Необыкновенная красота японской вышивки
Дорогие друзья!
Сегодня в нашей постоянной воскресной рубрике - довольно редкая тема – японское рукодельное искусство, японская вышивка. Предлагаемый материал поразил меня не только своей красотой, изысканностью, но и оригинальным своеобразием, колоритом.
Даже при мимолётном знакомстве с японской традиционной вышивкой сталкиваешься с таким огромным количеством техник и названий, что попытки разобраться в формате одной статьи неминуемо терпят фиаско. Каждая область Японии, выполняя вышивку немного по-своему, претендует на собственный стиль, который награждает названием данной местности или именем какого-нибудь своего уважаемого мастера. Даже мастерские, изготавливающие и торгующие вышитыми изделиями, пользуются собственным брендом для названия всей технологии, приводя иностранцев в полный тупик. Конечно, существует классификация с подробными инструкциями и описаниями технологий, но мы сегодня не будем её касаться. Оставим сложные названия для интернета. Я предлагаю просто насладиться необыкновенно красивой и своеобразной японской вышивкой, мотивы и стилистика которой очень сильно отличаются от привычных нам, но при этом могут вдохновить и послужить примером для подражания.
Основным традиционным применением вышивки в Японии, конечно же, являются кимоно и пояса. А кроме того — аксессуары, современная одежда, предметы интерьера, картины и т.д. Японская традиция умудряется сочетать лаконичность с буйством невероятной роскоши. А из особенностей выделяется сочетание глади с крашением и росписью, объёмным контуром, чаще золотым или серебряным, шитьё вприкреп шнуром и пасмой, тамбурным швом, аппликацию, множество сеточек, узелки, которые мы называем рококо и множество декоративных стежков для заполнения больших мотивов.
Один из распространённых приёмов — это вышивка гладью без вливания тонов, но с большим использованием оттенков для мелких деталей рисунка. Интересный эффект. Лаконичность и лёгкость.
А здесь добавляется небольшое вливание оттенков, узелки, стебельчатый шов, шитьё длинными стежками с прожилками поверх глади и шов вприкреп. Все приёмы нам хорошо знакомы, но японские рисунки смотрятся очень своеобразно.
Фото внизу — излюбленный японский сюжет, цветочный плот. Больше нигде в мире обычный бревенчатый плот не вдохновляет на создание таких красивых вышивок.
Для особых случаев в вышивке используются золотые и серебряные нити разных оттенков, а мотивы отделяют друг от друга контуры из цветного шёлка.
Такая сдержанная и вместе с тем изысканная гладь. Ничего лишнего. А ветка цветущей сакуры — любимый сюжет для вышивки.
Вышивка внизу кажется росписью, настолько тщательно выполнены вливания пастельных тонов.
Ещё один часто используемый приём — шитьё вприкреп золотой нитью и шнуром в сочетании с гладью.
На фото внизу образец росписи, края мотивов которой вышиты вприкреп тонким шнуром.
Внизу яркий пример вышивки по росписи.
А вот ещё одна интересная японская техника — шов, имитирующий гобелен
На фото внизу частично техника, которую мы называем счётная гладь. Как видим, японцам она тоже не чужда. Но узнать знакомую нам счётную гладь на этом поясе для кимоно можно не сразу.
Узнаёте на фото внизу наш знакомый крестик? Почему-то в Японии он выглядит как-то по-иному. Странно.
Вся вышивка внизу состоит из стебельчатых, тамбурных, узелковых и насыпных стежков. Это тоже одна из особенностей японских технологий. Смотрится замечательно.
Особая деталь — рисунок на плече и воротнике кимоно обязательно должен сходиться в едином мотиве.
Аппликация.
Классическая теневая гладь. Внизу. Но при детальном рассмотрении — не совсем классическая. Детали мотивов отделены друг от друга тонкой серебряной пасмой вприкреп. Характерная японская (и китайская) техника глади.
На фото внизу вся вышивка выполнена узелковым швом рококо (но мы помним, что названия в Японии свои).
Весь потрясающий декор кимоно на фото внизу состоит из сочетания крашения, росписи и вышивки.
Ах, как красиво! Наверное, трудно научиться так вышивать. Наверное, все эти изделия и стоят очень дорого.
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, здравствуйте!
УдалитьДля мастериц, уже владеющих искусством вышивания, наверно, несложно. Просто техники другие, рисунки и сюжеты другие, восточные. У них своя специфика.
Эксклюзивные вещи, наверное, стоят дорого, а ширпотреб, думаю, недорого. Помню, в 90-е у нас продавали кимоно из шелка. Особенно мне понравилось вишневого цвета с золотистой вышивкой. Золотистой ниткой листочки были вышиты. Красиво смотрелось...
Спасибо за отзыв, за постоянное внимание к блогу. Удачи Вам и добра, здоровья и благополучия! Всего самого светлого и весенне-радостного!