Георгиевская ленточка

Коллегам

Общероссийский день библиотек (2017): поздравления 
Новинки профессиональной литературы - 2016
Семинар "Библиография как средство освоения современного информационного пространства"
Акция "Спасибо, библиотека!"
С Общероссийским днём библиотек! (2016 г.)
Юбилейная дата - 45 лет работы в одной библиотеке! (Об А. И. Михеевой)
Областной семинар в ВОБМ
Новинки профессиональной литературы 2016 года
Новые профессиональные издания 
(февраль 2015 года)
Новинки профессиональной литературы (ноябрь 2014 года)
Новые издания по организации досуга читателей 
(август 2014 г.)
Новинки профессиональной литературы (июнь 2014 года)
Новинки профессиональной литературы 
(май 2014 года)
Литература для организации досуга читателей (серия "Библиотека предлагает")
Новинки профессиональной литературы,
сентябрь 2013 года
Новинки профессиональной литературы,
август 2013 года
Новинки профессиональной литературы,  июль 2013 г.

Акция "Журнал "БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ" дарит подарки!"

Новинки профессиональной литературы
Дорогие  коллеги!
Предлагаю вашему вниманию новые книги по библиотечному  делу, выпущенные  издательством «Профессия».
1) Брежнева, В. В. Информационное  обслуживание: учеб. пособие / В. В. Брежнева, Р. С. Гиляревский. – СПб. : Профессия, 2012. – 368 с. – (Библиотека).
В предлагаемой книге анализируются основные тенденции информационного обслуживания в условиях динамично меняющейся нормативной базы, усиления конкуренции, развития информационных технологий и других факторов внешней среды. Показана целесообразность использования в информационно-библиотечной деятельности достижений  сервисного менеджмента, маркетинга услуг, сервисологии, управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), менеджмента качества.
В пособии проведен сопоставительный анализ понятий информационной продукции, продукта, услуги, обслуживания. Охарактеризованы специфические особенности  информационной продукции. Предложена типология информационной продукции и охарактеризованы тенденции создания различных её типов.
Данное издание предназначено для специалистов-практиков, преподавателей, аспирантов, а также бакалавров и магистров, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».
Оглавление  книги «Информационное обслуживание»
Введение
Глава 1.Эволюция представлений о задачах и содержании информационного обслуживания
1.1.Информационное обслуживание: основные понятия   
1.2.Сервисная направленность современного общества
1.3.Сервисные тенденции в организации информационного обслуживания
Глава 2. Изучение потребителей как основной этап в организации информационного обслуживания
2.1.Потребители информационной продукции: эволюция аспектов  изучения
2.2.Основные группы потребителей информационной продукции   
2.3.Информационные потребности
2.4.Информационная культура
2.5.Информационное поведение
2.6.Потребительские требования к информационной продукции   
2.7.Изучение удовлетворенности потребителей качеством информационного обслуживания
Глава 3. Информационные продукты и услуги. Определение.
Свойства. Классификация
3.1.Соотношение понятий «продукты» — «услуги» — «обслуживание»
3.2.Свойства информационных услуг
3.3.Информационная продукция как синтез продуктов и услуг   
3.4.Процессы подготовки информационной продукции   
3.5.Многоаспектная классификация информационной продукции
Глава 4. Создание и использование информационной продукции
4.1.Информационные продукты и услуги, являющиеся результатом документного обслуживания
4.2.Информационные продукты и услуги, являющиеся результатом библиографического обслуживания
4.3.Информационные продукты и услуги, являющиеся результатом фактографического обслуживания
4.4.Информационные продукты и услуги, являющиеся результатом информационных исследований
4.5.Комплексная информационная продукция
4.6.Консультационные услуги
Глава 5. Организация информационного обслуживания   
5.1.Характеристика основных этапов организации обслуживания
5.2.Диагностика уровня организации информационного обслуживания
5.3.Разработка номенклатуры информационных продуктов и услуг
5.4.Стоимость информационной продукции и пути ее определения
5.5.Обеспечение качества подготовки информационных продуктов и услуг
5.6.Продвижение информационной продукции: интегрированный  подход
5.7.Анализ удовлетворенности пользователей качеством предоставляемых им услуг
Приложение                                    
Список использованных сокращений
Указатель
 
 Ключевые  термины:
Информационная  продукцияконечный результат информационно-библиотечной деятельности, направленный на удовлетворение информационных потребностей пользователей, представленный в виде информационных продуктов и/или  информационных услуг.
Информационный продуктконечный результат информационно-библиотечной деятельности, закрепленный на материальном носителе, позволяющем его многократное использование с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей.
Информационная услугаполезный конечный результат информационно-библиотечной деятельности, представленный в нематериальной форме, направленный на удовлетворение информационных потребностей пользователей, как правило, путем предоставления информационных продуктов.
Сервисный  продукт система, объединяющая материальный продукт в вещной форме и соответствующие услуги, что позволяет повысить эффект полезности путем более полного удовлетворения специфических потребностей клиента.

2). Морева, О. Н. Организация  библиотечного фонда: учеб.-практ. пособие / О. Н. Морева. – СПб. : Профессия, 2012. – 128 с. – (Азбука библиотечной профессии).
Издательство «Профессия» начало выпускать книги новой серии «Азбука библиотечной профессии», которые предназначены для профессионального обучения библиотечных работников, не имеющих специального образования. Они также будут полезны студентам высших и средних учебных заведений, особенно в связи с изменением стандартов библиотечно-информационного образования, структуры и объема читаемых курсов.
В книгах этой серии сведения излагаются на доступном уровне, материал четко структурирован  и сопровождается большим количеством схем и иллюстраций, облегчающих понимание.
В этой серии уже вышли:
Информационные ресурсы для библиотек
Аналитико-синтетическая переработка информации
Комплектование библиотечного фонда               
Предметизация документов.                                                                                                                             
В новом пособии «Организация библиотечного фонда» подробно и доступно характеризуются основные проблемы использования и хранения  библиотечного фонда. Раскрывается технологическое видение процессов организации фонда, что помогает читателю составить ясное представление о том, каков должен быть конечный результат выполнения работ, какими методами и средствами он достигается. Пособие является логическим продолжение книги «Комплектование библиотечного фонда».
Издание предназначено для работников библиотек, не имеющих специального образования, а также для студентов вузов и колледжей культуры, осваивающих курс «Библиотечный фонд».
Мне очень понравилось это издание очень четкой структурой, краткостью изложения и соответствием тем процессам, которые сейчас проходят в библиотеках.

3). Мобильные библиотеки. Мобильные библиотечные онлайновые услуги : сб. публ. / под ред. Дж. Нидхе, М. Элли; науч. ред. д-р техн. наук, проф. Я. Л. Шрайберг; пер. Е.В. Малявская, В. В. Зверевич, Т. О. Зверевич. – СПб. : Профессия, 2012. – 368 с.
В сборник включены тщательно подобранные статьи по проблемам использования возможностей мобильных библиотек в обслуживании пользователей, особенно в таких социальных группах, как студенты, социальные медработники, учителя. Авторы подробно и всесторонне рассматривают изменения, произошедшие в библиотеках с приходом мобильных технологий. Публикации сборника заставляют читателя задуматься над тем, какой будет библиотека в ближайшем будущем, как изменятся её читатели и процессы их обслуживания.
Эти и другие издания можно заказать на сайте издательства "Профессия" (раздел "Информационное и библиотечное дело") наложенным платежом. 

В помощь библиотекарю
Новинки  профессиональной  литературы
                                          Дорогие коллеги!
   Предлагаем вашему вниманию информацию о новой профессиональной литературе, поступившей в библиотеку № 4.

1.Информационные компетенции младших школьников : библиотечно-библиографические уроки / авт.-сост. М.А. Багаева. – Волгоград : Учитель, 2011. – 247 с. – (В помощь библиотекарю).
От информационной грамотности – к читательской культуре.
Использование современных педагогических технологий для формирования информационных компетенций и читательской культуры младших школьников – важное условие организации обучения, развития и воспитания детей. Предлагаемые формы проведения занятий (виртуальные экскурсии и путешествия по страницам книг, тематические уроки-обзоры, уроки-персоналии, конференции с элементами игровой деятельности) позволят педагогам и организаторам школьного досуга поддерживать читательский интерес, развивать читательскую деятельность учащихся начальной школы. В книге предложены эффективные творческие модели и проекты занятий для их практической реализации в библиотечном обслуживании, в учебно-воспитательном процессе в целом.
Данное издание предназначено библиотекарям, учителям начальных классов, организаторам внеклассной работы общеобразовательных учреждений и центров дополнительного образования детей.
Названия некоторых мероприятий: «Многоликая персона»: бинарный урок с применением ИКТ (о русской матрешке); Сказочное путешествие в страну Здравушку: литературная викторина; Компик и К°: игра-путешествие; Художники-иллюстраторы детских книг: урок-знакомство; Художники-иллюстраторы сказок: урок-знакомство; А значит, нам нужна одна Победа!..: урок-концерт; «Провозглашаю славу Сталинграду!»: урок мужества; От Кремля начинается страна…: урок-экскурсия и др.

2.Основы информационной грамотности школьника : программа, занятия с учащимися 5-6 классов / авт.-сост. И. Б. Горшкова, Л. Н. Захарова, Г. В. Ежкова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 254 с. – (В помощь библиотекарю).
Информационная грамотность – это способность найти, отобрать, систематизировать и проанализировать информацию.
Неотъемлемой частью общеобразовательного процесса является обучение школьников основам библиотечно-информационной культуры. В данном пособии представлены тематический план и разработки занятий, направленные на формирование у школьников 5-6 классов информационной грамотности: обучение рациональным приёмам работы с любыми типами и видами документов, а также развитие умений искать, анализировать и правильно применять найденную информацию.
Пособие предназначено школьным библиотекарям, а также может быть полезно педагогам дополнительного образования и классным руководителям. Материалы рекомендуемого пособия будут интересны учащимся средних классов и широкому кругу читателей.
Некоторые темы пособия: История возникновения письменности (9 занятий); История появления библиотек 3 занятия); История развития книгопечатания (5 занятий); Книга как предмет искусства (7 занятий); Бережное отношение к книге (5 занятий, в т.ч.: ремонт книг, изготовление книги своими руками); Современные способы передачи и хранения информации (3 занятия); Справочный аппарат книги (4 занятия); Библиотека – информационный центр школы (8 занятий); Периодические издания в школьной библиотеке (3 занятия); Основные формы работы с книгой (7 занятий, в т.ч.: Библиографическая запись, Как читать книги, Сравнение переводов одного произведения. Развитие навыков творческого чтения, Записи о прочитанном. Дневник чтения, Выставка дневников чтения и др.). Справочные издания (словари, энциклопедии, справочники) -10 занятий.

3.Диалоги о культуре : беседы, «круглые столы», пресс-конференции / авт.-сост. А. А. Егорова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 173 с. – (В помощь библиотекарю).
В данном пособии представлены сценарии различных мероприятий для школьников, посвященные важным составляющим русской культуры. Понятие культуры в контексте данного пособия представлено достаточно широко: от первых уроков вежливости для учащихся начальной школы до уроков памяти и благодарности для старшеклассников. Составители пособия предлагают интересные и познавательные беседы, импровизированные пресс-конференции, «круглые столы», посвященные русской печке и березке, задорной частушке и знаменитым народным промыслам, приглашают на встречу в Третьяковскую галерею, рассказывают о знаменитых шедеврах мировой культуры, созданных под воздействием великой силы любви.
Познавательный материал, требующий вдумчивого осмысления, чередуется с различными игровыми моментами. Пособие предполагает творческое использование: при реализации предложенных сценариев могут быть внесены изменения и дополнения.
Предназначено сотрудникам библиотек, может быть полезно классным руководителям и организаторам детского досуга в школе.

4.Творческий опыт работы с книгой : библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т. Р. Цымбалюк. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2011. – 135 с. – (В помощь библиотекарю)
«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». К. Д. Ушинский.
В предлагаемом пособии представлен опыт работы с книгой, позволяющий школьным библиотекарям в содружестве с учителями расширить границы обычных уроков, наполнить их новым содержанием, пересмотреть и сравнить творческие находки коллег со своими, организовать работу с книгой в интересах ребенка.
Предложены такие активные формы занятий как викторины, интеллектуальные турниры, ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия и вечера, устные журналы, читательские часы.
Пособие предназначено библиотекарям, может быть полезно организаторам детского досуга, классным руководителям, педагогам.

5.Мастер-классы для школьных библиотекарей. Вып.3: методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады / авт.-сост. Е. В. Илдаркина, В. Б. Антипова. – М. : Глобус, 2010. – 304 с. – (Уроки мастерства).
Рекомендуемое методическое пособие содержит практические рекомендации по организации работы школьной библиотеки по разным направлениям и разработки различных мероприятий: уроков-диалогов, библиотечных и развивающих игр, викторин, брейн-рингов, путешествий, а также библиотечно-библиографические олимпиады.
Книга будет интересна не только школьным библиотекарям, но и сотрудникам других библиотек (муниципальных, ведомственных и др.), а также организаторам воспитательной работы, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации.
В книге три раздела. Первый: «Методические рекомендации для школьных библиотекарей». Сюда вошли различные рекомендации:
Развитие школьной библиотеки
Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами библиотечной режиссуры
Система работы школьной библиотеки по эстетическому воспитанию учащихся с использованием новых жанров библиотечной режиссуры
Читательское развитие через обучение
Технология проведения дискуссии
Положение о конкурсе на лучшую рукописную книгу «Если бы я был волшебником»
Паспорт школьной библиотеки
Рекомендации по формированию портфолио школьного библиотекаря
Анализ библиотечных массовых мероприятий

Второй раздел: «Библиотечные мероприятия по направлениям воспитания». Сюда включены сценарии различных мероприятий:
«Давайте вместе подумаем о счастье, или Что же такое человеческие ценности»: вечер-диалог для старшеклассников
Серебряный век русской поэзии: литературно-музыкальный вечер для старшеклассников
Живопись итальянского Возрождения: литературно-художественная гостиная для 9-11 кл.
«Дело прошлое, пущай нас бог судит…»: урок-размышление по «Донским рассказам» М. А. Шолохова
Русское литературное зарубежье во время Второй мировой войны: вечер-диалог для старшеклассников
По странам и континентам: брейн-ринг для 7-8 кл.
Великобритания: виртуальное путешествие по сайту для учащихся 7-9 кл.
Лингвистический калейдоскоп: игра для 5-8 кл.
Вода – чудесный дар природный: интеллектуальная игра для 7-8 кл.
Образовательное путешествие в Лукоморье: информационный час о творчестве А.С. Пушкина
Путешествие в тридесятое царство: викторина-сказка для учащихся 1-4 кл.
Здравствуй, зимушка-зима!: вечер-огонек для младших школьников и др.

Третий раздел сборника: «Библиотечно-библиографические олимпиады». Сюда вошли 4 олимпиады «Инфокомпас» для учащихся разных классов.
Вовлекая детей и подростков в яркий книжный мир, мало владеть методическими и профессиональными знаниями, главное – тврческая и открытая натура библиотекаря. Искренность в стремлении помочь, общение на равных и открытая улыбка – вот залог успеха библиотекаря!

Внимание! Новая книга для библиотекарей!

Библиотека в электронной среде : рецепты продвинутого пользователя : научно-практическое пособие / под общ. ред. Б. Р. Логинова ; сост. Л.В. Новинская. – М. : Либерия-Бибинформ, 2011. – 192 с. – (Библиотекарь и время. ХХI век; вып. 132)
В предлагаемом пособии обобщается практический опыт внедрения автоматизированных технологий в библиотечную практику, достижения эффективности работы публичных библиотек в корпоративных объединениях, организации процесса предоставления электронных услуг муниципальными библиотеками, ведения ими компьютерных баз данных и формирования собственных электронных продуктов.
Особое место занимает сводный материал по созданию Объединённой краеведческой базы данных библиотек Российской Федерации. Представлена экспериментальная методика, унифицирующая создание машиночитаемых записей на все типы и виды документов, расписываемых библиотечными специалистами в сфере краеведческой библиографии.
Настоящее издание написано группой специалистов-практиков в области информационных технологий в библиотечном деле. Вопросы, рассматриваемые в нём, являются одними из самых наболевших и сложных для отечественных библиотек.
Книга содержит два тематических раздела: «Организационные вопросы предоставления библиотечных услуг в электронной среде» и «Создание электронных ресурсов».
Первый раздел даёт представление о том:
как организовать процесс предоставления электронных услуг библиотеками;
•  что делать маленькой библиотеке, выделенной из состава привычной ЦБС, чтобы обслуживать своих пользователей на достойном современном уровне;
• как успешно и с учетом экономической эффективности внедрять новые информационно-коммуникационные технологии;
•  как библиотеке создать собственный электронный продукт.

Авторами раздела являются: директор Муниципальной информационной библиотечной системы г. Тюмени А.С. Карауш, зам. директора по научной работе Владимирской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького М. Ю. Сдобникова, зам. директора по автоматизации той же библиотеки Л. В. Новинская.
Содержание первого раздела: «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ  ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ  БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ  В  ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ».
1.1    Оказание электронных услуг муниципальными библиотеками
1.2    Организация работы децентрализованных библиотек с использованием корпоративных электронных ресурсов региона
1.3 Создание Объединённой базы пользователей централизованных библиотечных систем
1.3.1.Технологический этап подготовки без использования средств автоматизации
1.3.2.Стандартизация действий в библиотеках, ликвидация разночтений в сохраняемых данных, единое управление, унификация данных
1.3.3.Вопросы и перспективы сбора статистических данных на основе стандартного набора полей
1.3.4.Распределённая и персональная ответственность за сводную базу данных
1.3.5.Использование персональных данных и доступа к ним. Обезличивание данных в базе пользователей
1.3.6.Создание локальных копий баз данных и ретроспективный ввод сведений о должниках для использования технологий
1.3.7. Создание дополнительных форм вывода результатов поиска
1.3.8. Дополнительные алгоритмы, помогающие в работе с пользователями
1.3.9. Нормативные действия при работе с базой данных пользователей (обслуживание базы данных, периодичность)
1.3.10. Вопросы ежегодной перерегистрации пользователей (номер в отделе, дата перерегистрации, подсчет итогов за квартал, полугодие, год)
1.3.11. Что принять за идентификационный номер пользователя, чтобы обеспечить единство номера во всей системе библиотек?
1.3.12. Слияние данных пользователей из разных библиотек-филиалов. Что делать с дублетными пользователями из разных филиалов?
1.3.13. Сопутствующие вопросы использования Объединённой базы данных пользователей
1.3.14. Дополнительные бумажные документы и инструкции, необходимые при работе с базой данных пользователей
1.4. Оптимизация процесса внедрения автоматизированных систем и технологий в библиотечную практику.

 
Во втором разделе особое место занимают материалы о создании Объединённой краеведческой базы данных (ОКБД). Российское сообщество каталогизаторов давно работает над унификацией правил и методик формирования библиографических записей на документы, и здесь решающую роль играла и играет кооперация библиотек. Для Сводного каталога библиотек России была создана единая методика машиночитаемой каталогизации в системе национальных форматов. В части аналитической росписи документов разработана собственная методика корпорации МАРС.
Библиографические же ресурсы краеведческой направленности в каждом регионе создаются по-своему, с учётом местной специфики. В настоящем пособии представлена экспериментальная методика, унифицирующая создание машиночитаемых записей на большинство типов и видов документов, расписываемых специалистами подразделений краеведческой библиографии. Это первый опыт работы в данном направлении, и в будущем возможны уточнения, изменения и дополнения.
Методика создавалась группой специалистов из национальных, федеральных и региональных библиотек России. Инициаторами создания Объединённой краеведческой БД на базе программно-аппаратного комплекса НИБЦ «ЛИБНЕТ» были три центральные библиотеки субъектов Российской Федерации: Белгородская, Владимирская и Тверская. Авторами концепций и основных технических решений стали:
Б. Р. Логинов, ген. директор Центра «ЛИБНЕТ», директор Научно-мед. библиотеки Московской мед. академии им. И. М. Сеченова;
• Ю. Г. Селиванова, начальник отдела Президентской библиотеки РФ им. Б. Н. Ельцина;
• Н. В. Сороколетова, координатор проекта ОКБД, зам. директора по автоматизации библиотечных процессов Белгородской гос. универсальной научной библиотеки;
• Л. В. Новинская, зам. директора по автоматизации Владимирской областной научной библиотеки и др.

Все названные специалисты составили авторский коллектив обширного подраздела 2.1. «Объединённая краеведческая база данных Центра «ЛИБНЕТ» (ОКБД)».
2-й раздел. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ.

2.1 Объединённая краеведческая база данных Центра «ЛИБНЕТ» (ОКБД)
2.1.1. База данных «Краеведение России»
2.1.2. Концепция Объединённой краеведческой БД
2.1.3. Рекомендации по анализу содержания краеведческих материалов
2.1.3.1. Аннотирование литературы в краеведческих базах данных
2.1.3.2.Особенности индексирования документов в Объединённой краеведческой БД
2.1.3.3. Методика заполнения полей 6-блока в Объединённой краеведческой БД
2.1.3.4. Географические заголовки в Объединённой краеведческой БД
2.1.4. Инструктивно-методические материалы по вводу данных  в ОКБД
2.1.4.1. Книги. Однотомные издания
2.1.4.2. Книги. Многотомные издания
2.1.4.3.Ноты
2.1.4.4. Картографические материалы
2.1.4.5.Изоиздания
2.1.4.6. Электронные ресурсы
2.1.4.7. Видеоматериалы
2.1.4.8.Микроформы
2.1.4.9. Периодические издания
Завершают раздел два параграфа:
2.2. Полнотекстовые электронные краеведческие ресурсы. Опыт создания.
2.3. Некоторые аспекты создания библиографических электронных изданий в библиотеке.
Настоящее издание будет полезно как практикам библиотечного дела, так и преподавателям машиночитаемой каталогизации в России, студентам и аспирантам библиотечно-информационного профиля.
Новые издания для библиотекарей
Библиотека  № 4  информирует о профессиональных  новинках - получено четыре  новых книги, изданных в издательстве "Профессия" (г. Санкт-Петербург).
Веб 2.0,  библиотеки и информационная грамотность : сб. публ. / под ред. П. Годвина, Дж. Паркера ; науч. ред. проф. Я.Л. Шрайберг. - СПб. : Профессия, 2011. - 238 с. - (Новые библиотечные технологии)
Книга представляет собой тщательно подобранную совокупность статей по проблематике Веб 2.0 в библиотеках.Авторы подробно и в доступной форме рассматривают влияние Веб 2.0 на формирование информационной грамотности. Ряд статей посвящен вопросам использования RSS-каналов, создания подкастов, роли блогов как инструмента оценки. Публикации сборника детально и аргументировано погружают читателя в непредсказуемый и сложный мир приложений Веб 2.0 в библиотеках. Книга предназначена для широкого круга специалистов библиотечно-информационной сферы.



Елисина, Е. Ю. Электронные услуги библиотек / Е.Ю. Елисина. - СПб. : Профессия, 2010. - 304 с.
Данное издание представляет собой исследование библиотечно-информационных услуг, предоставляемых библиотеками в электронной среде с использованием электронных документных ресурсов.В книге раскрываются проблемы электронного фондоведения и обслуживания электронными документами. Особое внимание уделяется классификации электронных документов, формированию фонда сетевых удаленных документов. Представлена краткая характеристика новой парадигмы библиотечного обслуживания, получившая название "Библиотека 2.0". Предложена наиболее полная видовая структура электронных услуг современной библиотеки.
Книга предназначена для широких кругов библиотечных работников и руководителей библиотек, может быть использована в системе повышения квалификации, в учебных курсах по библиотечным фондам, обслуживанию пользователей и информационным технологиям в высших и средних специальных учебных заведениях.

Сукиасян, Э. Р. Каталогизация и классификация. Электронные каталоги и автоматизированные библиотечные системы : избр. ст. / Э. Р. Сукиасян. - СПб. : Профессия, 2010. - 536 с.
Данный сборник содержит статьи автора по вопросам теории  и истории, методики и современной практики каталогизации и классификации, в том числе относящиеся к сфере современных технологий (электронные каталоги, конверсия каталогов, автоматизированные библиотечные системы и пр.) Текст при необходимости сокращен или дополнен комментариями. Книга предназначена для широкого круга библиотекарей-практиков, специалистов в области библиотечной компьютеризации, студентов и преподавателей.

Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Профессия, 2010. - 640 с. - (Библиотека)
     В новом, четвертом издании "Справочника библиотекаря" значительно переработаны разделы, связанные с составлением библиографического описания, экономикой библиотечной деятельности, проектной деятельностью библиотек, формированием  справочно-поискового  аппарата  библиотеки (электронные каталоги), профессиональной среды библиотекаря.
По-прежнему большое внимание в "Справочнике" уделено проблемам библиотечного менеджмента, формирования библиотечных фондов, библиотечного обслуживания.
"Справочник" предназначен для широкого круга библиотечных работников, а также преподавателей, студентов и аспирантов высших специальных библиотечных учебных заведений.Эти книги и другие издания по библиотечному делу можно приобрести  в издательстве "Профессия" (раздел  Информационное и библиотечное дело) 

 Новая  книга  по  библиотечной  педагогике!

"Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства - это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность". (В.А. Сухомлинский)

Тихомирова, И. И. Библиотечная педагогика или Воспитание книгой : учеб.-метод. пособие для библиотекарей, работающих с детьми. / И. И. Тихомирова. - СПб. : Профессия, 2011. - 384 с.
Библиотечная педагогика возникла в России вместе с зарождением библиотеки как социального института. В предлагаемой книге И.И. Тихомировой библиотечная педагогика и её основная часть - педагогика чтения - рассматриваются автором применительно к детям, начиная с середины ХХ столетия, когда в ней прочно утвердился термин "руководство чтением".
В книгу вошли материалы отдельных лекций по разработанному автором курсу "Психология детского чтения". Во главу угла поставлен воспитательный аспект руководства чтением художественной литературы - искусства слова, рассматриваемого в качестве образной этики, способной учить ребенка, не уча.
Цель новой книги - помочь библиотекарю, работающему с детьми и юношеством, осознать свой педагогический потенциал и его уникальность, раскрыть сущность руководства чтением как ведущего педагогического звена библиотечной деятельности, конкретизировать отдельные направления взаимодействия библиотекаря с читающими детьми на материале литературных произведений.
Автор, ратующий за воспитание детей средствами художественной литературы, берёт в союзники тезис Н.А. Рубакина: "Главное в чтении - не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя". Об этом "главном" и идет речь в предлагаемом пособии.

В 1-ой главе дан общий взгляд на библиотечную педагогику, её сущность и специфику, обосновано воспитательное значение руководства чтением художественной литературы, показаны отечественные традиции в этой области. Разделы первой главы:

Библиотечная педагогика: сущность и специфика
Руководство чтением в структуре библиотечной педагогики
Педагогика детского чтения в прошлом и настоящем
Воспитание как ключевое звено педагогики детского чтения
Культура чтения: западные и российские подходы
Российские традиции развивающего чтения
Библиотечная педагогика и урок литературы сегодня
Свободное и обязательное чтение школьников с позиции воспитания
Литература и "чтиво" в контексте воспитания детей

2-ая глава раскрывает психологические основы педагогической деятельности библиотекаря, показывает возрастную дифференциацию читателей-детей применительно к искусству слова. Основное внимание уделено психологии восприятия художественной литературы как процессу сотворчества писателя и читателя.
Разделы 2-ой главы:

Ступени возраста - ступени развития
Что происходит в сознании ребенка, когда он читает?
Информация и традиционное чтение
Восприятие или диалог читателя с книгой
Чтение как феномен творчества
Мотивации или сила, влекущая к чтению
Интерес или эмоциональный двигатель чтения
Работа мышления как психологическая основа вдумчивого чтения
Эмоции или резонанс души
Связь прошлого опыта с актуальным чтением

В 3-ей главе освещаются основные воспитательные ресурсы педагогической деятельности библиотекарей, среди которых особое внимание уделено классической литературе, рекомендательной библиографии и диалоговым формам педагогики чтения.
Разделы 3-ей главы:

Развивающее пространство библиотеки для детей
Для каждого жанра и для каждого возраста своя педагогика
Воспитательный потенциал детской литературной классики
Сказка как духовный оберег детства
Воспитательные возможности жанра рассказа
Литературные герои как модели поведения для юного читателя
Диалоговые формы руководства детским чтением
Вопрос как двигатель диалога
От игры - к чтению, от чтения - к игре
Продукты читательского творчества и их воспитательное значение
О модели чтения, ведущей к жизни
Библиотекарь как психолог, педагог и личность

В книге дан ряд приложений. Из них наиболее интересные:
"Читаем, размышляем, выражаем в слове": метод критического мышления в воспитании гражданственности у подрастающего поколения
Продвижение русской классической литературы: новые подходы (из опыта работы Городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина г. Сарова Нижегородской области)
Викторина сказок и др.

Мы надеемся, что новая книга издательства "Профессия" привлечет внимание библиотечного сообщества и будет востребована библиотекарями, работающими с детьми и юношеством. 

17 комментариев:

  1. Людмила! Спасибо огромное список. Многое не видела. Особенно заинтересовала "Библиотека в электронной среде...". Буду искать.

    ОтветитьУдалить
  2. "Библиотеки в электронной среде" мы заказывали через подписку по почтовым каталогам, а остальные книги - в издательстве "Профессия" (в тексте есть ссылочка на него).

    ОтветитьУдалить
  3. Людмила, спасибо огромное за информацию о книге Ирины Ивановны Тихомировой "Библиотечная педагогика или Воспитание книгой"!
    Читала и "облизывалась":-) Не терпится пошуршать страничками этой книги. Рада, что Вы уже в курсе советов и рекомендаций Ирины Ивановны. Они всегда рабтают!
    Со студенческих лет люблю её читать. До сих пор жалею, что в 1989 году ещё нельзя было сделать запросто ксерокопию с рецензии И.И на мою дипломную работу в ЛГИКе:-)

    ОтветитьУдалить
  4. Наталья, Вы закончили ЛГИК по библиотечной специальности? Ух, как круто!
    Мне тоже очень нравятся статьи И. И. Тихомировой. Целая подборка по психологии детского чтения была опубликована в журнале "Школьная библиотека", 2007, №9/10; 2008,№1; №3; 2006, №5; в журнале "Литература в школе", 2005, №2 и др. Такие мысли находишь верные,правильные, созвучные своей душе.Вот, например, из новой книги: "Литература даёт возможность пережить непережитое, возможность человеку приобрести опыт прохождения непройденных дорог, того, что еще не случилось..." Или вот эта: "Настоящий библиотекарь в русском сознании - это всегда был человек-просветитель, ценитель подлинной литературы, человек, способный "заразить" своим отношением к литературе других людей и дать им вектор на духовное возвышение". Книга написана очень интересно, с большим количеством цитат и высказываний разных людей, так или иначе причастных к библ. делу. Интересно следить за развитием мысли автора, её доказательством, выводами.Наталья, книгу можно заказать через издательство "Профессия", раздел "Информационное и библиотечное дело".

    ОтветитьУдалить
  5. Людмила, в 80-е годы это было обычное дело:-) Большинство моих ровесниц-коллег сначала заканчивали КПУ или библиотечные техникумы, а потом институты культуры. Питер ближе других городов к Мурманску.
    Только я училась заочно. На лекциях установочных сессий мы, заочники, думали: " Как повезло тем, кто учится на дневном отделении!" Потрясающе интересные люди были наши преподаватели. Надо бы пост ностальгический написать.
    Ирина Ивановна не читала лекции нам, студенткам, специализации "Художественная литература и литература по искусству". Но её публикации в периодике и книги захватывающее чтение - читаю всегда с интересом и удовольствием. Высший пилотаж - просто о сложном:-)
    Меня пугает иногда, что только ИКТ становится во главу угла в современной библиотеке. В книгах Ирины Ивановны очень-очень мудрые мысли, напоминание о другой и очень важной части нашей работы.
    Спасибо, книгу я уже заказала днем по Вашей ссылочке на сайте издательства.

    ОтветитьУдалить
  6. Меня этот сборник очень заинтересовал:

    Современный читатель: взгляд специалистов книжной культуры : сб. ст. / сост.: А.С. Степанова, В.В. Ялышева. - СПб. : Изд-во РНБ, 2011. - 192 с. - 200 руб.

    Настоящее издание подготовлено по итогам Всероссийской конференции "Современный читатель: эволюция или мутация?", которая состоялась 10-11 ноября 2010 г. в Российской национальной библиотеке.
    Сборник включает как собственно материалы конференции, так и ряд статей других специалистов, рассматривающих современные проблемы чтения и читателя с позиции разных наук: библиотековедения, филологии, социологии, психологии, педагогики, культурологии. Издание предназначено для теоретиков и практиков библиотечного дела, а также для широкого круга специалистов, интересующихся вопросами чтения.

    Заказать можно здесь:
    http://www.nlr.ru/publ/ann.php?id=211

    ОтветитьУдалить
  7. Наташа, спасибо за информацию о сборнике. Тоже заказала. А я попала в библиотекари, можно сказать, случайно (хотя с детства очень любила читать книги) Хотела стать юристом (следователем), поступала в юридический, не взяли (нужен стаж был 2 года работы в "органах"), приехала домой, пыталась устроиться работать в милицию - не получилось. А так как я гуманитарий, нужно было выбирать: педагогический или институт культуры. Выбрала второе, училась в Хабаровске (ХГИК), учиться очень нравилось, особенно любила библиографию и практику.Закончила с красным дипломом, работала по распределению в Уссурийске (на Дальнем Востоке). До сих пор снится моя первая библиотека. Сколько туда вложила души, сил и знаний! В 2010 г. летом была в Уссурийске, ходила смотрела на разрушенное здание Дворца культуры им. Чумака (именно здесь на 2-м этаже была наша библиотека). Окна выбиты, крыша провалилась. Жутко!

    ОтветитьУдалить
  8. Совсем безнадежно? И ремонта в ДК не предвидится? А почему такая грустная история с ДК?

    Я больше библиотековедение любила, работу с читателями!
    А у меня был выбор 30 лет назад в 1981 году - поступать на филфак пединститута в Мурманске или на библиотечное отделение КПУ в Петрозаводске. Сначала отнесла документы в пед, а потом забрала и поехала в Петрозаводск:-)
    В библиотеке, где сейчас работаю, читала с детства... Не смогла уйти из неё, когда приглашали работать в областную юношескую библиотеку в 25 лет и в зав. МО ЦГБ в 35:-)

    ОтветитьУдалить
  9. Наташа, это здорово, читать, а потом работать в родной библиотеке. Родные стены поддерживают и жить помогают. А я сменила много библиотек, много было в жизни переездов, но помнится та, самая первая, в Уссурийске. Коллектив был замечательный как одна семья, и по тем временам богатая была библиотека - и по поступлениям литературы, и мат.-техн. базе. А сейчас она ютится в двух комнатках,в каких-то подсобных помещениях. Дворец культуры разрушен, никто не хочет брать его на баланс. Очень жалко.
    В Михайловке я работаю уже в 5-ой по счету библиотеке и думаю, что это моё последнее рабочее место. Нас двое, моя сотрудница работает в этой библиотеке с 1971 г., большую часть - заведующей этой библиотекой. Стаж у неё - 41 год, одна запись в трудовой книжке. Для неё эта библиотека - одна-единственная на свете. Вот это её отношение и мне передалось: сейчас мы стараемся дать библиотеке вторую жизнь, потому что последние годы (до передачи в ЦБС) она постоянно была под угрозой закрытия. С 1958 по 2009 г. эта библиотека принадлежала Профкому Себряковского цементного завода. В связи с экон. кризисом 2008 г. завод избавился от библиотеки. Спасибо мэр города взял её на баланс в городскую ЦБС. С 1991 по 2009 г. библиотека не получила ни одной книжки, очень большие пробелы в комплектовании. Поэтому сейчас усиленно комплектуемся, в т.ч. и с помощью Интернета (кн. интернет-магазины), а также из Волгограда везу нужные книги.

    ОтветитьУдалить
  10. Какие вы молодцы, что сохранили библиотеку!
    У нас в 2088 г. принята муниципальная программма, по которой 15 из 20 библиотек ЦБС станут информационными интеллект-центрами. Им - ремонт, компы, книги. Оставшиеся 5 - Золушки... Нашу библиотеку-музей оставили за бортом: "Вы уже и так готовый ИИЦ". За последние 5 лет в 2 раза сократили подписку, по сотне новых книг в год получаем. Если бы не дары, совсем бы пропали:-)

    А к Новому году получили такой приказ-сюрприз от директора ЦГБ:

    Cогласно ГК РФ ч.4 Авторское право, при создании электронных презентаций, проведении мероприятий в структурных подразделениях запрещается использовать:

    Литературные произведения, драматические, музыкально-драматические произведения, хореографические произведения, музыкальные произведения с текстом и без текста, аудиовизуальные произведения, фотографические произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, комиксы, географические карты, планы, эскизы и другие произведения.

    Шок - это по-нашему...

    ОтветитьУдалить
  11. Вот это да! А как же тогда работать? Как готовить мероприятия и проводить их? Абсурд какой-то! Я слышала о несовершенстве авторского права применительно к библиотекам. Нас пока этим не заморачивают. А подписку тоже сокращают каждый год. Мы получаем всего 3 газеты и 7 журналов. Всё, что выписываю на дом - несу после прочтения в библиотеку. Спасибо нашим читателям - постоянно дарят журналы и книги, и даже картины, комнатные цветы, библ. полки. Мы специально проводим каждый год День дарителя, чтобы отблагодарить этих людей (небольшие подарки, статья в местной прессе). А сейчас делаем стенд в фойе "Благотворящие", где будут имена наших основных дарителей с фотографиями, информацией о них.

    ОтветитьУдалить
  12. Не знаю, как и разрулится эта ситауция с авторским правом... Мне это напоминает театр абсурда.

    До чего похожаая ситуация!=. И нам книжные полки дарят:-)
    Спасибо добрым людям! Специально День дарителя мы не проводим, а подарочки дарим к праздникам друзьям библиотеки.

    ОтветитьУдалить
  13. Так сейчас, наверно, выживает большинство небольших библиотек - благодаря поддержке читателей. Перефразируя Дергунова: "Им библиотека держится, из-за него и не падает". И мы держимся за читателей. В небольших библиотеках все ИКТ всё-таки не основную роль играют.К нам идут за общением, за советом.

    ОтветитьУдалить
  14. У нас, наверное 2 в 1. Я давно заметила, что в библиотеку и на абонемент многие идут "на библиотекаря". Иногда как родные становятся читатели и библиотекари.
    А музеюшка наш притягивает скорее как просветительский центр по занимательному/популярному краеведению. Таких изданий немного. Выручали наши презентации.

    ОтветитьУдалить
  15. Вы молодцы, настолько глубоко вникаете в краеведение, настолько неравнодушно, с любовью,со всем сердцем, что можно позавидовать Вашей библиотеке, что у неё есть такие специалисты-библиотекари! Я тоже подумала о том, что уникальность каждой библиотеки - в краеведческом материале, ведь он в каждом районе, городе, селе - свой, единственный и неповторимый. И у меня тоже возникло желание прикоснуться поглубже к нашему краеведению, тем более что в 2012 г. наш город будет отмечать 250 лет. Всё-таки круглая дата.

    ОтветитьУдалить
  16. Здорово! Вот увидите, как это затянивает и сколько удовольствия и радости Вам и читателям принесет. А когда у вас День города?
    На самом деле краеведение - гораздо интереснее, чем на 1-й взгляд кажется:-) Столько открытий - больших и маленьких!
    Но до обидного мало занимательных, популярных, современных, хорошо иллюстрированных, увлекательных материалов по краеведению. Не для специалистов, а для детей, подростков, молодежи. Может быть, у вас дело обстоит по-другому.

    ОтветитьУдалить
  17. Наташа, День города у нас отмечают обычно в августе, хотя официально дата вроде бы в мае. Для молодежи по краеведению у нас тоже практически ничего нет.Издаются в основном сборники наших поэтов, прозаиков, материалы по истории города (редко). Здесь же большая исследовательская , даже научно-поисковая работа нужна. Есть у нас несколько краеведов, которые занимаются изучением истории нашего города, района. Вот один написал уже книгу к 250-летию города, но проблема издать (отсутствие финансирования).

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...