Всероссийский урок памяти
«Осаждённый город победил!»
(к 76-летию снятия блокады Ленинграда)
Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц истории Великой Отечественной войны. Наша библиотека в Год памяти и славы, объявленного Указом Президента РФ, не могла не принять участие в мероприятиях, посвященных этому важному историческому событию.
Библиотека №4 обслуживает читателей разного возраста – от дошкольников до пенсионеров. Большую работу проводит с учащимися младших классов.
27 января, в День воинской славы – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – для учащихся 2 В класса СШ №4 совместно с классным руководителем Людмилой Петровной Барышниковой был подготовлен и проведен Всероссийский урок памяти «Осаждённый город победил!» (к 76-летию снятия блокады Ленинграда). В рамках урока памяти были проведены две Всероссийские патриотические акции: «Блокадный хлеб» и «Читаем о блокаде».
Цель урока памяти - напомнить о мужестве и стойкости жителей Ленинграда, переживших беспрецедентную блокаду, о трудностях и силе духа ленинградцев, рассказать о том, как выживали дети, познакомить учащихся младших классов с литературой о блокаде.
Само слово "блокада" ребята не знали. На доступном для них уровне было раскрыто это понятие, рассказано о том как город жил, вернее, выживал в трудные блокадные годы. Особое внимание было уделено "Дороге жизни", благодаря которой были спасены многие ленинградцы.
В акции "блокадный хлеб" школьников впечатлил рассказ о блокадном хлебе, о его нормах выдачи и составе, а также о подвигах и потерях, связанных с хлебом. Например, известная история Даниила Ивановича Кютенина, ленинградского пекаря. 3 февраля 1942 г., в первую и самую суровую, голодную и холодную зиму он умер прямо на рабочем месте от истощения. Умер, но не взял ни крохи блокадного хлеба себе. Посмертно Д. И. Кютинен внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.
Главным символом акции стал кусочек хлеба весом в 125 граммов: такой паек получали жители города на Неве в самые тяжелые времена блокады. Ребятам был показан черный хлеб примерно весом в 125 грамм, как в блокадном Ленинграде. Они его брали в руки, нюхали, от хлеба шел ароматный запах. Но тот, настоящий блокадный хлеб, сильно отличался от современного. Он не имел запаха, состав и цвет его были совсем другими. Школьники узнали – из чего состоял блокадный хлеб, что добавлялось в ржаную муку.
Ребята просмотрели презентацию и видеоролик «Блокада Ленинграда», зажгли свечу памяти и почтили в Минуте молчания всех погибших и умерших в блокадном Ленинграде.
Большое внимание в рамках Всероссийского урока памяти «Осаждённый город победил!» было уделено Всероссийской сетевой акции «Читаем о блокаде», которую проводит ГБУК НО «Нижегородская государственная областная детская библиотека имени Т. А. Мавриной».
Цель проведения этой акции - привлечь внимание детей к литературе о блокаде Ленинграда, помочь сориентироваться в ней, через неё показать, что такое блокада, как выживали ленинградцы, в т. ч. и дети.
Ребята внимательно прослушали чтение отдельных рассказов из книги известного детского писателя Сергея Алексеева «Подвиг Ленинграда»: «Блокадный хлеб», «Праздничный обед», «Таня Савичева», «Буханка». Ребята узнали о том, чем кормили детей во время блокады, что такое «праздничный обед» для детей детского дома, как понижались нормы выдачи хлеба (было 5 сокращений), о чем мечтали дети блокадного Ленинграда, и самый страшный рассказ – про Таню Савичеву, её дневник, где зафиксированы дни и время смерти всех родных Тани.
Большой интерес вызвал рассказ «Буханка» - о двух девочках-подружках 16-ти лет, работавших на заводе – Нади Хохловой и Нади Ребровой. Они постоянно были голодными и мечтали, чтобы однажды им под ноги упала буханка хлеба. И вот это чудо произошло, но страшной ценой: в проезжающую мимо машину с хлебом для ленинградцев попал снаряд, убило шофера, и хлеб разлетелся во все стороны. Прямо под ногами лежали буханки хлеба, о котором они так долго мечтали! Бери и уходи! Но нет! Девочки не взяли ни одной буханки, а вместе с другими людьми перенесли весь хлеб в другую подошедшую машину. Ведь в каждой буханке – чужая доля хлеба, и значит, кто-то остался бы совсем без хлеба, голодным. Уехала машина с хлебом. «И снова – до крика, до слез, до боли: хочется людям есть! Вот бы буханку. Хоть одну на двоих. Хоть одну на троих, на пятерых, семерых. Хотя бы – кусочек хлеба!».
Этот рассказ, как и предыдущие, произвел неизгладимое впечатление на детей. На вопрос: «Что они сейчас чувствуют?» дети отвечали, что им очень жалко детей, что они отдали бы им весь хлеб, какой у них дома есть.
В течение всего урока памяти ребята очень внимательно слушали, задавали вопросы, на которые они получили исчерпывающие ответы.
Выставка-просмотр к уроку памяти
После диалогового общения и ответов на вопросы ребят, их вниманию был представлен рекомендательный обзор литературы с выставки «Ленинград. Блокада. Подвиг» (18 изд.). Также школьники услышали стихи о блокаде, которые запечатлели тихвинскую трагедию 14 октября 1941 г., когда немецкие самолеты разбомбили составы с эвакуированными детьми из Ленинграда на станции Тихвин. Погибло очень много детей, точное количество неизвестно до сих пор.
Ребята познакомились с мемориальным комплексом "Цветок жизни", посвященный детям-героям Ленинграда.
Кл. руководитель Л. П. Барышникова провела с ребятами заключительную часть урока памяти, совместными усилиями проанализировали и закрепили услышанный материал.
Подводя итоги мероприятия и на основе новых знаний, полученных на Всероссийском уроке памяти, ребята пришли к выводу, что мы должны чтить память тех, кто погиб в блокадном Ленинграде с сентября 1941 по январь 1944. Погиб от голода, болезней. Погиб, отстаивая город, который фашистская Германия решила стереть с лица земли. Блокада Ленинграда является одной из тех вех истории, когда наш народ проявлял массовый героизм. Мы обязаны помнить о подвиге защитников города и страданиях, перенесенных его жителями.
Вечная память всем погибшим и умершим от голода, ран, болезней в непобежденном Ленинграде…
Полезные ссылки
Комментариев нет:
Отправить комментарий