Георгиевская ленточка

воскресенье, 6 июня 2021 г.

В выходные – для души и сердца

А. С. Пушкин в живописи и стихах
(к 222-летию со дня рождения великого русского поэта)
Дорогие друзья!
Следы исчезнут поколений,
Но жив поэт, бессмертен гений…
Ф. Глинка

Читайте Пушкина, друзья!
И думайте над каждым словом
Не прочитать его нельзя
А, прочитав, вернитесь снова!
Ольга Мегель
Каждый год мы отмечаем Пушкинский день России, и каждый год сердце вновь встрепенется от встречи с Великим Поэтом, с его неповторимым творчеством. 6 июня – знаменательный день не только в нашей литературе, но и для каждого человека, любящего стихи великого русского поэта-провидца, поэта, сумевшего стать нашим современником сегодня, спустя 222 года. Его литературное наследие очень богато, а произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира.
Мне кажется, что творчество Пушкина – одна из духовных скреп нашей культуры и общества. Это то, что объединяет людей, - и правых, и левых, коммунистов и либералов. «Пушкин – наше всё…» - сказал в свое время А. Григорьев и это действительно так.

Сегодня предлагаю в нашей постоянной воскресной рубрике стихи и картины о А. С. Пушкине. Замечательная подборка стихов «Читая Пушкина» появилась в моем любимом блоге «ВО!круг книг», который ведут сотрудники Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина г. Челябинска.

Картины на тему «Пушкин в живописи» взяты из разных источников, которые указаны в конце поста. Также там есть полезные ссылочки, которые могут помочь коллегам в работе по популяризации творчества А. С. Пушкина среди детей и молодежной среды.
Алексеев Адольф Евгеньевич (1934-2000) Пушкин в деревне (Один, как прежде). 1998 г.
Воскресный полдень. Мы придем к поэту.
Сердечно рад гостей он привечать.
Какое счастье славить дату эту –
Рожденье солнца русского встречать!

Пускай поэзия звенит и льется,
И, как святой родник, сквозь камни бьет,
Волнуя душу, птицей в небо рвется,
Волнуя сердце, в нас всегда живет!
(Т. Соловьева)
Гришин Геннадий Петрович (1932-2009) Поэт А.С.Пушкин.
Учитесь Пушкина читать
Учитесь Пушкина читать:
Не просто пробегать глазами,
Как часто делаем мы с вами,
А видеть,
слышать,
понимать.

Учитесь Пушкина читать.
Я говорю не в назиданье,
Не как домашнее заданье
Вас заставляли повторять, —

Учитесь Пушкина читать,
И он вам обрести поможет
Мечты, которые, быть может,
Уже успели потерять.

Учитесь Пушкина читать
Без торопливости и лени,
И связь времён и поколений
Вас не устанет удивлять.

Учитесь Пушкина читать,
Вольнолюбивые страницы.
И в час борьбы на ваши лица
Не ляжет кротости печать.
В. Гин
Гуляев Александр Георгиевич (1917-1995) Белая ночь. 1948-1950 гг.
Всегда со мной
Великая радость мне жизнью отпущена:
Читаю Пушкина, читаю Пушкина.
С ним вместе ликую, вместе страдаю,
К его родниковой строке припадаю.

Себя познаю — весь мир открываю!
На чистом огне горю — не сгораю.
Если мне трудно, становится легче.
Расступятся горы. Расправятся плечи.

Если мне скудно — станет богато,
Если бескрыло, будет крылато.
А это для сердца не просто награда —
Такая отрада, что большей не надо!
Л. Татьяничева

Читая Пушкина
Коль захромал твой стих, оставь усилья
И к Пушкину ступай. Там каждая строка
Волшебные тебе подставит крылья
И, как во сне, взовьет под облака...

И ты опять в воздушном океане,
И за тобой незримых сил эскорт, —
Хватай луну и уноси в кармане,
Как простодушный гоголевский чёрт.
А. Никифоров
Говоров В. Болдинская осень. 1999 г.
Стих Пушкина читать начни
Когда ты горю тяжелейшему
Ни в чем исхода не найдёшь,
Пошли сочувствующих к лешему:
Ведь не помогут ни на грош.

Но, нестерпимой мукой мучимый,
Проплакав ночи все и дни,
Ты лучше с детских лет заученный
Стих Пушкина читать начни.

Он с первых же двух строк, он вскорости
Такого солнца звон прольет,
Что горе вдруг не горше горести —
Ну той, как журавлей отлет.

Еще лишь третью вот, четвертую
Строку произнесешь потом,
Еще вот стих, что так знаком,
И не прочтешь ты целиком,
А сквозь слезу, с лица не стертую,
Сверкнешь восторга огоньком.
В. Казин
Степашкин Виктор Алексеевич (род. 1952) Портрет А.С.Пушкина. 2004 г.
Перечитывая Пушкина
Его стихи читая — точно я
Переживаю некий миг чудесный:
Как будто надо мной гармонии небесной
Вдруг понеслась нежданная струя…

Нездешними мне кажутся их звуки:
Как бы, влиясь в его бессмертный стих,
Земное всё — восторги, страсти, муки —
В небесное преобразилось в них!
А. Майков
Горовых Евгений Данилович (род. 1930) Пушкин в Михайловском.
* * *
Помню, я была девчонкой,
Босоногой и смешною.
Первый раз тогда раскрыла
Книжку с корочкой цветною.

Лесом сумрачным, дремучим,
Шла царевна молодая.
С ней — Чернавка. А за ними —
Я, от страха замирая.

Помню, плакала тихонько
Над страницею печальной,
Где в норе, сырой и тёмной,
Гроб качается хрустальный.

Но зато смеяться звонко
Над попом была готова.
Сказ о мудрости батрацкой
Каждый раз казался новым.

Подросла. Потом узнала
Грусть Руслана и Людмилы,
Ревность Ленского, страданья
И тоску Татьяны милой.

А теперь звучит, волнуя,
Слово Пушкина призывом
Дорогой отдать Отчизне
Сердца лучшие порывы.

Пусть уносят годы буйно
Чёрный волос с сединою.
Радость пушкинского слова
Будет жить всегда со мною.
Л. Преображенская
Знак Анатолий Маркович (1939-2002) Скользя по утреннему снегу. 1991 г.
* * *
А Пушкин — он мне по наследству достался.
Отец, помню, часто к нему возвращался,
Ответа ища ли, забвенья, покоя,
Вздыхая порой над любимой строкою.

По комнатам плыли вечерние блики,
Очки замирали на кончике носа,
Когда он подчеркивал бережно в книге
Слова, многоточия, знаки вопроса.

Они там остались, как птицы на ветке.
И ныне легко мне, под лампой устроясь,
Найти карандашные эти пометки
И вдруг прочитать их, как связную повесть.

Любую страницу заветного тома
Откроешь — и дома.
А. Анпилов
Зыков Анатолий Иванович (1930-2008) Золотые гурзуфские дни. 1994 г.
Надпись на книге
По-русски говорим мы с детства,
Но только Пушкина строка
Передаёт нам, как наследство,
Живую прелесть языка,

В начале жизни — на пороге
Мы любим сказок плеск морской.
И освежает нас в дороге
Прохладный ключ в степи мирской.

Загубленных десятилетий,
Что отнял вражеский заряд
У лучшего певца на свете, —
Тысячелетья не простят!
С. Маршак
Ильин Николай Васильевич (1894-1954) Пушкин. 1941 г.
Читаю Пушкина всё чаще
Я томик Пушкина под вечер
Перелистаю в сотый раз.
О, дивный миг желанной встречи:
Чудесных сказок пересказ.

Переплелись герои прозы
С героями стихов в веках.
Мечты, любовь и чьи-то слёзы
В моих трепещущих руках.

Знакома каждая страница
И стих, какой не назови.
То — дивной рифмы колесница
В чарующих строках любви.

Какой энергией пропитан
В них каждый звук и каждый слог.
Годами, критики, испытан
Творений чудный эпилог!

О, Пушкин, вы — мой современник,
Все тот же ветреник большой.
Вы — хлесткой рифмы вечный пленник,
Как прежде, молоды душой.
В вас все смешалось: холод с летом,
И нежность с бурею страстей.
Считаю лучшим вас поэтом
Среди известнейших мастей.
На фоне новых скоростей.
Читаю Пушкина все чаще,

Мне чтенье сладостней вина,
Стихов, наполненную чашу
Пью, как шампанское — до дна!
Л. Нелен
Кузьмин Николай Васильевич Пушкин в Тригорском. 1935 г.
Читает сказки мне отец...
Я помню зримо детства фрески:
Читает сказки мне отец.
О, сколько Пушкин в мир мой детский
Принёс таинственных чудес!

Я помню юность. Пылкость взгляда.
Ах, как смотрел я в мир большой!
И пушкинской любви крылатой
Стихи я принял всей душой.

Я сединою лет осыпан.
И пусть порой терзает боль —
Спасибо Пушкину, спасибо
За жизнь, за радость, за любовь.
В. Мостовой
Китаев Александр Виссарионович (1888-1953) Пушкин и Бенкендорф.
* * *
...Наш примус всё чадил устало,
Скрипели ставни… Сыпал снег.
Мне мама Пушкина читала,
Твердя: «Хороший человек!»

Забившись в уголок дивана,
Я слушал — кроха в два вершка, —
Про царство славного Салтана
И Золотого Петушка…

В ногах скрутилось одеяло,
Часы с кукушкой били шесть.
Мне мама Пушкина читала —
Тогда не так хотелось есть.

Забыв, что поздно и беззвёздно,
Что сказка — это не всерьёз,
Мы знали — папа будет поздно,
Но он нам Пушкина принёс.

И унывать нам не пристало
Из-за того, что суп не густ.
Мне мама Пушкина читала —
Я помню новой книжки хруст…

Давно мой папа на погосте,
Я ж повторяю на бегу
Строку из «Каменного гостя»
Да из «Онегина» строку.

Дряхлеет мама… Знаю, знаю —
Ей слышать годы не велят.
Но я ей Пушкина читаю
И вижу — золотится взгляд…
А. Аврутин
Клейнер Илья Александрович (род. 1938) Пушкин-сорванец. 1995 г..
Мне читает бабушка
Наступает вечер и взошла луна.
За окном темнеет, скоро спать пора…
Мы сидим, прижавшись,
Бабушка и я,
Мне читает сказку,
Перед сном, она.

«…Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку»…
Я сижу, дышать не смею…
Неужели, в самом деле,
Бросят в море — «Окиян»
И царицу и дитя?
Руку бабушкину сжала,
Дальше слушать сказку стала…
Не заметила сама,
Как заснула до утра…

Быстро новый день пройдёт,
Книжку бабушка возьмёт…
Будем вместе с ней опять
Сказку Пушкина читать.

«…Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам…»

Я бабуле говорю:
«А я так быстро не расту».
Улыбнулась бабушка мне в ответ:
«Это сказка, внученька, —
Вот и весь секрет».
И, усевшись поудобней,
Стали дальше мы читать,
Нашу сказку продолжать.

«…Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут»…

Вскоре сказку дочитали,
Мне понравилась она!
Завтра выберем другую,
А сегодня спать пора!
Г. Хлебникова
Коношенко Р. А.С.Пушкин. 1837 год.
Парус серебристый
Берега не видно,
Озеро — без края.
Над водой стрекозы
Носятся, играя.

Под сосной высокой,
Радуясь прохладе,
В жаркий летний полдень
Мы к воде присядем.

Я скажу сестрёнке,
Маленькой Татьяне:
— Хочешь, почитаю
Сказку о Салтане?

Сразу о стрекозах
Девочка забудет.
Затаив дыхание,
Сказку слушать будет.

Пусть знакома сказка —
Я читаю снова,
Всё забыть на свете
И сама готова.

Князь Гвидон ли бродит,
Сумрачный, печальный,
Иль корабль торговый
В путь уходит дальний, —

Мы за ними всюду,
Будто шмель в окошко…
Верим и не верим
Чудесам немножко.

Стало вдруг на море
Озеро похоже.
Остров перед нами,
Будто в сказке тоже,

Парус показался,
Белый, серебристый.
Верно, там кораблик
Ищет в море пристань.

Вот в осоке шорох…
— Может быть, послушай,
Там Царевна-лебедь? —
Шепчет мне Танюша. —

Или там бесёнок
Где-то под водою?
Силой потягаться
Хочет он с Балдою…

— Не трудись напрасно! —
Мы смеёмся с Таней. —
Умной русской силе
Покорись заране.

Волны набегают,
Трогают кувшинки.
Вон рыбак на лодке —
Словно на картинке —

Старенький, сутулый,
С белой бородою…
Вот пришёл бы невод
С рыбкой золотою!

Я бы попросила:
— Сделай так, чтоб дети,
Как и мы, счастливо
Жили в целом свете…
Л. Преображенская
Коровин Олег Дмитриевич (1915-2002) Пушкин А.С. 1984 г. Пермская художественная галерея.
Томик Пушкина
Когда над страною война запылала,
Разбойница смерть, как хозяйка, вошла,
Подруга мне счастья тогда пожелала
И Пушкина томик в дорогу дала.

Я с ним замерзал, у костра обжигался,
В дыму задыхался, от грохота глох,
Но смерти тогда я не очень боялся,
Казалось, что Пушкин спасти меня мог.

Особенно сильно поверил я в это,
Выйдя однажды живым из огня,
В котором был ранен томик поэта
Осколком снаряда, летевшим в меня.

О Родине с Пушкиным вёл я беседы,
О нашей любви к ней, сыновней, большой…
Раненый томик я нёс до победы,
С ним и с войны возвратился домой.

При встрече сказал поседевшей любимой.
Сказал, не стыдясь затуманенных глаз,
Что спас меня Пушкин от горя и мины,
Что я от сожжения Пушкина спас.
Г. Ладонщиков
Курако Юрий Николаевич (Латвия, род. 1935) Встреча, изменившая судьбу А.С.Пушкина. 2009 г.
Пушкин
Был холод лют. В углу стояла печь
С квадратным, чёрным, закопчённым зевом.
Она стояла, призванная жечь
И согревать живых своим нагревом.

Я всё, что можно, всё, до щепки, сжёг —
Остатки дров, квадраты табуреток.
Но печь, казалось, жертвы ждет, как бог.
И отыскал я старые газеты.

Я чиркнул спичкой. Вспыхнул огонёк
И запылал во всем великолепье.
И я следил, как гибнут сотни строк,
Как шелестит бумага, корчась в пепле.

Мелькали вспышки строк, имён и лиц.
Но прежде чем обречь их на сожженье,
Я пробегал глазами вдоль страниц
И как бы сам с собой вступал в сраженье.

Ведь это были годы и дела,
Мои дела, мои живые годы,
И я их сам сжигал, сжигал дотла,
И сам швырял их в пасть печного свода.

Я сжёг газеты. Но шеренги книг
Держали строй безмолвно, как солдаты.
Я сам солдат. Но я коснулся их,
Я книгу взял рукою виноватой.

Взял наугад. И тёмный переплёт,
Как дверь в судьбу их автора, откинул.
…Шел артобстрел. И где-то самолёт,
Ворча, ночные обходил глубины…

Я увидал портрет. Открытый взгляд
Пронзил мне душу пулею свинцовой,
Взгляд Пушкина…
Он тоже был солдат,
И это был солдат правофланговый.

За ним держали строй, плечо к плечу,
Его друзья, его однополчане,
Что, поднимая слово, как свечу,
Светили нам кромешными ночами,

Те, кто нам души в стужу согревал
Сильнее всех печей, что есть на свете.
И книгу я открыл, и тут же стал
Ее читать в коптилки тусклом свете.

Ведь эти строки знал я наизусть,
И ямб вошел походкою походной.
Читал я вслух. И оживала Русь,
И отступал блокады мрак холодный.

И Слово шло, как высший судия
Моих в ту ночь кощунственных деяний,
Как щит, отбросив острие копья, —
И отступил я, как на поле брани.

И Пушкин, грудью всех прикрыв собой,
Стал снова в строй, солдат правофланговый…
…Умолк обстрел. И прозвучал отбой.
И стыла печь. И согревало Слово.
Н. Браун
Белов Юрий Владимирович (1929-2017) Пушкин. Элегия. 1998 г.
Пушкин жив
От бомбы дрогнули в окне
Стропила мирной комнатушки,
А человек стоял в окне,
А человек взывал: «Ко мне!
Тут книги у меня. Тут Пушкин!»

Ему кричали: «Выходи!»
Но книг оставить не хотел он,
И крепко прижимал к груди
Он томик полуобгорелый.

Когда ж произошёл обвал
И рухнул человек при этом,
То и тогда он прижимал
К груди создание поэта.

В больнице долго он без сил
Лежал, как мертвый, на подушке.
И первое, что он спросил, —
Придя в сознание: «А Пушкин?»

И голос друга, поспешив,
Ему ответил: «Пушкин жив».
В. Инбер
Травников Герман Алексеевич (род. 1937) Предчувствие. 1999-2003 гг.
Дорогие друзья, читатели и гости блога!
У каждого из нас - свой Пушкин: кому-то интересны его сказки, кто-то наслаждается его лирикой или ясностью мысли, высказанной в прозе, а кто-то любит его за всё его творчество.
Хочу сегодня от души поздравить всех нас с замечательным праздником – Пушкинским днем России!
Искренне пожелать всем творческого вдохновения, неиссякаемой любви к поэтическому слову, добра и позитива, радости от встречи с творчеством великого русского поэта на все времена – Александра Сергеевича Пушкина!
Фёдоров Виктор Кронидович (1940-2001). Пушкин. По следам Пугачёва. 1991 г.
Читайте Пушкина, читайте,
и не живите днём одним.
С ним и любите, и мечтайте,
И размышляйте вместе с ним.
И дружбой светлой дорожите,
Её как свет звезды неся.
Как Пушкин пламенно живите,
Нам жить без Пушкина нельзя.
Пытливо вчитывайтесь в строки,
Вникая в смысл их до конца,
Где и размах души широкий,
И опыт жизни мудреца.
Глубинный кладезь чувств и мыслей,
Любви восторженности гимн..
Читайте Пушкина всей жизнью,
Он в жизни всем необходим.
Он каждый раз иною гранью
Сверкнёт - таинственный алмаз...
Пусть длится с Пушкиным свиданье,
Не покидающее нас.
Шилов Виталий Серафимович (род. 1940) Пушкин. 1999 г.

Полезные ссылки



Пруцкий (Пруцких) Александр Семенович (1901-1977) Портрет А.С.Пушкина

Комментариев нет:

Отправить комментарий