Георгиевская ленточка

четверг, 5 июня 2025 г.

Краеведение

Наша землячка – Александра Ивановна Бацазова
(её рассказы)
Дорогие друзья!
Ранее мы познакомили вас с удивительным человеком – педагогом, по призванию и по духу, краеведом, вдумчивым читателем и просто хорошим человеком - Александрой Ивановной Бацазовой. Об этом можно прочитать здесь.
А сегодня предлагаю вашему вниманию знакомство с тремя рассказами А. И. Бацазовой из сборника «Всполохи далёкого детства». Обратите, пожалуйста, внимание на третий рассказ «Переходный возраст» (по воспоминаниям жителя Себрово). Здесь описывается ст. Себряково в годы войны и как помогали подростки взрослым в тяжелые военные годы. Этот материал можно использовать для бесед с детьми о Михайловке в годы Великой Отечественной войны.
А. И. Бацазова со своей книгой в библиотеке 
Для Александры Ивановны Бацазовой школа – это удивительный мир, наполненный детскими страстями, горестями и радостями, успехами и неудачами. Разнообразие чувств детской души нашли отражение в ее сборнике рассказов «Всполохи далекого детства» (2023 г.). Рассказы написаны для детей, но будут интересны любой аудитории.
Три рассказа из этого сборника с разрешения Автора предлагаются вашему вниманию: «Смекалка», «Реальная мистика», «Переходный возраст».
РАССКАЗЫ А. И. БАЦАЗОВОЙ
Бацазова, А. И. Всполохи далекого детства : рассказы основаны на реальных событиях / А. И. Бацазова. – Михайловка : Принт-Дизайн, 2023. – 70 с.
Смекалка
Детство послевоенной детворы несколько отличалось от детства современных ребятишек. Надо было восстанавливать страну из руин. Всё взрослое население с утра до вечера пропадало на работе. Дети же оставались дома одни. У них были свои дела и обязанности по хозяйству. Но ведь и игру никто не отменял, она по-прежнему у детей занимала не последнее место в их жизни. Они всё равно искали свободную минуту, чтобы побыть со своими друзьями.

Однажды, во время завтрака, отец, вернувшийся с работы после ночной смены, дал задание двум дочкам собрать в саду по шесть ведер яблок и идти гулять. Замаячила свобода.
Малая чувствовала, что пропадает аппетит, хотя на столе стояло блюдо с варениками в сметане. Она сорвалась с места и побежала в сад. А старшая сестра была гурманкой. Она ела не торопясь, основательно, думая, что яблок всем хватит.

Малая же была уже в саду. Там яблок, груш было видимо-невидимо. Надо было спешить. Но с чего начать? И тут она смекнула. Схватила ведро и побежала под яблоню собирать самые крупные яблоки. Работа спорилась. Она суетилась сначала под одним, потом под другим деревом. Малая лишь успевала считать вёдра, по-прежнему выбирая самые крупные яблоки.
Фото из открытых источников Интернета
Когда пришла её напарница, младшая сестра уже управилась, она победно бросила пустое ведро и побежала во всю прыть, чтобы доложить о выполненном задании. Отец удивился её сноровке и похвалил. Вернувшаяся старшая сестра поведала ему о хитрости, которую проявила Малая. Тот послушал, усмехнулся и произнёс: «Смекалка — великое дело, она ещё никого не подводила! Недаром говорят, что смекалка и воду остановит».
Реальная мистика
Школа — это большая страна с её гражданами, которые между занятиями напоминают сбежавшую откуда-то ртуть. Толпы учащихся мигрируют с одного этажа на другой, переходят с правого крыла здания в левое, выплескиваются на улицу. Здесь выясняют отношения, играют в догонялки, сбивают коленки. Чтобы собрать эту «ртуть» и укоротить её, периодически громко и призывно звучит школьный звонок. Все разом разбегаются по классам, где продолжается процесс обучения и где происходят удивительные события.

Вот и сегодня 5 Б класс в полном составе. Здесь идёт урок литературы. Современные дети в школе знают свои права, помнят о своих обязанностях и стараются их исполнять. Они хорошо учатся, занимаются спортом, помогают старшим, то есть осуществляют тимуровское шефство.

Сегодня на уроке идёт речь как раз об этом. Дети изучают повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Содержание повести увлекло их, они внимательно слушают рассказ учителя о делах тимуровской команды, описанных в повести.

Урок проходит в классе, расположенном на первом этаже школы. Большие окна класса приветливо зазывают весеннее солнышко, а оно щедро дарит свою светлую энергию сидящим в классе мальчикам и девочкам, которые под его лучами, разрумянившись, временами теряют внимание. Учительница Ольга Алексеевна держит всё под контролем. Она быстро встаёт из-за стола и распахивает дверь в полутёмный длинный коридор. В классе почувствовалось свежее дыхание ветерка. Вскоре восстанавливается рабочая обстановка.

Обсуждается содержание повести. Поступки Тимура, главного героя и его команды вызывают у школьников восхищение, а противопоставленный Квакин с Фигурой становятся у них злостными хулиганами.

Юным читателям было предложено зачитать понравившиеся отрывки из повести. Ольга Алексеевна вызывает Асю Алёшину, та быстро встала из-за парты и начала читать отрывок текста о встрече двух сестёр на даче. «Женя зажмурила глаза, перевела дух... Но тут калитка перед домом с треском распахнулась. Во двор заскочила вся в репьях лохматая коза и низко опустив рога, помчалась вглубь сада».

Вдруг дети услышали какой-то топот по коридору, потом резко всё стихло. Тут они почувствовали, что на них кто-то смотрит из тёмного коридора. Все сразу внимание переключили на дверь, в проёме которой появилась сначала рогатая голова, потом её владелица — глазастая, лохматая, вся в репьях коза.

Все разом ахнули, ведь они только сейчас читали про козу из повести Гайдара. «Выходит, коза вышла к ним из параллельного мира», - пронеслось в голове любителя фантастики Саши Косова.
«Явился чёрт», - закричала Настя Горина, - Ой, не к добру!» Тут все, словно очнулись ото сна и дружно все засмеялись. А коза тем временем, посмотрев на это безобразие, резко повернулась и поскакала к выходу.
Читатели спросят: «Откуда взялась коза в школе?»
В то время к школе прилегал большой участок земли, изгородь которого давно требовала ремонта. Через дыры в заборе на школьный двор могли проникнуть все виды домашней живности. Козы заходили сюда, как к себе домой. На этот раз среди них оказалась ну очень любопытная. В поисках холодка она поднялась по крылечку, проникла в тёмный и прохладный школьный коридор. Увидев открытую дверь класса, решила заглянуть туда. В классе ровными рядами сидело много мальчишек и девчонок. Они почему-то все с ужасом в глазах смотрели на неё. Потом этот крик девчонки: «Чёрт явился», - оскорбил козу, поэтому она и поспешила оттуда убраться.
Продолжать урок не было возможности, все были взбудоражены так, что долго не могли успокоиться.
Но, тем не менее, этот урок останется в детской памяти на долгие годы.
Наконец-то ученики преодолели 4 урока!
Наступил последний, пятый урок истории. Для Никиты Рыбина история — предмет любимый. Но сегодня день особенный, он не может ни на чём сосредоточиться. Его голова занята другим. После этого урока Никита вместе с командой cвоего класса поедет в другую школу города на игру в футбол. Ему как и всем хочется выиграть матч у противника. Их тренер возложил на него ответственность за забитые мячи, ведь это он лучший бомбардир команды. Никита сидел и думал, как «чёрт» явился на урок литературы, и если это знак, то плохой. Это, явно, не к добру. Сейчас он был далёк от исторических событий.

И вот раздаётся долгожданный звонок. Игроки первыми срываются с мест, бегут одеваться и направляются на улицу. Около крыльца их поджидает школьный автобус «под парами». «Через 10 минут выезд, а то ещё может на железнодорожном переезде придётся постоять», - объявляет Владимир Николаевич, всегда строгий водитель автобуса.

Игроки-футболисты друг за другом быстро поднимаются в автобус, занимая места. Учитель физкультуры, он же тренер, Светлана Юрьевна, замечает, что нет Рыбина. Кто-то сказал, что у него пропала куртка. Тренер устремляется в школу на поиски пропажи. Там её уже ищут вожатая, техничка, классный руководитель и другие добровольцы, волонтёры. Проверяются все кабинеты, где проходили уроки у Никиты. Помощники — гонцы бегают по этажам, проверяют подоконники. Куртки нигде нет. И тут они бегут в 11 класс, там учится старший брат Олег. Олег сразу устремляется в кабинет, где располагался класс Никитки. Он заглядывает в лаборантскую, где организована была раздевалка и видит, что на вешалке сиротливо висит новая синяя куртка бомбардира. Старший брат хватает куртку и мчится на помощь удручённому футболисту. А там накал страстей достигает запредельного уровня. Все кричат, что пора отъезжать. Несчастный пятиклассник еле сдерживает слёзы отчаяния, как вдруг перед ним появляется его старший брат с новой курткой в руках. Он приобнял Никитку и стал быстро на него надевать куртку. Он похлопывал его по плечам, застёгивая все замочки, заклёпочки, заглядывая ему в глаза. «Ну совсем, как тогда, когда забирал меня из детского сада», - подумал Никитка, и на него нахлынула горячая волна благодарности его спасителю. Всё-таки, как хорошо, что у него есть старший брат.

Вокруг все суетились, смеялись, ничего не понимая, радовались, что всё хорошо закончилось.
Олег объяснил, что произошло. Утром Никита первый раз пришёл в школу в новой синей куртке. Но весь день выдался необычным, его волнения за игру сделали своё дело. Он просто забыл про обновку и искал старую куртку. Всем стало всё ясно. Повеселевшая компания устремилась к автобусу, кто уезжал, а кто-то вышел проводить прославившегося бомбардира.
И каких только чудес не происходит в этой школьной стране, и комичных и трагичных. Порою события с тобой развиваются так стремительно, что ты бываешь в шаге от шока или стресса. И очень важно, чтобы около тебя оказались люди, которые помогут тебе достойно выйти из создавшейся, казалось бы, тупиковой ситуации.

Дорогому читателю может интересно знать, как сыграла команда Никитки. Так вот, домой она возвращалась не с меньшим шумом, чем отъезжала. Команда выиграла матч со счетом 5:3. Три мяча из пяти забил Никитка. Можно представить, как в автобусе было шумно, все вспоминали важные моменты игры, радовались своей победе.
Значит этот сумасшедший день был прожит не зря.
А наш герой ехал и думал, правду говорят, что жизнь — полосатая штука!
Переходный возраст
(по воспоминаниям жителя Себрово)
Однажды мне пришлось услышать, как жалуются родители, что сын-подросток стал не управляем. Он никому не верит, у него нет авторитетов, его посещает депрессия, он находится в состоянии войны со всем окружающим миром. Психологи диагностируют у таких подростков трудный переходный возраст.

Я невольно начал ворошить своё прошлое, обращаться к своей памяти с одним вопросом: «А когда же у меня был этот период перехода из детства во взрослую жизнь? Посещала ли моё поколение хандра? Что же происходило на изломе нашего возраста?»
И тут услужливая память подвела меня к военному времени 1942 года. Линия фронта приближается к родному краю, фашисты в г. Серафимовиче, отсутствует отец и старший брат дома - вот факторы нашего перелома.

Мы, подростки посёлка Себрово, позабыли, что в свои 13-15 лет были ещё детьми. Нас объявили взрослыми и оставили за старших, возложив на нас разные обязанности: смотреть за младшими братьями и сестрами, заготавливать топливо на зиму; рубить сухой бурьян, резать и сушить кизяки, собирать дрова для печки, добывать корм корове впрок.

Физические и психические процессы моего взросления были подчинены одному — выжить в это трудное время и биться за Победу над врагом вместе со взрослыми в тылу. Рядом были наши матери — пример для подражания. Они вели домашнее хозяйство, работали в колхозе вместо мужчин, освоили трактора, растили детей.
И сейчас, когда я слышу о трудном ребёнке из-за того, что его мама в детстве недолюбила, не дала той ласки, которую должна была дать, я вспоминаю матерей военного, да и послевоенного времени.

Прокормиться семьям было очень трудно, поэтому весной детям приходилось собирать крапиву, листья одуванчика, подорожника, направляя их в супы, толочь в ступе зерна из колосков до крупы, до муки, а потом, смешивая с картофельными очистками, жарить оладьи. О нежности и материнской любви не было речи. Мы просто знали, что нас любили, и мы боялись потерять друг друга.

Современным детям трудно представить кашу из толчёной травы с желудями или похлёбку без хлеба. Легче было тем, у кого была корова-кормилица. Её берегли, о ней заботились, чтобы напоить зимой, воду для неё заносили в хату для подогрева. Летом заготавливали сено, солому, а от детей в помощь шла колючка «перекати поле».

Её мы собирали по полям и в вязанках носили домой. Я заметил, что на открытой местности этой колючки было мало, ветер отрывал её корешок и катил большими партиями через всё поле в овраг, там-то её было много. От такого открытия на нас накатывала детская радость.
Оказывалось, что мы всё ещё были детьми. А ближе к вечеру мы брали верёвку и шли в лес собирать дрова. С собой мы несли крючок, чтобы им захватить сухой сучок, повиснуть на нём и сломав, положить его себе в дрова. Набрав охапку палок, веток сухих, увязывали вязанку и отправлялись домой. В это время лес был очень чистым, потому что подбиралось всё, что могло гореть. И тянулась длинная вереница детей с дровами из леса.
Покончив с домашними делами, каждый вечер в сумерках, ребята собирались, чтобы обменяться новостями. Всех беспокоило, что враг был очень близко.

Мы ложились на землю, припадали ухом к земле и слышали, как где-то работает артиллерия. Земля, словно, живая вздрагивала под ногами от взрывов, слышна была канонада. Мы знали, что под Серафимовичем шли ожесточённые бои, а это очень близко от п. Михайловка. Нам было страшно, ведь никто не знал, что с нами будет завтра. Навязчивая тревога поселилась в нас.

Кем мы были в эту пору, детьми или взрослыми?
Наша железнодорожная станция Себряково на топографической карте значилась как стратегический объект. И сюда неслучайно стали прилетать немецкие бомбардировщики. Они сбрасывали на п. Михайловку бомбы, начинённые смертью.

Но ничего не прерывало работы людей в тылу. Здесь пахали на быках и коровах, сеяли, убирали урожай. Оставшиеся трактора постоянно ломались. Лошадей забрали на военную службу. Из них составляли кавалерийские полки, лошади таскали из леса деревья на постройку мостов, дзотов, дотов. На них развозили раненых по госпиталям, подвозили снаряды на передовые позиции.
А в деревне остались только больные и старые животные. Люди косили хлеб косами, серпами, следом шли дети, они собирали колоски.

Одним летом нам доверили отвозить зерно на элеватор. Собрали обоз из семи повозок, запряжённых быками. Каждой парой быков управлял паренёк лет тринадцати-четырнадцати. На первой повозке ехал самый ответственный товарищ. Он вёл весь обоз за собой и отвечал за всех. Остальные не напрягались, переговаривались, падали спиной на зерно, разглядывали облака, изредка покрикивая на свою тягловую пару.

Однажды никто из погонщиков не заметил приближающегося поезда. Видимо, задремал возница ближайшей к переезду повозки, и она попала под паровоз. Волов раскидало в разные стороны. Они были мертвы, а повозку с зерном и возницей откинуло назад, зерно рассыпалось, а паренёк был невредим.

Это происшествие обернулось для нас бедой. Гибель тягловой пары для колхоза была большой потерей. Несчастный случай поверг наших матерей в шок, ведь такое событие можно было принять и за вредительство или диверсию на железной дороге.
Нас позвали на собрание, начались разборки, нас ругали, читали нотации, инструкции. Говорили нам, что мы уже взрослые и тихо радовались, что из детей никто не погиб.

На следующий день со своей парой быков мы снова с обозом ехали на элеватор, ведь хлеб сдавать государству необходимо, а заменить нас было некем!
Но кто же виноват в этом ЧП? Может, на тот момент у возницы было плохое настроение, депрессия или хандра? Да нет, дело не в этом, просто детский инстинкт самосохранения задремал на железнодорожном переезде!

Что двигало нами, когда в свободное время мы бегали на станцию Себряково? Конечно, детское любопытство.
Мы встречали и провожали составы с живой силой. Солдат перебрасывали или на Дон или на Волгу, к Сталинграду. Составы шли с пушками, танками, автомобилями. Они шли интервалом в 1 км. Пропускная способность железной дороги была увеличена в разы, были созданы тупики, разъезды, установлены дополнительные семафоры.
Станция  Себряково, 1960-е гг.
Так выглядела станция раньше.
Станция Себряково сегодня
Железную дорогу как транспортную артерию охраняла милиция и войсковая часть. Через 1 км стояли часовые с рацией, фонарём и оружием. Берегли железную дорогу от диверсантов.
Сейчас мы можем только догадываться, с какой ответственностью охраняли тогда линию связи Москвы со Сталинградом, штаба Главнокомандующего со штабами воюющих армий. Эта линия тоже тяготела к железной дороге.
Вдоль железной дороги были построены многочисленные склады с продуктами, с одеждой, с оружием, чтобы оперативно проводить погрузку, использовались тупики.

Несмотря на то, что в данный момент наша компания понимала, что мы уже не дети, но ещё и не взрослые, мы по-прежнему бегали на привокзальную площадь, откуда нас безжалостно гнали, как любопытных детей. Однажды мы находились недалеко от станции, куда прибыл состав под красным крестом. Это был санитарный поезд с ранеными. Их везли с полей сражений. На площади стояло много повозок, запряжённых лошадками. Санитары стали очень быстро разносить раненых бойцов по подводам и отправлять по госпиталям, которых в нашем районе было около 14. 

В посёлке Себрово госпиталь расположили в нашей школе. Сюда привозили солдат тяжелораненных и с лёгким ранением. Раненых было очень много, поэтому ходячих раненых размещали на постой в ближайших от госпиталя домах жителей посёлка Себрово, их подлечивали, и снова они уходили на войну. А вот тяжелораненные не все вылечивались, кое-кто, не приходя в сознание, умирал. Более 50 человек из нашего госпиталя были упокоены на местном кладбище. Выкопать могилу зимой 1942 года было невероятно трудно. На дворе стояли сильные сорокоградусные морозы, поэтому выкопав могилу, её не засыпали основательно, а делали из неё братскую. Бывало и местные жители своего родственника хоронили там же, потому что не было возможности выкопать её самим.

Школа была занята, но мы занимались в обозначенных дворах. У наших сверстников появились новые обязанности. Они ходили в госпиталь, помогали медсестрам, нянечкам. Школьники писали письма за солдат, стирали бинты, дежурили по ночам у постели тяжелобольного.

При плотной занятости мы с друзьями не оставляли без внимания железнодорожную станцию, потому что там каждый день происходило что-нибудь новенькое. Так, в одном из тупиков мы увидели повреждённые самолёты. Откуда? Оказалось, здесь разместили передвижную авиаремонтную мастерскую — ПАРМ. С фронта сюда везли на ремонт пикирующие бомбардировщики, их восстанавливали, и они улетали на фронт.

В районе современного цемзавода был организован патронный завод, где пустые гильзы от снарядов, собранные на полях боёв, делали снова боеспособными. На консервном заводе в одном из цехов изготавливали коктейль Молотова — бутылки, наполненные горючей жидкостью, их активно применяли при обороне Сталинграда. В Михайловку было доставлено оборудование Ростовского техникума по подготовке машинистов паровоза. В ускоренном режиме занятия проходили в железнодорожной школе. Все стратегически важные объекты старались сосредоточить вблизи станции, поэтому и должна была быть охрана.

В лесу стояли пушки двух зенитных расчётов, на Михайловском аэродроме базировались два истребителя. Небо охранялось, но после начала налётов было ясно, что охраны недостаточно.

С 23 июля 1942 года Михайловка предавалась бомбёжке. До ста бомб за день иногда было сброшено. Были дни, когда до 30 немецких самолётов прилетало в посёлок. Они бомбили станцию, мосты, составы, склады, дома.
В один из таких налётов на станции стоял состав с боеприпасами. Машинист Турыгин Владимир Михайлович, прицепивший его к своему паровозу, приказал помощнику покинуть машину, а сам повёл состав подальше от станции. Но одна из бомб угодила в паровоз. Он взорвался и сгорел. Героически погиб машинист Турыгин В.М. В его честь в сквере около железнодорожной площади вокзала стоит скромный памятник. Там покоится прах нашего героя. Очень важно, чтобы люди помнили и чтили подвиги своих земляков.
Памятник машинисту В. М. Турыгину
В результате налётов немецкой авиации горели дома и гибли люди. Оставшиеся в живых, старались покинуть посёлок. Мимо Себрово потянулись обозы с отступающими от войны жителями Михайловки. Обозы шли на Камышин.

Во время войны в Михайловке был развёрнут военный аэродром, на который в августе 1942 года приземлялся тяжёлый бомбардировщик АНТ-6, его сопровождали 4 истребителя ЯК-3 в качестве охраны. Под шасси была прикреплена машина М-20, которая после приземления отцеплялась и на ней совершался объезд позиции. Прилетал генерал армии Жуков Г.К., изучал положение армии на боевых позициях. Об этом мы услышали позже от очевидцев. Естественно, что такие события засекречивались.

Подростки стремились всё узнать, увидеть и услышать, что происходило вокруг них. Мы были уверены, что знаем всё. Но оказалось, что у нас происходило и нечто секретное, о чём нам довелось узнать полвека спустя.

При приближении линии фронта было решено сформировать партизанский отряд из 30 человек. Назначается командир отряда, подбираются люди надёжные, проверенные. Среди них руководители Райкома, председатель колхоза, директор МТМ и другие. В июне 1942 года будущие партизаны проходят пятидневную курсовую подготовку в передвижной спецшколе. Их обучают секретам разведывательной деятельности, подрывным операциям, оказанию медицинской первой помощи раненым, учат составлению шифровок, установлению радиосвязи.
При соблюдении конспирации 30 партизан принимали присягу в доме по улице Семёновской (сейчас улица Мира, где сегодня находится бюро технической инвентаризации).

В Рахинском лесничестве создают 6 баз для отряда, устанавливают явочные квартиры в селе Сидоры, в хуторе Ильменский — 2, в станице Етеревской. Заготавливают одежду, медикаменты, продукты. Над партизанским отрядом должен был курировать штаб 62 Армии, и только по его команде он мог начинать свои действия.
Всего этого мы могли и не знать, но я уверен, если бы была необходимость в партизанах, то моё поколение участвовало бы в этом движении. Оно было бы востребовано!

А сегодня я хочу заявить современному поколению подростков, что самое дорогое для человека - это его жизнь. Но бывают моменты, когда человек свою жизнь приносит в жертву ради великой цели.
Тогда мы, вчерашние дети, были свидетелями бомбёжек, наблюдали передвижение армии, видели израненных солдат, получали похоронки на близких, искренне хотели побыстрее попасть на фронт. Мы прибавляли возраст на год, два и обивали пороги военкоматов, требуя призыва для добровольцев. Хотелось возмездия врагу за все им содеянное, хотелось прекращения войны.

Так кончалось наше детство, и наступал ответственный период, в котором не было места хандре или копания в себе. Там были высокие помыслы, в чём убеждаешься, когда смотришь на фотографии 1944 года, на молоденьких солдат, перешагнувших из своего детства во взрослую фронтовую жизнь.
Да, разным бывает переходный возраст у молодых людей.
Огромная благодарность Автору этих замечательных рассказов - Александре Ивановне Бацазовой!

А. И. Бацазова – очень добрый и отзывчивый человек, обе свои книги ("Память в наследство" и "Всполохи далёкого детства") она подарила библиотеке, так что фонд наш пополнился ценными краеведческими изданиями. Огромная благодарность и искренняя признательность ей за чудесные книжные дары, за возможность познакомить с её творчеством читателей!

2 комментария:

  1. Ответы
    1. Коллеги, здравствуйте!
      Да, информация очень интересная. А еще подкупает доверительная форма изложения материала, чувствуется любовь и неравнодушие Автора к своим героям, к истории нашей страны.
      Спасибо за отзыв, рады видеть вас в гостях в блоге. Всего самого доброго, светлого, позитивного и успешного!

      Удалить