Георгиевская ленточка

воскресенье, 19 сентября 2021 г.

Краеведение

Краеведческая виртуальная акция 
«Десять дней – десять книг»
Дорогие читатели!
Проводя мероприятия в рамках Декады краеведческой книги-2021, возникла идея о более глубоком знакомстве читателей с творчеством михайловских поэтов (и не только михайловских). Вспомнить уже ушедших от нас поэтов, отдать им дань памяти, вспомнить тех, кто уехал из нашего города, но по-прежнему любит Михайловку, кто, несмотря на почтенный возраст, – продолжает творить, радовать нас своим поэтическим творчеством.
Эта идея оформилась в виртуальную акцию «Десять дней – десять книг». Десять дней прошедшей декады – десять знакомств с краеведческими поэтическими сборниками, как персональными, так и общими. Знакомство с краткой биографией поэта (по возможности) и сборником его стихов, предлагая некоторые cтихи для прочтения – вот задача акции.

Цель акции «Десять дней – десять книг» - привлечь внимание читателей к краеведческой поэзии, продвижение краеведческих изданий в читательскую среду и, прежде всего, молодёжную.
Все издания, которые будут представлены в акции «Десять дней – десять книг», имеются в фонде нашей библиотеки, в других библиотеках города.
К сожалению, декада уже закончилась, но наша акция поможет читателям продолжить знакомство с миром краеведческой книги, краеведческой поэзии.
Выставка в память о Н. Г. Сеничкиной и В. И. Кривенко
Первая книга акции «Десять дней – десять книг» и первый автор, о котором хочется рассказать – это Надежда Григорьевна Сеничкина и один из её сборников - «Тебе, Михайловка, дарю!» (2007, Михайловка).
Хочу отдать дань памяти замечательному, светлому и доброму человеку, михайловской поэтессе Надежде Григорьевне Сеничкиной.
Надежда Григорьевна Сеничкина
В этом году, 29 июня исполнилось 10 лет со дня её внезапной, неожиданной смерти. Не выдержало сердце… В марте 2011 г. Надежда Григорьевна отметила свое 70-летие, была веселой и жизнерадостной. В мае заходила в библиотеку и подарила нам свой последний поэтический сборник «Калейдоскоп любви».
Когда осознаёшь, что человека нет, что больше никогда его не увидишь – то сразу понимаешь самую суть, сердцевину характера человека. Надежда Григорьевна была очень доброй, доброжелательной и оптимистичной женщиной, искренне увлеченной своим творчеством, находящая в нём отдушину от повседневной житейской суеты. В предисловии одного из сборников она писала: «Очень люблю писать стихи, они-то и стали сейчас смыслом моей жизни».
Стихи у Н.Г. Сеничкиной лёгкие, певучие, музыкальные, недаром многие из них стали песнями. А ещё, мне кажется, что от них идет свет – свет доброты, тепла, нежности, сердечного участия.
Н. Г. Сеничкина
Биографическая справка
Сеничкина Надежда Григорьевна родилась 27 марта 1941 года в г. Михайловке Сталинградской области. В шесть лет вместе с родителями переехала жить на Украину. Там жила, училась, окончила десять классов, потом техникум советской торговли. Вышла замуж, родила двоих детей. В 1991 году, после распада Советского Союза, вернулась на родину в Михайловку, вышла на пенсию. Есть два внука, одна внучка и одна правнучка.

Н. Г. Сеничкина посещала музыкально-поэтический клуб «Вдохновение» (при выставочном зале). Участвовала в издании коллективных сборников клуба. В её поэзии буйство красок природы родного края, философские рассуждения о смысле жизни, вихри чувств от безграничной любви к Родине, народу, близким.

Н. Г. Сеничкина успела издать около десятка своих поэтических сборников. Это: «Я тоже из Михайловки», «Моя михайловская осень», «Жизнь моя – песня», «Славься, Михайловка наша, славься, наш город родной!», «Тебе, Михайловка, дарю!», "Песнь родному городу", «Калейдоскоп любви» и др. Издание этих сборников — желание поэтессы познакомить читателей со своим творчеством, сохранить его для земляков.
В день её смерти – 30 июня 2011 года - в нашем блоге был размещен пост – «Смерть михайловской поэтессы. С нами больше нет Надежды СЕНИЧКИНОЙ...»

В рамках акции «Десять дней – десять книг» предлагаю вашему вниманию знакомство с одним из сборников стихов Н. Г. Сеничкиной «Тебе, Михайловка, дарю!».
Сеничкина, Н. Г. Тебе, Михайловка, дарю! : сборник стихов / Н. Сеничкина. – Михайловка : Михайловская типография, 2007. – 96 с.
Поэтический сборник «Тебе, Михайловка, дарю!» - пятый сборник Н. Г. Сеничкиной. Он включает в себя стихи, созданные, в основном, в 2005-2007 гг. Пред нами предстает поэтическим мир Автора, её мечты и чаяния, её надежды и несбывшиеся желания. В её поэтических строках чувствуется глубокая любовь к родным местам, к природе и всем её проявлениям. Есть в сборнике посвящения отдельным организациям (например, ансамблю «Русская песня», Городскому Дворцу культуры, СКАИ, школе №7, Центральной городской библиотеке – клубу «Библиотечный огонёк»). Есть стихи о войне и о праздниках, о любви и о России. А еще есть стихи о поэзии, её значении для людей. Автор пишет:

Стихи – душе моей бальзам –
Уводят в тихую обитель.
И с ними хорошо мне там,
Они как ангел мой хранитель.
Жила не в сладостном раю,
Сказала б больше, но не надо.
И потому пишу стихи,
Кому-то душу открыть рада.
Такою видела я жизнь,
Зимою – снег, весною – грозы.
Над головою пронеслись
Когда-то смех, когда-то слёзы!
Укладывая спать в кровать,
Нас в детстве бабушка учила:
«Нельзя о Боге забывать,
В молитвах, дети, ваша сила».
Стихи Надежды Григорьевна Сеничкиной несут в себе высокие нравственные принципы, Автор делится наболевшим, переживает за судьбу не только своей малой родины, но и всей большой страны, стремится сделать мир чище и добрее хотя бы через поэтическое слово.
В сборник входят также стихи для детей, песни Н. Г. Сеничкиной. Песни просты и музыкальны, искренни и душевны. Вот строчки из песни «Не грусти»:
Не грусти, моя отрада, не грусти,
Все обиды и печали отпусти.
Никуда я не уеду, не уйду,
Отведу от тебя горе и беду…
Предлагаю вам, дорогие друзья, познакомиться с некоторыми стихами Н. Г. Сеничкиной:
СТИХИ Надежды Григорьевны Сеничкиной
Живи, моя Михайловка
Живи, моя Михайловка,
Родная сторона!
И если что не сложится,
В том не твоя вина.
И если что не сбудется,
Я верю, что найдешь
Ты счастье своё жданное,
Покуда ты живёшь!

Покуда степь привольная
Подсолнухом цветёт.
Покуда воля вольная,
Покуда жив наш род.
Покуда дети учатся,
Сады весной цветут,
Дома, дороги строятся,
Всё хорошеет тут.

Покуда жизнь нас радует
И греет листопад.
Покуда тополь кроною
Шумит, как водопад.
Покуда лебедь белая
Выводит лебедей,
Покуда небо синее
Над Родиной моей.
2007.
Тебе, Михайловка, дарю!
Тебе, Михайловка, дарю
Всё, чем жила, о чём мечтала.
И детства нежную зарю,
И жизнь последнего причала.

Ты город детства моего
И город моего заката.
И я до времени сего
Одним тобою лишь богата.

Бегут года, и я спешу,
Чтобы отдать долги сторицей.
Лишь об одном тебя прошу,
Сумей своей мечты добиться.

Здесь жили деды и отцы,
И внуки жить должны достойно.
И пусть живут наши мальцы
Красиво, мудро и пристойно.

Пусть жизнь подарит блага им,
Пусть озаряет добрым светом.
На протяженье долгих зим,
Весною, осенью и летом!
2007.
Я смотрю на людей
Я смотрю на людей,
Вижу светлые лица.
И так хочется мне
Всеми ими гордиться.

Жить и долго творить,
С мирозданьем общаться.
И с улыбкой простой
Никогда не расстаться.

Жить с певучей зарёй
И с закатом небесным.
И в сторонке родной
Петь весёлые песни.

Резвый бег лошадей,
Шум реки, звёзд мерцанье,
Это всё наша жизнь!
Все мы Божьи созданья!

Я – песчинка земли!
Все мы вышли из рая!
О Россия моя!
Я – твоя! Я – земная!
2007.
Баллада о войне
Война, война, как много в слове этом
Несчастья, бед и горя, маеты.
Гарцуешь, разрушая все на свете,
Все, что встречаешь на своем пути.

И ничего на свете нет страшнее,
Не может быть наглее, сердцем злей.
Ты камень тяжкий у людей на шее,
Ты боль и смерть для взрослых и детей.

Отец ушел на фронт, одни остались,
Так голодно и холодно вокруг.
И страх терзал сердца сильнее стали,
Болезнь и смерть сжимали жуткий круг.

И мать, и сестры (они старше были)
Стремились выжить и меня спасти.
Сердца от боли, хвори тоже стыли,
Но жалость у людей была в чести.

А я была тогда совсем ребенком,
Ничем я не могла им всем помочь.
Лежала почерневшая в пеленках,
Не понимая, день это иль ночь.

И почему в слезах сегодня мама,
И почему так холодно вокруг.
От голода я плакала упрямо,
А небо громом вспыхивало вдруг.

А где-то там, израненный войною,
Герой-солдат лежал в родных снегах.
С немеркнущей и яркою звездою,
Застывшей навсегда в его глазах.

И эту ночь, и сполохи от взрывов,
И этот страх нам принесла война.
Их не забудем! Мы — остались живы,
Мать, сестры, я и ты — моя страна!

Нас защитили воины-герои,
Под Сталинградом встав живым щитом,
И пленных немцев вывели всех строем,
От нечисти очистили наш дом.

Пишу сейчас в стихах балладу эту
Для тех, кто хочет мирно всегда жить.
И эта слава будет не поэту,
А тем, кто смог Отчизну защитить!
2005 г.
Сталинградской битве посвящается
Битва за город, за отчий край,
За нашу землю, цветущий май,
Который людям победу нес
На крыльях славы, в сиянье рос.

Взвивался в небо продрогший дым,
От пыли снежной он был седым.
Горело небо и танков сталь,
Морозом лютым грозил февраль.

Не спал отважный в степи солдат,
Он защищал здесь свой Сталинград.
Чтоб уничтожить врага расчет,
Строчил окопный наш пулемет.

Их «мессершмитты» горели тут,
И танки мчались на наш редут.
Гвардейцы наши шли на врага
И обломали ему рога.

Так обломали, что до сих пор,
Планета помнит его позор.
Много погибло тогда солдат,
Но эта битва живет в веках!

Прошло немало с той битвы лет...
Засох кровавый фашистский след.
Но не забыт тот священный бой,
Сегодня праздник в стране большой!

Великий праздник! И Сталинград
Живет и помнит своих солдат!
Как воин павший героем стал,
Напомнит людям мемориал!
Февраль, 2007 г.
Осенний вальс
Кружат в осеннем вальсе листья
Над городом в кромешной мгле.
Я так люблю рябины кисти,
Но их никто не дарит мне.

Не дарит перстни и букеты,
Не дарит нежный взгляд и стон,
Забыты нежностей сюжеты,
Развеялись, как дым иль сон.

Лишь ветер листьями швыряет,
Он знает: осень, ее власть!
Он только одного не знает,
Как же вернуть былую страсть!

Берет возвышенную ноту,
Совсем не ту, что слышал ты.
Наносит осень позолоту
На травы, листья и цветы.

А я сижу, гляжу в окошко,
Потупив взгляд свой в темноту:
Да, я грущу совсем немножко,
Запела песню, нет, не ту!
2003 г.
Осень за окном
За окном подруга-осень
Долго оставалась с нами,
Чтобы вдоволь насладились
Ее яркими цветами.

Друг ее, веселый ветер,
Разгулялся по фасаду.
Всех проведал, все разведал,
Неся листья и прохладу.

Раскачал рябины кисти,
Просто, видно, для порядка.
Пожурил за что-то листья
И рассыпал их по грядкам.

Сквозь листву и паутину
Солнце вдруг пробилось смело.
Оно осени картину
Разукрасило умело.

Дождик, осень уважая,
К ней наведывался часто.
Помогал он урожаям,
Силой воли своей хвастал.

Осень всем дарила милость,
Она знала свое дело.
И листва преобразилась,
Листопадом зазвенела.

Долго время поджидала,
Чтобы мы простились с летом.
А потом вдруг заиграла
Ветром, дождиком и светом.
2006 г.
Не говорите о любви
Не говорите о любви,
Такой высокой, романтичной,
Ведь мне не пели соловьи,
Желая счастья в жизни личной.

С любовью мне не повезло,
Но замуж выскочила рано
И, не познав любви тепло,
Познала брачных уз изъяны.

Очаг семейный — мой удел,
Детей любила в жизни этой.
Другой любви не знала стрел,
Вот так и пролетело лето

Все верила, придет она
И засияет жемчугами.
Ан нет! Коль сразу не дана,
Не ждать ее зимой с цветами.

Уж дети выросли, и вот
Моя любовь, «как струйка дыма».
В душе любовь к стихам живет,
А я осталась нелюбимой!
2007 г.
Люблю
Люблю я осени прохладу,
Люблю я листьев суету.
Безумно осени я рада,
В безумстве вижу красоту.

И ничего, что брызжет дождик,
И не беда, что остудит.
Влюбиться осенью возможно
Даже в туманный, серый вид.

Нам так нужны души волненье
И возвращенье прежних грез.
В груди растет сердцебиенье
В сиянье предрассветных рос.

И если даже мало света,
Волнует осень неспроста.
Ведь в осени остатки лета,
В расцветках листьев — красота!

Мы ветерком ее гонимы,
С оторванным листком парим.
Взлетаем с шелком паутины
И за полет благодарим.
2007 г.
А у нас
(Для детей)
На новенькой машинке
По площади лечу.
Рулем я настоящим
Туда-сюда верчу.

И пусть сейчас водитель
Я вовсе небольшой.
Шумахером я стану,
Я выиграю бой.

Нам всем любимый город
Машинки подарил.
От друга оторваться
Немного надо сил.

Под музыку оркестра
Танцует здесь народ.
Глаза искрятся смехом,
И публика поет.

Дворец культуры ждет всех,
Спешите поскорей!
Жизнь стала веселее,
И детство веселей!

Здесь ждут детей машины
И верные друзья!
И с мамою, и с папой
Спешу на площадь я!
2007 г.
Простота
В простоте сокрыта гениальность,
В простоте сокрыта красота,
Кто-то скажет: «Все это банальность,
Ни к чему нам эта простота!»

Прост родник, но как он чист и светел,
Светится, как золотой алтарь.
В простоте рождались мы и дети,
Простоте не нужен денег ларь.

Мне годков сегодня уже много,
Не секрет, что жизнь моя проста.
Не судите, люди, меня строго,
Что живу, а в сердце — простота.

Жизнь моя текла обыкновенно,
Русский человек всегда был прост.
Простоту носили ежедневно,
Редко кто носил павлиний хвост.

Продолжаю я сегодня верить
В нашу неземную простоту.
По земле несу я эту веру
И гоню из жизни пустоту.

Простота! Она не всем дается,
И не каждый хочет с ней дружить.
Простота тому лишь улыбнется,
Кто ее сумеет заслужить!
2007 г.
Светлая память Надежде Григорьевне Сеничкиной, михайловской поэтессе, за её легкие, но по-житейски мудрые стихи, за её доброту и человеколюбие, за постоянное позитивное настроение и оптимизм, который она излучала и которого так сегодня не хватает в жизни…

Дорогие читатели нашей библиотеки и других библиотек города и района! Спрашивайте книги Надежды Сеничкиной в библиотеках, читайте её стихи, наполняйте свою душу искренней поэзией, добрым светом, который несет творчество михайловской поэтессы!

Комментариев нет:

Отправить комментарий