Георгиевская ленточка

вторник, 21 октября 2025 г.

Это интересно! Краеведение

Вышел сентябрьский (№9, 2025) номер журнала «Подъём»
Дорогие друзья!
Этот пост адресован в первую очередь всем любителям «толстых» литературно-художественных журналов, любящим и интересующимся краеведением. Продолжаем знакомить вас с воронежским журналом «Подъём». Журнал основан в январе 1931 года. Является старейшим периодическим изданием данного профиля в России. Ранее уже были посты о журнале «Подъём», 2025 г.
Сентябрьский выпуск журнала "Подъём" открывается повестью Василия Килякова (Москва) "Светлые дали" Евсеича". В центре сюжета – исповедальная история бывшего "энкавэдэшника", вся прежняя жизнь которого была посвящена "государеву делу".
В этом Фома Евсеич видел свой долг и к службе относился честно. Его страшное прошлое неотделимо от сурового смысла, что пронизывал все клетки советского государства. В нынешних российских днях Евсеич находит только предательство и разрушение, и многое из его горьких слов справедливо. Однако не случайно в финале будто вскользь упомянуто, что на могиле Евсеича, как и на стоящей поодаль старой церквушке с колоколенками, нет креста...

Рассказы Сергея Пылёва изображают отношение к СВО в мирной части нашей страны и в зоне боевых действий. Едва уловимая печальная шутливость присутствует в авторской речи, но здесь – не отчужденность рассказчика от реальности, а внутреннее усилие, позволяющее психологически нести груз общей русской беды.

Главы из исторического романа Александра Лапина "Семь царей и сирота казанская" – о времени гибели царевича Димитрия в Угличе и начале Смутного времени.

В сюжетах Александра Евсюкова (Москва) исподволь возникает вопрос, насколько современный человек может соответствовать нравственному закону, который таится в глубине его души. Семейные узы связывают мужчину и женщину – или же, напротив, бессильны соединить их в одно нерасторжимое целое.

Школьные байки Виталия Будённого насыщает неудержимая детская фантазия, а многие приметы современного городского быта кажутся чудесными вещами. Волшебный мир детства, напоминая о себе, незаметно делает взрослых добрее и внимательнее.

Поэтический раздел журнала знакомит читателя с лирикой Виктора Брюховецкого (Ленинградская область) и Валентина Нервина, Андрея Попова (Сыктывкар) и Никиты Брагина (Москва), Сергея Луценко. Вступительное слово Вячеслава Лютого предваряет стихи Валерии Салтановой (Ростов-на-Дону). В рубрике "Незабытые имена" публикуются строки известного фронтового поэта Федора Сухова.
Поэт Вл. Костров
К 90-летию со дня рождения Владимира Кострова приурочена статья Людмилы Воробьевой (Минск) "Последний этого века..." В давние годы Костров казался одним из поэтов своего поколения. Но теперь его слова воспринимаются как речь подлинного русского классика рубежа тысячелетий. Александр Орлов, близко знавший Владимира Андреевича, говорит о нём как о человеке честном, принципиальном и как о художнике, обладающем редким даром провидения.

Историко-театральный очерк Надежды Роготовской охватывает столетие существования Воронежского театра кукол. Автор подробно и тонко отмечает художественные особенности спектаклей минувшего полувека, представляет режиссёров и творческих руководителей театра, среди них особенно выделяется фигура Валерия Вольховского. В репертуаре театра кукол сегодня присутствуют постановки, адресованные самой разной возрастной аудитории: подчёркнуто детские и сугубо взрослые, тематически связанные с историей и классической литературой.

Нина Тонких вспоминает о годах дружбы с замечательным воронежским писателем Виктором Никитиным, погибшим от ковида в сентябре 2020 года. Его рассказы и повести отличались редким психологизмом и выразительностью письма, а сам он был яркой и отзывчивой личностью.

Героиня очерка Галины Якуниной (Владивосток) "Звезда над островом Анны", первая в мире женщина-капитан дальнего плавания А.И. Щетинина прошла Великую Отечественную и после капитуляции фашистской Германии участвовала в войне с Японией. Её имя хорошо известно на Дальнем Востоке.

В статье Виктора Акаткина "Заповеди жизни и смерти" о А.Т. Твардовском и войне в его творчестве названные постулаты приобретают высокий духовный смысл, объясняя удивительную проникновенность лирических строк поэта. В книге записей "С Карельского перешейка", рождённой из встреч и бесед с участниками боев "незнаменитой" финской войны, видно, как постепенно складывался будущий строй его стихотворений и поэм.
Фотохудожник М. Вязовский. Плач одинокой трубы
Воспоминания Александра Мальцева об отце "Плач одинокой трубы" посвящены погибшим в немецких концлагерях и при обороне Крыма. В тексте автора есть очень важное замечание: "Война, даже спустя много лет, определяла поступки отцов, наши поступки, будет определять поступки следующих поколений". О повести Анны Вислоух "Зорка Венера", сюжет которой связан с событиями СВО в Новороссии, рассказывает Владимир Спектор.

На журнальной вклейке размещены работы фотохудожника Михаила Вязового. Сюжеты бабьего лета тесно переплетаются с названием рубрики "Отчий край".
Фотохудожник М. Вязовский
Вторая вклейка отдана картинам самодеятельного художника Ивана Мальцева, героя очерка "Плач одинокой трубы". Наивная живопись, светлая и одухотворенная, кажется, свидетельствует: душа русского человека ещё чиста и сильна, и ей по силам преодолеть невзгоды XXI века.
Художник Иван Мальцев
Надеемся, что представленный новый воронежский журнал «Подъём» заинтересует читателей блога, вызовет желание прочитать его.

Художник Иван Мальцев

Комментариев нет:

Отправить комментарий