2 В класса СШ №4. 
Ребята узнали историю появления в стране Недели детской книги, традиции проведения её в разные годы, а также познакомились с творческими биографиями детских писателей, которые в этом году отмечают свой юбилей – Ю. Олеша, В. Бианки, Т. Александрова, П. Бажов, А. Гайдар, И. Токмакова и др. 
Ребята активно участвовали в блиц-опросах по книгам представленных авторов, рассказывали о своих любимых писателях и книгах.  
К мероприятию была подготовлена выставка-просмотр «Детские писатели и книги – юбиляры года», на которой были  представлены  17 книг и портретов. Школьники  внимательно прослушали рекомендательный обзор литературы, представленной  на выставке, просмотрели подготовленную презентацию по теме.
Выставка к мероприятию
После познавательной части мероприятия ребята приняли участие в игровой программе, подготовленной Детским сектором Городского Дворца культуры. 
На мероприятии присутствовало 30 человек. 
Материал для бесед, сообщений по теме: «Детские писатели – юбиляры 2019 года»
9 января - 90 лет со дня рождения Татьяны Ивановны Александровой (1929-1983 г.) автора произведений о Кузьке.
22 января - 115 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара (Голикова) (1904-1941 г.), 80 лет со дня написания повести «Судьба барабанщика»
27 января - 140 лет со дня рождения писателя-сказочника Павла Петровича Бажова (1879-1950 г.), 80 лет со дня написания «Малахитовой шкатулки».
11 февраля – 125 лет со дня рождения русского писателя Виталия Валентиновича Бианки (1894-1959 г.), 95 лет со дня написания сказок «Лесные домишки», «Чей нос лучше» и др.
13 февраля - 245 лет со дня рождения баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769-1844), 210 лет со дня первой публикации его басен. 
3 марта -115 лет со дня рождения Юрия Карловича Олеши, 95 лет со дня написания повести «Три толстяка»
3 марта - 85 лет со дня рождения русской писательницы, поэтессы, переводчика Ирины Петровны Токмаковой (1929 г.)

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ
Родился в далёком Уральском поселке, учился в духовной семинарии, затем долго работал учителем. Писать начал поздно, когда ему было 57 лет. Тогда были опубликованы его первые сказы. Он создал целый свод «Сказов старого Урала». С 1936 по 1950 годы им написано больше сорока сказок. Сказы дополняли друг друга, а герои переходили из одной сказки в другую. И все происходит вокруг Палевского завода в фантастических владениях Малахитницы, Великого Полоза и его дочери Змеевки, Земляной кошки и других таинственных существ. Все сказы делятся на три группы: детского тона, взрослого тона и исторические рассказы. А начинаем мы знакомство со сказками в детстве с «Серебряного копытца». Дед Кокованя и Даренка, кошка Муренка и Серебряное копытце. Жили -  поживали добра много не наживали, а на житье не плакались и у всякого добра было. Что привлекает нас в сказках: очень красивая речь, её обстоятельное изображение, как действительности, так и сказочного мира. Не зря Бажова считают крупнейшим мастером литературного сказа, многие поэты и прозаики считали его своим учителем.

ВИТАЛИЙ  ВАЛЕНТИНОВИЧ  БИАНКИ
Родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков итальянцев. Отец был учёным орнитологом, работал в Зоологическом музее Академии Наук. Квартира хранителя коллекции находилась напротив музея и дети – трое сыновей - часто бегали по залам музея. За стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего мира, а дома находился целый зоопарк. Летом семья уезжала в деревню -  Лебяжье. Здесь мальчик впервые в шесть лет отправился в настоящее лесное путешествие. С этих пор лес стал для него волшебной страной и этот интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Первое ружье подарили ему в 13 лет. Интересы у него были разными. Он любил поэзию, увлекался футболом, входил в гимназическую команду. 
После окончания гимназии поступил в университет на факультет естественных наук, затем учился в институте истории искусств. Своим первым учителем  считал своего отца, именно он  приучил записывать все наблюдения. Через много лет они преобразовались в увлекательные рассказы и сказки. Всю жизнь он путешествовал- особенно запомнились путешествия по Алтаю, где он преподавал в школе и работал в краеведческом музее. Осенью 1922 года вернулся вместе с семьей в Петербург. В это время при одной библиотеки существовал литературный кружок, где собирались писатели, работающие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак, который и привел сюда Бианки. Вскоре в журнале « Воробей» был опубликован рассказ "Путешествие красноголового воробья". В том же 1923 году вышла первая книжка «Чей нос лучше». 
Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, необычное, что происходило в природе  каждый месяц и день попало на страницы Лесной газеты. Бианки работал над ней с 1924 года и до конца жизни, внося изменения и дополнения. Она несколько раз переиздавалась, становилась толще, переводилась на разные языки мира. Рассказы из Лесной газеты звучали по радио, печатались на страницах журналов и газет. Бианки не только сам работал над новыми книгами (их более 300), но и собрал вокруг себя замечательных людей, которые тоже любили природу, зверей, птиц. Он называл их « переводчиками с бессловесного». Это Сладков, Сахарнов, Шим и другие. 35 лет писал Бианки о лесе. Слово лес часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки, Лесные разведчики». Свои произведения он называл «сказки-несказки», хотя в них нет волшебства, но чудес там не меньше. Ему удалось найти волшебные слова, которые  расколдовали таинственный лесной мир.

ЮРИЙ КАРЛОВИЧ ОЛЕША
Родился 3 марта в Елисаветграде /Кировоград/ в семье обедневшего польского дворянина. Род его очень древний - ведет начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году село Бережное от князя Ярославича-Пинского. Родным языком был польский. Когда мальчику было три года семья, переехала в Одессу. Маленькому Юрию запрещали играть с соседскими мальчишками, они считались детьми не их круга. Он все время находился с бабушкой, она обучала его начальной школе, и только в 11 лет он поступил в гимназию. Но  была у него заветная мечта. Он очень любил цирк, хотел стать циркачем -  и именно прыгуном. Пределом его мечтаний было делать сальто - мортале. Ему давали пять копеек на полдник в гимназии, но он их откладывал, за неделю набиралось 30 копеек,  любимая бабушка добавляла еще  20 копеек, и за 50 копеек он покупал билет в цирк на субботнее представление.  
В Одессе поступил в Ришельевскую гимназию, любил играть в футбол. Уже в юности стал сочинять стихи. В 1917 году поступил в Одесский университет на юридическое отделение, где проучился два года. Началась гражданская война и только в 1921 году Юрий переехал в Харьков и стал работать журналистом. Родители эмигрировали в Польшу, но Юрий остался, не поехал с ними. Переезжает в Москву, пишет статьи и фельетоны, выбрав псевдоним «Зубило». Работая в газете, он много ездил, повидал многих людей, накопил материал – так фельетонист «Зубило» помог писателю Олеше. В 1924 году написал свою знаменитую роман - сказку «Три толстяка»,  и посвятил ее своей жене Ольге Генриховне Суок. Сказка вызвала огромный читательский интерес. Дети и взрослые восхищались фантазией автора. В 1930 году по заказу МХАТ Олеша сделал инсценировку «Трех толстяков», которая до сих пор идет во многих театрах мира.  Роман и пьеса переведены на 17 языков. Поставлен балет и художественный фильм. Эта сказка про революцию, про то, как  весело и мужественно  борются против трех жадных толстяков – властителей бедные и благородные люди, как они спасают их наследника Тутти, оказавшимся украденным братом главной героини девочки – циркачки Суок. В результате весь народ становится свободным.

АРКАДИЙ  ПЕТРОВИЧ  ГАЙДАР
Родился в Курской губернии. Отец был внуком крепостного крестьянина, благодаря своему упорству и настойчивости много учился, затем работал преподавателем. Мать была дворянкой, но не слишком знатного рода. После окончания гимназии ушла из дома, порвала со своими родственниками, посвятила жизнь просвещению народа - работала учительницей, потом фельдшером. Кроме Аркадия было еще четверо детей. Чего в доме было много -  так это книг. Аркадий читал все подряд, у него была феноменальная память, он мог рассказывать целые главы наизусть. Вся семья занималась самообразованием – изучали иностранные языки, пели песни, читали стихи, а детям сказки. Свое первое стихотворение он сочинил, не умея ещё читать. С малых лет Аркашу приучали к самостоятельности и рыцарству. В его обязанности входило заботиться о младших сестренках. Никогда не капризничал и не жаловался на товарищей. 
В  13 лет он пристал к людям, которые боролись за равенство, светлую жизнь, то есть к большевикам. Он успевал все: охранять по ночам город, писать в ученическую газету, учиться. Кроме того проходил военную подготовку и учился ездить верхом на старой водовозной кляче. Был он рослым и все рвался на фронт. В 1918 году поступил  добровольцем в Красную Армию, обманув приемную комиссию, прибавил себе два года – было ему в ту пору 14 лет. Служил адъютантом при штабе, но все хотел на фронт. Командир, жалея мальчишку, отправил его на командирские курсы в Москву. 

Часто курсантов бросали  против белых или против зеленых. Во время одной из таких операций, Голикова назначили командиром небольшого отряда и поручили уничтожить банду  атамана Битюга. Враг был хитрым и коварным, но и Аркадий  хитростью разгромил банду. Был пойман бандит, который должен был отравить колодец с водой, из которого брали воду курсанты. Голиков приказал старосте  приготовить подводы, якобы вывозить отравленных курсантов. А ночью, когда в село ворвался Битюг, в небо взвилась ракета и банда была разгромлена. Гайдар был смел, вдумчив и пользовался  большим авторитетом среди бойцов. Поэтому ему в 16 лет доверили командовать Воронежским полком в пять тысяч сабель и штыков. Шесть лет пробыл в Красной Армии, прошел большой и славный путь по фронтам гражданской войны, сроднился с армией и мечтал остаться офицером на всю жизнь. Но тут его сразила болезнь. Сказались ранения, контузия головы. Лечился долго, терпеливо, но врачи были неумолимы. Ему поставили диагноз – непригоден к военной службе. А было ему в то время 20 лет. И Аркадий решает стать писателем. 
Почему он стал детским и юношеским писателем?  Вот, что на это отвечал  Гайдар: «В годы войны я сам был мальчишкой, и мне хотелось рассказать нынешним мальчишкам и девчонкам, как начиналась революция, в каких суровых боях завоевывалась новая жизнь». Считается одним из основоположником детской советской литературы. Всегда носил фуражку или  папаху, сдвинув на затылок. Открытое веселое лицо, открытое сердце, в которое осенью 1941 года    попала фашистская пуля. Одна единственная. Ему было 37 лет.

ИВАН  АНДРЕЕВИЧ  КРЫЛОВ
Родился 3 февраля 1769 года. Точное место рождения неизвестно – либо это Москва, либо Запорожье. Отец служил в драгунском полку. Отличился при защите Яицкого городка во время восстания Емельяна Пугачева, Умер в бедности в звании капитана. Мать осталась после смерти мужа с двумя детьми. Неграмотная, но очень умная, следила за образованием сына. Иван учился дома грамоте, арифметике и молитвам. Семья переезжает в Тверь и здесь начинается обучение Крылова. Он сумел удивить местного помещика своими стихами. Поэтому получает разрешение обучаться вместе с его детьми. Самостоятельно изучает литературу, математику, французский и итальянский языки. В 10 лет его устраивают на работу в суд писцом, потом он переезжает в Петербург и через несколько лет перевозит мать и брата. Получил место в  горной экспедиции Кабинета её  Императорского  Величества, в то же время начинает заниматься литературным творчеством. Его первые пьесы имели большой успех и сделали его имя знаменитым.     
Начал заниматься журналистикой, открывая один за другим  сатирические журналы – царская цензура их закрывала, а он открывал новые. Затем он решает путешествовать по городам России, и десять лет посвящает этому занятию.  Везде, где бы он не был - он находил для своих басен новые сюжеты. 
А с 1812 года становиться библиотекарем  Публичной библиотеки, где проработал тридцать лет. Собирал книги, составил славяно – русский словарь и писал басни. Его считают открывателем жанра  басни в русской литературе. У « дедушки  Крылова был отличный аппетит, обожал смотреть на пожары и старался не пропускать ни один. Любимым предметом в доме был диван, на котором он мог лежать часами.  Если был на званом обеде, то ел очень много – три тарелки ухи, пять отбивных, целую жареную индейку, приехав домой все это мог заесть миской капусты с черным хлебом. Очень увлекался игрой в карты, играл виртуозно, Было время, когда его решено было выслать из обеих столиц за такое увлечение. Большой страстью были петушиные бои. Многие его пытались обидеть за его «обжорство» и полноту, но он спокойно относился к этому и даже иронично отвечал. Однажды его назвали тучей. Он посмотрел на небо и задумчиво ответил: «Да и вправду дождик собирается, то-то лягушки расквакались». За свою жизнь написал более 205 басен, названные Гоголем книгой мудрости самого народа. Герои его басен медведь, хитрая лиса, глупый упрямый осел, как будто пришли из других сказок. Лисица и ворона, лисица и виноград, лисица и журавель и др. Лисица – это лицемерие, коварный зверь, готовый всегда обмануть. Его басни мы знаем с самого детства, их ещё называют « сказочками» для детей, они становятся поучительными историям

ИРИНА ПЕТРОВНА ТОКМАКОВА
Родилась в Москве третьего марта 1929 года. Отец – инженер - электротехник, мать - детский врач, во время войны заведовала «Домом подкидышей». С раннего детства писала стихи, но считала, что способностей у нее нет, поэтому после школы выбрала профессию лингвиста. 
После окончания МГУ работала переводчиком. Она знала много языков: армянский, таджикский, хинди, узбекский, болгарский, литовский, немецкий и английский. Однажды к её отцу приехал по делам шведский энергетик, познакомился с молодой переводчицей  и узнав, что она любит шведскую поэзию, прислал ей сборник детских народных песенок для её сынишки. Первые переводы она делала для семейного чтения, но её муж, Лев Токмаков, отнес их в издательство, и через год вышла первая книжка стихов «Деревья». Позже было выпущено много книг для детей: 1962 г. - Времена года; 1966 – Сосны шумят; 1970 – Сказка про сазанчика и другие.  Поэт – сказочник, филолог, профессиональный исследователь, Лауреат Российской Литературной премии  имени Александра Грина (2002 г.)

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА АЛЕКСАНДРОВНА
Советская детская писательница, художница, автор сказки о домовёнке Кузьке, родилась в  Казани, хотя все её детство прошло в Москве на Большой Почтовой улице. Отец – инженер -  лесовод, часто отсутствовал дома, постоянно был в командировках, мама – врач, тоже часто дежурила в больнице ночью, поэтому Таня и её сестра – близнец Наташа оставались дома с няней Матрёшкой /Матреной Федоровной Царёвой/ - Поволжской крестьянкой, которая всегда находила время побаловать сестренок сказкой или присказкой. Благодаря ей, в Тане и развился талант сочинительницы. Звали её двойным именем – Таньнаташ, а иногда друзья кричали ей – Та-рас, что означало «Таня расскажи». 
Во время войны семья оказалась в эвакуации. Тане было 13 лет, но она работала воспитательницей в детском саду. Мечтала стать сказочницей, как её Матрёшка. Наблюдая за детьми, за их играми она тревожилась: у детей есть книжки, а у кукол только посуда и наряды, а книжек нет. Идея о домовёнке Кузьке пришла ей в голову, когда она была на практике и рисовала деревенских ребятишек, а они ей в это время рассказывали различные страшилки. Сначала она нарисовала Кузьку, а уж потом написала его приключения. Взяла и написала десять сказок «Для Сундучка с книжками» - кукольной библиотечки, и восемь кукольных учебников для «Игрушечной школы». Затем написала книгу «Катя в игрушечном городе» и большую «Сказку про Кузьку». 
В 1977 году вышла первая книжка о Кузьке, который попадает в разные комические истории. А предисловие к ней написал её муж – Валентин Берестов, тоже детский писатель. А ещё большим увлечением девочек было рисование. Их вместе отдали в одну из Московских  художественных студий под крылышко Татьяны Луговской – талантливой театральной художницы и педагога. Так увлечение переросло  в профессию. 
Обе девушки поступили в институты с «художественным уклоном»: Наташа - в архитектурный, Таня в институт  кинематографии на отделение мультипликации. После окончания начала работать на студии «Союзмультфильм», преподавала в Пединституте, вела студию при Дворце пионеров. Хотя и рисовала разные картины, но продолжала сочинять сказки. 
С домовятами и лешиками она никак не могла расстаться и придумала  новую сказку про угрюмых домовят Севрюка и Пахмуру. И изобрела совсем уж необычных домовят, живущих в собачьих конурах и назвала их конуриками. А ещё она мечтала, что люди создадут себе новых друзей в виде гномов, эльфов и биороботов. 
А после её смерти Валентин Берестов нашел в её архиве множество набросков и готовых глав «Таинственной тетради» и объединил их в одну книгу, которую Татьяна Ивановна назвала фантастикой для подростков. Новеллы смешные, озорные, лирические. Первый мультфильм, по  произведениям сказочницы вышел в свет тогда, когда её уже не было. Сейчас  продолжение приключений Кузьки пишет  дочь Татьяны Ивановны – Галина Владимировна Александрова художница и писательница, как и мама.
Материал для детей обработала  Михеева Алла Иосифовна
Фото писателей – отсюда

Комментариев нет:

Отправить комментарий