Георгиевская ленточка

воскресенье, 8 октября 2017 г.

В выходные – для души и сердца

Марина Цветаева – пронзительные цитаты, прожигающие до глубины
Дорогие друзья!
Сегодня 8 октября – 125 лет со дня рождения талантливого поэта с трагической судьбой – Марины Ивановны Цветаевой. Предлагаю вашему вниманию проникновенные цитаты Марины Цветаевой,  стихи из ЦВЕТАЕВИАНЫ и особое внимание обратите, пожалуйста, на полезные ссылочки в конце поста.

Её  творчеству,  как  написано  в  Большом  Энциклопедическом словаре, присущи «романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия, интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность».  К  ее творчеству  невозможно быть равнодушным. Поэтический  дар  Марины Цветаевой был поразительно многолик. Как поэт она непрерывно росла и менялась до неузнаваемости. Без лучших стихов и поэм Цветаевой невозможно представить русскую литературу Серебряного века.
Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи её узнаёшь безошибочно – по-особому распеву, неповторимым ритмам, необщей интонации. Это верный критерий подлинности и силы поэтического дарования. Человек  сложной  и  трагической  судьбы,  она  оставила  свой яркий след в поэзии.
«Стихи ее рвутся к миру и как бы пытаются заключить весь мир в объятья» (Г. Адамович). Одним из первых на поэзию юной М. Цветаевой обратил внимание В. Брюсов, отметивший «жуткую интимность» ее стихов. Сама она определяла свою жизнь как «роман с собственной душой».
Марина Цветаева — человек с душой нараспашку. Каждый ее стих — это зеркало жизни. Поэтесса умела любить и отдаваться чувству целиком, умела страдать и сочувствовать страждущим. Каждое ее произведение — это вся она.
В общей истории отечественной поэзии имя Марины Цветаевой всегда будет занимать особое достойное место. 
ЦИТАТЫ Марины Цветаевой
Мужчины не привыкли к боли — как животные. Когда им больно, у них сразу такие глаза, что всё что угодно сделаешь, только бы перестали.

Все женщины ведут в туманы.

«Стерпится – слюбится». Люблю эту фразу, только наоборот.
Если я человека люблю, я хочу, чтоб ему от меня стало лучше — хотя бы пришитая пуговица. От пришитой пуговицы — до всей моей души.

Весь наш дурной опыт с любовью мы забываем в любви. Ибо чара старше опыта.

Женщины говорят о любви и молчат о любовниках, мужчины — обратно.
О жизни:
Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение.

Слушай и помни: всякий, кто смеется над бедой другого, дурак или негодяй; чаще всего и то, и другое.

Шутим, шутим, а тоска всё растет, растет...

О, Боже мой, а говорят, что нет души! А что у меня сейчас болит? Не зуб, не голова, не рука, не грудь, – нет, грудь, в груди, там, где дышишь, – дышу глубоко: не болит, но всё время болит, всё время ноет, нестерпимо!
Никакая страсть не перекричит во мне справедливости. Делать другому боль, нет, тысячу раз, лучше терпеть самой. Я не победитель. Я сама у себя под судом, мой суд строже вашего, я себя не люблю, не щажу.

Единственное, чего люди не прощают, — это то, что ты без них, в конце концов, обошелся.

Успех — это успеть.

Насколько я лучше вижу человека, когда не с ним!

Я хочу такой скромной, убийственно-простой вещи: чтобы, когда я вхожу, человек радовался.
Стихи сами ищут меня, и в таком изобилии, что прямо не знаю — что писать, что бросать. Можно к столу не присесть — и вдруг — всё четверостишие готово, во время выжимки последней в стирке рубашки, или лихорадочно роясь в сумке, набирая ровно 50 копеек. А иногда пишу так: с правой стороны страницы одни стихи, с левой — другие, рука перелетает с одного места на другое, летает по странице: не забыть! уловить! удержать!.. — рук не хватает!
Творчество – общее дело, творимое уединенными.
Как таковой жизни я не люблю, для меня она начинает значить, обретать смысл и вес — только преображенная, т. е. — в искусстве. Если бы меня взяли за океан — в рай — и запретили писать, я бы отказалась от океана и рая.
Любимые вещи: музыка, природа, стихи, одиночество.
ИЗ ЦВЕТАЕВИАНЫ
Существует целая поэтическая цветаевиана: почти все поэты серебряного века оставили в ней свой след, Дмитрий Шаховской, ставший впоследствии епископом Сан-Францискским и писавший под псевдонимом «Странник», оставил стихотворение, так и названное —
«Марина»
Ее стихи текли в ее руках. 
И слышалась в прищуренной Марине 
Обузданная смелость ветерка, 
Легко гуляющего по пустыне.
Она держала беззащитный щит. 
Безжалостно и вдохновенно-зорко 
Она в стихах безумных говорит 
Своей единственной скороговоркой.
Ей не хватило, может быть, крыла. 
Но мы не знали, где любовь и милость, 
И мы забыли, как она ушла 
И над Елабугой остановилась.

В. Ионас:
Вся — недосказанность и взрыв, 
Вся — переполненность и мука, 
Пружина сжатая, порыв, 
Стрела, сорвавшаяся с лука, 
Всё вместе — нежность и кинжал, 
Зиянье бездны, пик вершины, — 
Она сорвалась как обвал 
В бессмертие своей кончины.
Ю. Иваск:
ПРОЩАНИЕ
И рая я не хочу, где все блаженно и чисто, — я так люблю лица, жесты...
Из письма Марины Цветаевой Максимилиану Волошину. 23 марта 1911 года. Москва.
Вы поняли: не осудили,
Благословили: и ушли. 
Но не скажу, Марина: были 
Еще вблизи Вы, не вдали.

Сплошными ватными снежками 
Тогда играло Рождество 
В Париже, не в Москве, над нами, 
И предвещало торжество.

На вольной воле, где не знаю,
Аукнемся, уже без слов. 
Но мне милей земля родная. 
Я не готов. Я не готов.

И под раздавленной рябиной 
Я продолжаю разговор 
С сестрой — неистовой Мариной, 
Живой и здешней до сих пор.

А. Белый:
Неисчисляемы
Орбиты серебряного прискорбия,
Где праздномыслия
Повисли тучи.
Среди них —
Тихо пою стих
В неосязаемые угодия
Ваших образов.
Ваши молитвы —
Малиновые мелодии
И —
Непобедимые
Ритмы.
Интернет-ресурсы

Полезные ссылки
«Если душа родилась крылатой …»: Методические материалы для подготовки единого библиотечного дня, посвященного 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой  Шебекино, 2017

12 комментариев:

  1. Людмила Борисовна! Какая умница Марина Цветаева! Замечательные стихи, песни, цитаты! Я вчера в своем Волшебном фонарике тоже почтила память Марины вместе со своими читателями! Приглашаю заглянуть и посмотреть мой небольшой пост! Надеюсь на комментарий!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, добрый вечер!
      Рада, что Вы неравнодушны к творчеству такого поэта как Марина Ивановна Цветаева. Очень хорошо, что по блогам прокатилась волна публикаций о ней, это подогревает интерес к её неординарному творчеству.
      Спасибо за отзыв и приглашение, постараюсь побывать у Вас в гостях. Удачи Вам и всего самого доброго!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила! стихи Марины Цветаевой берут за душу, за живое, они будут вечны. Огромное спасибо за полезные ссылки, беру на заметку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Владимировна, добрый вечер!
      Цветаева или нравится или нет, равнодушных к её творчеству не наблюдается. Я в свое время тоже "переболела" творчеством этого великого поэта. Это огромное счастье, что у нас в литературе ОНА - есть! Есть её стихи, письма, воспоминания о ней. Всё-таки русская литература - самая великая в мире.
      Спасибо Вам за отзыв, я рада, что ссылочки пригодились, там есть очень хороший материал для мероприятий. Удачи Вам, добра и всех благ!

      Удалить
  3. Людмилочка, спасибо за этот пост! Я безумно люблю Цветаеву. Первая поэтесса, которую я для себя открыла. "Пригвождена!, "Как живется вам с другою", "Идешь на меня прохожий", "Легкомыслие, милый грех", "Откуда такая нежность"... Могу читать ее бесконечно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, добрый вечер!
      Знаешь, вот вроде бы уже столько прочитала о Цветаевой и столько мероприятий провели, но все равно, каждый раз при прикосновении к её творчеству открываешь что-то новое для себя. Сейчас погружаюсь в книгу Игоря Гарина "Серебряный век", трехтомник, часть третьего тома посвящена Марине Цветаевой. Какая трагическая судьба и мироощущение...Просто страшно прикасаться к этой бездне...
      Ириночка, спасибо, дорогая, за отзыв и за любовь к Поэту. Я рада, что ты нашла время заглянуть в гости. Удачи тебе, успешной рабочей недели, всего самого доброго и светлого, поэтического и вдохновенного!

      Удалить
  4. Спасибо, Людмила, за этот пост. После тяжелого рабочего дня уютно устроилась в кресле, читаю и размышляю)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, добрый вечер!
      Искренне рада, что Вам понравились цитаты Марины Цветаевой, они, действительно, пронзительные, заставляют остановиться и размышлять...
      Благодарю Вас за отзыв и внимание к блогу. Удачи Вам и всех благ, всего самого доброго!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Людмила Борисовна! Спасибо Вам за этот чудесный пост, за ссылки! Очень люблю поэзию Марины Цветаевой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Агния, добрый вечер!
      Искренне рада, что пост понравился. К Цветаевой невозможно быть равнодушным, столько эмоций и боли, скрытых чувств и "обнаженных нервов"! Я с удовольствием читаю в блогах появившиеся посты к её юбилею. Это так здорово, что её помнят и любят, что жива память о талантливейшем поэте ХХ века.
      Агния, очень рада видеть Вас в блоге, рада Вашему комментарию. Спасибо за всё. Удачи Вам, добра и благополучия, всего самого светлого и позитивного в жизни!

      Удалить
  6. чудесные высказывания, и почти все - в точку! Хоть и не большой любитель поэзии, прочитала - с удовольствием!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Васильевна, добрый вечер!
      Высказывания мне тоже очень понравились, они написаны не только умным человеком, поэтом, но и тонко чувствующей женщиной со своими страстями и болями.
      Благодарю Вас за комментарий. Удачи Вам, добра и радости, всех благ!

      Удалить