Степь в полыни тонет.
Прошлое ожило в фильме
«Страницы жизни казачьей»
Дорогие друзья!
Продолжаем следить за информацией, связанной с именем знаменитого нашего земляка, писателя-казака Фёдора Дмитриевича Крюкова.
Появилась новая публикация о фильме «Страницы жизни казачьей» и новых проектах в газете «Волгодонская правда» (статья «Степь в полыни тонет»). Информацию прислал Игорь Александрович Мурашкин.
Известный режиссер-документалист Георгий Сорокин вместе со студией «ДокАртСинема» недавно представили предпремьерный показ нового фильма «Страницы жизни казачьей».
Это уже 21‑я работа нашего земляка. Свой самый первый фильм «Саркел» Георгий Анатольевич снял в 2012 году. Затем было много других, но все их связывала беззаветная любовь к донским местам, их истории и людям, которые здесь жили и живут сегодня. Каждый из них – это кропотливое исследование темы, изучение архивов и огромный труд. Фильмы Георгия Сорокина открывают для нас страницы истории, о которых мы практически ничего не знали. А если и знали, то буквально на уровне школьных учебников.
Четыре последних картины режиссера неразрывно связаны между собой.
«Последний поход дружины» посвящен трагической гибели Цимлянской народной дружины времен Гражданской войны и братоубийственных событий на Дону.
«Старая левада у речки Лазоревой» – о судьбе забытого казачьего писателя Федора Крюкова.
«Слияние двух вод» – масштабное исследование строительства Волго-Донского канала и переселения станиц, на которые уже наступали воды рукотворного Цимлянского водохранилища.
«Страницы жизни казачьей» снова возвращают к произведениям Федора Крюкова и рассказывают о жизни, быте и воинской службе донских казаков. И в первую очередь связаны эти фильмы людьми – из разных городов, разных профессий и устремлений, но для всех бесценна история родного края.
Собрание сочинений Ф. Д. Крюкова
В «Страницах жизни казачьей» Георгий Сорокин и его команда по-настоящему отточили свое мастерство. В одной из донских станиц растет обычный подросток, который в свободное время залипает в телефоне. Гаджет ломается, и от скуки он берет книгу с полки своего деда и… Это как раз и оказывается сборник Федора Крюкова.
Сам писатель оживает на странице и предлагает мальчишке совершить увлекательное путешествие в прошлое. Парень узнает о том, как воспитывали казаков в дореволюционной России и готовили их к защите Отечества. Вместе с Федором Крюковым они ходят по улицам старых станиц. Переносятся на учения будущих воинов. Склоняют головы перед героямидонцами.
Съемки фильма проходили в Цимлянском, Константиновском, Веселовском районах, в Сальске, Волгодонске, Новочеркасске, Волгограде и Волгоградской области. Использовались фрагменты реконструкции – от масштабных баталий до ролевых эпизодов. Эта работа еще и очень патриотична, поскольку из прошлого века съемки перемещаются в настоящее время, на казачьи шермиции в станицу Старочеркасскую, в казачью школу Новоцимлянской и другие места. Любо, казаки! Вы и сегодня живы!
Автор статьи Александра ПОЗДНЯКОВА берет интервью у Георгия Сорокина, которое приводится ниже.
Режиссёр Георгий Сорокин
Георгий СОРОКИН:
«У Донской земли еще много тайн»
Сегодня с режиссером Георгием Сорокиным мы поговорим о том, как бусина за бусиной нанизываются на нити нашей памяти события минувших лет. И, конечно, о том, как сложно снимать фильмы.
– Георгий Анатольевич, а когда именно вообще возникла идея посвятить свои исследования Федору Крюкову? Это ведь казачий писатель, творчество которого сегодня незаслуженно забыто. И если о нем упоминают, то в основном в спорах об авторстве легендарного «Тихого Дона».
– Сразу скажу, что в двух фильмах мы специально обошли стороной тему авторства «Тихого Дона». Наша задача была рассказать именно о забытом писателе. В 2020 году вышли восемь томов произведений Федора Крюкова к его 150‑летнему юбилею, и они стали сразу же лучшим многотомным изданием в России того года.
Именно его наше городское отделение Русского географического общества подарило на предпремьерном показе фильма «Страницы жизни казачьей» центральной библиотеке Волгодонска.
Федор Крюков был ярким, достойным писателем, настоящим певцом казачьей жизни на Дону, искренне любящим свою землю. Его произведения отличаются документальной точностью, превосходным пером, местным колоритом, искрометным юмором. Лично я очень давно прочитал произведение Крюкова «Родимый край» и спустя годы вернулся к его творчеству. Писатель уникальный и самобытный, он достоин того, чтобы жить в веках.
– Мысль, конечно, вынашивалась долго. Я знаю, что снять фильм о Крюкове Вы хотели еще со времен «Последнего похода дружины». Что послужило «спусковым крючком»?
– История примерно похожа на известную теорию о двух рукопожатиях. Мой фильм о гибели Цимлянской дружины посмотрело много людей, в том числе Игорь Мурашкин, кандидат юридических наук, который был вице-президентом Фонда Крюкова. Ему эта тема была безумно интересна еще и потому, что он сам уроженец Волгоградской области, родины писателя.
Игорь Александрович обратился ко мне с просьбой снять фильм. Но денег не было. Наша команда даже подала заявку на краудфандинговую площадку с просьбой о сборе народных средств. Не собрали нужной суммы, вернули всем, кто перечислил. Подали на президентский грант – не поддержали. И вдруг внезапно Союз кинематографистов выделил мне стипендию. Финансы небольшие, но их хватило, чтобы съездить в Москву и Орел, провести съемки.
Так мы и начали работать.
Ездили в архивы, на реконструкции событий Гражданской войны, нашли частных коллекционеров, у которых хранились личные вещи Федора Крюкова, а также других людей, которых интересует эта тема.
Работа была проделана колоссальная. Потом состоялась премьера фильма в Москве в Доме русского зарубежья.
Однако у нас осталось огромное количество отснятого материала, которое просто физически не вошло в фильм о Крюкове. И, конечно, не хотелось, чтобы все просто «легло в стол». Но тут у моего старого товарища Александра Токарева, родового казака Семикаракорска, возникла идея показать в новом фильме настоящую казачью жизнь через призму его рождения и воспитания. И мы постарались воплотить это на экране.
– В Вашем новом фильме снялось огромное количество земляков: и жители станиц, и юные казаки, и достаточно известные люди. Например, историк и коллекционер Олег Антонов исполнил роль самого Федора Крюкова, Александр Туркин, руководитель Цимлянского рыбозавода, сыграл деда, а Ваш внук–роль подростка, с которого, собственно, все и началось.
– Олег Антонов, образно говоря, у нас уже «записной» Федор Крюков – он вошел в его образ еще в фильме «Старая левада у речки Лазоревой». И действительно, похож на писателя. Александр Туркин тоже отлично справился с ролью.
Алексей Неополькин, руководитель клуба «Атаман», можно смело сказать, сыграл самого себя в качестве наставника мальчишек. А мой внук Георгий сначала вообще отказывался быть в кадре – он скромный парень, хотя чемпион мира по каратэ и имеет черный пояс. Гоше 14 лет, он учится в школе № 22, занимается программированием, любит читать и с удовольствием ходит в походы на берег Цимлянского водохранилища. Помощь в съемках «Страниц» оказывали и другие мои внуки – Анна и Степан.
– Вы прошли огромный путь в плане качества документалистики. В «Страницах жизни казачьей» Вам пришлось во многом соединять ее с художественными съемками. На глазах оживают фотографии, как это стало возможным?
– Мне очень помогли контакты с реконструкторами, которые очень трепетно относятся к конкретному историческому периоду, обмундированию, снаряжению. Поэтому стараюсь исключить моменты, когда зритель мог бы сказать: «Брехня, не было такого». В кадрах изначально было очень много случайного – например, отражение штатива в зеркале, электропровод. Все это убирал с помощью специальных программ.
Использовал комбинированные монтажные съемки. Например, казаки на конях на фоне храма сняты в станице Егорлыкской, а сам храм – в станице Скуришенской Волгоградской области. Потом все свел вместе. Станица, по которой гуляют наши главные герои, это вообще фото из немецкого архива 1942 года времен оккупации Верхнего Дона. Мы ее нашли и оживили «нейронкой», сделали цветной.
– Какой будет дальнейшая судьба фильма? Довольны ли Вы результатом, хочется еще что‑то переделать?
– Хочу получить прокатное удостоверение и показывать «Страницы жизни казачьей» в музеях, кинотеатрах. Это наш вклад в изучение Донского края, в развитие местного отделения Русского географического общества. А премьеру нам предложили сделать в Москве, когда в апреле в столице будет выставка всех атомных городов России на ВДНХ.
Доволен ли результатом? Как всегда, кажется, что чего‑то не хватило, что‑то надо доделать, чего‑то я не договорил. Но с каждой работой получаю все больше опыта, это подталкивает меня к самообразованию. К сожалению, документальное кино – очень дорогое удовольствие.
Гранты можно пересчитать по пальцам, в основном снимаю на личные средства и спонсорскую помощь, за что искренне благодарен всем, кто меня поддерживает.
Тем не менее, в голове – множество тем, идей для будущих фильмов. По-прежнему актуальной остается история Правобережной Цимлянской крепости, не все вообще знают о ней. А ведь какая интереснейшая тема – здесь, рядом с нами, был крупный евразийский центр пересечения средневековых культур.
Уже шесть лет снимаю продолжение своего первого «Саркела».
Если фильм получится, то он будет называться «Нижний Дон. Средневековые форпосты». Съемки ведутся на Правобережной, Камышинской, Семикаракорской крепостях, скоро сажусь за сценарий. Нам предстоит открыть еще много тайн, которые хранит донская земля.
Александра ПОЗДНЯКОВА
Источник: Волгодонская правда. – 2025. – 8 марта. - №9. – С.7
Огромная благодарность автору статьи, а также И. А. Мурашкину за информирование о новостях о фильме, посвященном Ф. Д. Крюкову.
Комментариев нет:
Отправить комментарий