Георгиевская ленточка

воскресенье, 12 сентября 2021 г.

К 70-летию Центральной городской библиотеки

Воспоминания бывшего библиотекаря ЦГБ Татьяны Александровны Карповой
Дорогие друзья!
Т. А. Карпова. Начало 1980-х гг.
8 сентября 2021 г. Центральная городская библиотека г. Михайловки отметила своё 70-летие со дня основания (15 сентября 1951 г.). В блоге уже был размещен ряд материалов и ссылок, посвященных этому событию – на странице блога «Юбилей библиотеки».
Сегодня заканчиваем публикацию воспоминаний библиотекарей ЦГБ воспоминаниями Карповой Татьяны Александровны. Написанные в 2006 г. хорошим литературным языком, ярко, эмоционально, откровенно, они, безусловно, привлекут ваше внимание и вызовут интерес.
Итак, читаем воспоминания Татьяны Александровны Карповой…

Одного взгляда на заголовок "Ариадна Юрьевна Дементьева. Воспоминания" стало достаточно, чтобы я мысленно унеслась в далёкий 1976 год, в марте которого переступила порог городской библиотеки как библиотекарь старшего абонемента. Но прежде чем стать работником этой библиотеки, я в году эдак 1974-ом была читателем - записались с сестрой, выполняя культурную программу досуга.
...Записывала нас Лида (Лидия Ивановна Красикова. Произвела на нас очень приятное впечатление: приветливая, общительная, с мягкой улыбкой, всегда предлагала книги, от которых трудно было оторваться. И уже в дальнейшем мы старались приходить по выходным в Лидино дежурство, т.к. однажды попав "на приём" к Тамаре (не помню фамилии), были глубоко разочарованы: хмурая, равнодушная, на все вопросы ответом был взмах руки в сторону стеллажей. Кажется, именно на её место была принята я, и наши с Лидой кафедры стояли рядом: Лида - за юношеской, вернее молодёжной, я - за взрослой. До сих пор сохранилось ощущение надёжности, солидарности, поддержки от этого соседства.
Красикова Л. И. за кафедрой
Ведь я практически с азов постигала библиотечное дело. Хотя и не совсем незнакомым было оно для меня. Ещё в школе, мы с подружкой Наташей Голобородченко частенько бегали в детскую районную библиотеку, где не только читали, но и были удостоены доверия библиотекарей оказывать им помощь. Мы помогали учащимся младших классов находить нужные книжки и записывать их в формуляры. Но одно дело быть помощником библиотекаря и совсем другое, когда именно на тебе лежит ответственность. Волновалась очень: "А получится ли?"

За моей спиной находился рабочий стол заведующей абонементом Риды Юрьевны Дементьевой. Я не помню, сколько длился мой стажёрский период (у меня не было тогда специального образования), но я буквально засыпала Риду Юрьевну вопросами: "Где найти? Как быть в данной ситуации? Что делать? Когда?" и т.п. Было иногда очень неудобно задавать свои бесчисленные вопросы, но я не имела права ответить читателю: "Не знаю". Нужно было держать марку библиотеки, где читателям уделялось первостепенное внимание, нужно было закрепиться на рабочем месте. У Риды Юрьевны хватало выдержки, терпения, такта. На все свои вопросы я получала исчерпывающие ответы.
Р. Ю. Дементьева
Рида Юрьевна - это воплощение уравновешенности, терпения, такта, вдумчивости, справедливости, материнства. Когда я поближе узнала членов её семьи, поняла, что Рида Юрьевна - Мать. Мать не только своим детям Лёше и Ане, но и мужу Владимиру Николаевичу. Дом полностью лежал на её плечах. Насколько ей приходилось быть изобретательной, чтобы существовать немаленькому семейству на весьма скромные доходы. Получается, двойную нагрузку несла эта женщина. Ведь и в библиотеке ни один мало-мальски серьёзный вопрос не решался без её участия, практически по любому поводу мы, молодёжь, бежали к ней за советом, одобрением, подсказкой. Уже в зрелые годы у меня родились такие строки, адресованные русским женщинам:
"...Нелёгкая женская ноша –
Работа, семья, и везде чтоб на "пять"..."
Попова Татьяна Александровна
Когда наступила пора Лиде отправиться в декретный отпуск за первенцем Алёшкой, на её место была принята Голенкова Таня (Татьяна Александровна Попова). Стройная блондинка с осиной талией и пышными длинными волосами. Таня - большая поклонница поэзии. Не пропускала ни одного поэтического сборника, следила за разделами поэзии в литературно-художественных ("толстых") журналах. Зачитывала вслух. Мне ближе и понятнее проза, поэзию, прямо сказать, не жаловала, но Татьяну слушала с удовольствием; она умела вложить в стихи особое тепло, они начинали по-особому переливаться. Сам собой решался вопрос во время проведения мероприятий: что касалось прозы - было моим, поэтические странички вела Таня. С улыбкой вспоминаю, как мы с ней морочили головы так называемым поклонникам. Мы обе с ней Татьяны Александровны, обе молоды, рабочие места рядом, телефон между нашими кафедрами. Звонок:
"Мне Таню".
"Какую?"
"Татьяну Александровну".
"Какую?"
"Какая не замужем". "Обе не замужем..."
Звонивший в явном замешательстве. Выход из положения нашла Раиса Игнатьевна: "Вам какую Таню: беленькую или тёмненькую?" Вот так мы и стали Таней беленькой и Таней тёмненькой.

Когда в нашем коллективе появилась Раиса Игнатьевна Клавдиева - я точно не помню, но чётко помню, что сразу стала своей. Женщина средних лет, энергичная, а точнее, в хорошем смысле, шустрая. Она сразу же стала опекать нас с Татьяной, помимо профессиональных, не раз давала дельные житейские советы, оберегала нас от слишком назойливых или неподходящих, по её мнению, "женихов". Её любимая фраза: "Я уже учёная", - произносимая довольно часто и в различных ситуациях, вызывала у нас, молодых, добрую улыбку. Именно нам с ней было доверено приносить вкусную чесночную колбасу для всего коллектива аж с мясокомбината.

В читальном зале работала Смирнова Тамара Алексеевна - скромнейшая, тактичная, спокойная женщина, впоследствии ставшая ненадолго заведующей нашей библиотекой. Вот её муж, в то время директор мясокомбината, и оказывал нам, как сейчас бы сказали, спонсорскую помощь. Это были времена сплошного дефицита, и эта недорогая колбаса была хорошим подспорьем для наших семей и доступна скромной библиотечной зарплате.
Сотрудники библиотеки, слева направо: Попова Т., Клавдиева Р. И., Акимова Л. Н., Красикова Л. И.
Аня Купцова (Анна Евгеньевна) работала у нас временно, кажется, когда библиотекарь читального зала Таня Малкина (Татьяна Сергеевна) - молодая, но довольно замкнутая, малообщительная женщина была в декретном отпуске. Анна - большой мастер афоризмов, точных остроумных определений, незаменимая ведущая массовых мероприятий. Она не пасовала и не терялась перед любой аудиторией. Слова, обращенные к слушателям, были так проникновенны, что и мы, участники мероприятий, заслушивались. Ане очень хотелось остаться в нашем коллективе и, подсаживаясь ко мне во время застолий, шутливо потчевала меня грибочками. Да, мы не только работали с читателями, писали каталожные карточки, проводили диспуты и конференции, но ежемесячно наводили порядок и чистоту в книжном храме. Вот уж шуткам и смеху не было конца. Обедали все вместе за общим столом - кто что принёс, но непременным, коронным блюдом обязательно была варёная картошка с обжаренным на сливочном масле луком. Шеф-поваром этого объеденья была Люба Акимова (Любовь Николаевна) - уборщица библиотеки, жившая поблизости. (По точному определению Ани Купцовой - "зав. половым отделом"). Люба как-то посетовала, что в нашей библиотеке почти все заведующие: зав. библиотекой, зав. абонементом, зав. читальным залом, зав. передвижками, а она не заведует ничем. Анна, почти не задумываясь, выдала: "Как же? Зав. половым отделом!" Можно догадаться, какой раздался хохот.

Люба - красивая русская женщина, у которой в руках всё горело, всё делалось хорошоночко (её словечко). А какие были в библиотеке цветы, посаженные, пересаженные, политые Любиными заботливыми руками да с ласковым словом! Все прохожие заглядывали в окна, любуясь такой оранжереей, просили отростки.
Укреплялся наш коллектив и на таких мероприятиях, как пикировка, прополка, сбор помидоров, огурцов, кабачков, капусты в совхозе Отрадное; сбор яблок в садах плодосовхоза; переработка овощей на консервном заводе. Мне даже довелось поработать пекарем на хлебозаводе. Да-да, настоящим пекарем! А как я гордилась тем, что ночью весь город спит, а я пеку моим землякам хлеб, без которого русский человек и за стол не сядет.
Купцова А. Е, Егорова И. А., Боткина М. Н., Попова Т.А.
Наступил момент, когда я с благословения заведующего городским отделом культуры Лементина Бориса Алексеевича поступила на заочное обучение Волгоградского культпросветучилища, библиотечное отделение. Учиться и работать не очень легко, но практика работы в библиотеке очень помогала.
В этот период заведующей библиотекой к нам пришла Гришаева Лидия Григорьевна. Энергичная, стремительная, чаще улыбающаяся, доброжелательная, нежели хмурая и неприступная, но и требовательная.
Не могу точно объяснить - отчего и почему, но Лидия Григорьевна относилась ко мне по-матерински. Может быть потому, что у неё подрастали два сына и не было дочери? Особое к себе отношение я ни с кем не обсуждала, но было неловко перед сотрудницами и, в силу своего непростого характера, иногда выпускала "колючки" по отношению к требованиям Лидии Григорьевны. При ней я стала библиотекарем читального зала. Непросто работать на абонементе. Нужно хорошо знать фонд библиотеки, вкусы читателей; стараться быть в курсе новинок. Но на помощь всегда придут старшие товарищи, алфавитный и систематический каталоги.
Сотрудники библиотеки. Верхний ряд, в центре - Карпова Т. А.
В читальном зале труднее тем, что нужно правильно понять запрос читателя, чтобы подобрать исчерпывающий материал по теме запроса. Объём периодических изданий в то время был очень большой, всё просмотреть, отметить наиболее интересное - непросто. Однажды попросили материал об эскадрилье Нормандия - Неман, но вопрос был сформулирован так нечётко, что я не поняла о чём речь. Переспросить постеснялась, боясь показаться невежественной. Полагаясь на Большую Советскую энциклопедию, отправилась на поиски. Пришлось перерыть кучу книг, но результата не получилось. Как я вышла из этой ситуации - не помню, но чувство неловкости в памяти отпечаталось навсегда.

Ещё один казус не забывается и спустя не одно десятилетие. Библиотечное дело предусматривает проведение массовых мероприятий. Одной из самых распространённых и простых форм массовой работы считается обзор литературы. Сделав такой обзор, я как бы проходила обряд посвящения в библиотекари. Аудиторией были мои коллеги - библиотекари. Чётко помню передо мной Таисью Георгиевну Попову - заведующую детской городской библиотекой, библиотекарей этой же библиотеки: Самсонову Елену Германовну, Попову Таисию Ивановну.
Учёба  библиотекарей
Перед тем, как выступить, я добросовестно прочитала все книги, которые должна была обозревать, выслушала наставления старших товарищей о том, что обзор - это не просто пересказ содержания книги, это заострение внимания слушателей на ключевых проблемах произведения с плавным переходом от одного к другому. Теоретически вроде понятно, а на практике мне показалось, что если я не расскажу подробно - о чём эта книга, меня не поймут и не заинтересуются. Вот и получился первый блин неказистым комком. Если честно, я не любила массовых мероприятий. Уж очень сильно волновалась - до полной сухости во рту, пылающих щёк, сильного сердцебиения и даже до очень болезненных спазмов желудка. Как-то пришлось выступать перед учениками школы № 10, где до библиотеки я работала лаборантом кабинетов химии и биологии. Тема обзора была посвящена 20-летию освоения целины. Подготовилась тщательно, заучила текст, чтобы не заглядывать в бумажки, выступила довольно удачно, но директор школы сказал, что тихо говорила.

Проще было общаться с читателями индивидуально. Какие только темы не обсуждали, о чём только не говорили! Был постоянный контингент читателей и, собираясь на работу, я мысленно предполагала - кто может придти именно сегодня, и, самое интересное, очень часто угадывала. Работа в библиотеке, читальном зале научила меня быть более общительной, уметь разговаривать, слушать.
Сотрудники городских библиотек. Август 1980 г. Стоит крайняя слева - Карпова Т. А.
В 1979 году, закончив культпросветучилище, я приобрела специальность библиотекаря средней квалификации. К этому времени библиотеки города и профсоюзные библиотеки предприятий объединились в Межведомственную библиотечную систему (МБС) с библиотекой завкома (ныне профком) цемзавода (ныне АО "Себряковцемент") в качестве Головной. Позже к названию системы добавилось слово "централизованная" - МЦБС. Остро встал вопрос о назначении методиста в новую систему. Нужно было кому-то ехать в Волгоград на курсы повышения квалификации. Лидия Григорьевна Гришаева – первый директор экспериментальной системы - решила, что это буду я. Никакие доводы и аргументы с моей стороны не могли её сломить. Деваться некуда, поехала, втайне надеясь, что за месяц что-нибудь изменится, появится более подходящая кандидатура. Добросовестно записывала лекции, но "тёмный лес" не светлел. Вернулась в панике, заявила, что ещё хуже понимаю, что должна делать в качестве методиста, но Лидия Григорьевна была неумолима. Заявление я писала буквально со слезами на глазах. По складу характера я практик, мне лучше всё увидеть своими глазами, попробовать своими руками, увидеть результат, чтобы лучше понять. А тут тетрадь с записями, т.е. голая теория. Да и возраст был невеликим - 25 лет. Конечно же, мучил вопрос: "Как буду осуществлять методическое руководство людьми гораздо старше меня, более опытными в профессиональном и в житейском плане?.."
Рыжова Надежда Владимировна
Вскоре появилась единица библиографа. В этом качестве была направлена Надя Рыжова (Надежда Владимировна). Нас можно было сравнить со слепыми котятами, плохо понимающими куда ползти, что с ними происходит и не умеющими помочь друг другу. Наде повезло больше - освободилось место в городской библиотеке, и она этим воспользовалась. А я опять осталась со своими записями, с новым коллективом, разительно отличающимся от тёплого, домашнего предыдущего.
Неоценимую помощь в становлении меня как методиста оказала Антонцева Людмила Ефимовна, сменившая Лидию Григорьевну Гришаеву на должности директора МЦБС. Семья Гришаевых переехала жить в город Пензу.

Сама я не могу дать оценку себе как методисту, а впоследствии заведующей отделом методической и библиографической работы; правда, в отделе всего 2 человека: я и библиограф Камышева Мария Степановна. Но я старалась и в своей работе практически постоянно опиралась на опыт работы городской взрослой и городской детской библиотек.

Главное для меня было во время методических выездов - помочь, подсказать, не обидеть излишней придирчивостью, понимая, что требования, предъявляемые библиотекарю, непомерны и одному выполнить их просто нереально. Когда доводилось бывать на областных семинарах, старалась максимально записать новое, оригинальное, но приемлемое в наших библиотеках. Имея в общей сложности 11 с небольшим лет библиотечного стажа, я чётко для себя поняла, что суть нашей самой женственной профессии в том, чтобы услышать читателя и незамедлительно выдать ему ту книгу, тот журнал, какие он в данный момент хочет. От этого настроение поднималось бы с удвоенной силой. Может быть, так сейчас и происходит? Ведь книг сейчас гораздо больше, на любой вкус.

По ряду причин я ушла из библиотечной системы работать на цемзавод. Как это произошло и почему - рассказ ниже. Поскольку Головная библиотека напрямую подчинялась завкому цемзавода, естественным было то, что мы, её работники, были частыми гостями на заводе: на политучёбе, по итогам соцсоревнования цехов, смотра-конкурса Красных уголков (совместно с работниками ДКЦ); с тематическими выставками книг; выездами передвижек в цеха и на производства № 1 и № 2, т. е. максимально старались приблизить печатные издания к рабочим.

Мне неоднократно доводилось участвовать в выездах передвижки на производство № 2. Привезённые книги располагали в Красном уголке, рядом с которым находилась конторка сменных мастеров. В ту пору одним из мастеров работал Руденко Владимир Ильич (ныне покойный).
Доброжелательный, общительный; ему было интересно - в чём заключается наша работа, какая у нас зарплата? Рассказывал о рабочих профессиях производства, о существовании горячей сетки, которая даёт возможность раньше уйти на пенсию, о большей вероятности получения жилья, санаторных путёвок, более высокой зарплате. Мысль заронил.
Слева направо: Попова Т. А., Карпова Т. А. 2006 г.
Но ещё много времени прошло, прежде чем я решилась вступить в рабочие ряды. Этому способствовали некоторые обстоятельства, первым из которых было то, что я не видела перспективы нашей экспериментальной библиотечной системы. Ставка была сделана на профсоюзные библиотеки. В идеале система должна быть богатой и процветающей, поскольку большая часть библиотек были профсоюзными вполне успешных предприятий города. Но как же неохотно раскошеливались эти самые предприятия на нужды библиотек! Ведь, чтобы мероприятие было актуальным, интересным, нужны были современные аудио, видео средства, множительная техника, обширная периодика, красивый, уютный интерьер библиотек! Но о большей части перечисленного мы продолжали только мечтать.

Осуществлённое объединение библиотек повлекло за собой увеличение господ инспектирующих, проверяющих, если не ошибаюсь, втрое. И лишь представителей Областной профсоюзной библиотеки в лице Марии Петровны и Тамары Васильевны (фамилии, к сожалению, не помню), я вспоминаю с глубоким уважением, искренней теплотой. Эти люди приезжали с единственной целью помочь и поддержать, подсказать и направить. Я чувствовала себя с ними на равных, не боялась задавать множество вопросов, не стеснялась показать, что не всё получается так, как хочется; просила совета и помощи. И помощь приходила незамедлительно в виде консультаций, устных и письменных, разработок, приглашений на открытые мероприятия и семинары. Когда я решила перейти на завод, Тамара Васильевна пыталась меня отговорить, ходила к председателю завкома. На этом разговоре присутствовала и я. Из беседы стало понятно, что товарищу председателю абсолютно всё равно куда его кадры уходят и зачем, что он очень далёк от нужд и желаний не только этих самых кадров, но и библиотеки.

Таким же представителям проверяющих, как Нейман Нелли Васильевна из Областной библиотеки им. Горького, нужно было демонстрировать всё в прилизанном, подлакированном виде. Это мне претило. А сколько от подобных товарищей было абсурдных требований!
А немыслимо раздутые отчёты с множеством разделов в виде сочинения на вольную тему, которые нужно "отшлёпать" непременно к определённому сроку на машинке "Ятрань", списанной на заводе по причине износа. Мастера приходилось вызывать практически через день: вправить заклинившую каретку, разблокировать клавиатуру, припаять буквы и т.п. На этой же машинке отдел обработки размножал каталожные карточки новых поступлений литературы.
Слева направо: Янюшкина Н. П., Карпова Т. А., Лоневская Л. Б. 2006 г.
Составление планов на пятилетку, на год, тематических, к юбилеям великих революционеров, знаменательным датам и т.д. и т.п. признаться, угнетало. По моему мнению, из-за подобного бумаготворчества страдало живое, интересное библиотечное дело; это отрывало, отгораживало нас от читателей, не очень способствовало творческим взлётам.

Ещё одной причиной было отсутствие собственного жилья, тогда как работников ДКЦ практически всех, кто нуждался, обеспечили малосемейными общежитиями. А моё заявление, написанное лишь только было заложено первое из 4-х общежитий, почему-то игнорировалось. Это не значит, что я сидела сложа руки. По мере сил и возможностей, добивалась. И даже был момент - на заседании профкома по жилищному вопросу мне выделили квартиру, но директор "зарезал" это решение, заявив, что библиотекари заводу не нужны; заводу нужны слесари и сварщики. И сколько таких слесарей и сварщиков, не успев прийти на завод, получив жильё, тут же рассчитывались, находя менее тяжёлую, непыльную работу. Как же мне было обидно!

Последней каплей было выдвижение моей кандидатуры в депутаты одного из городских округов вопреки моему отказу. Мероприятие превратилось в фарс. Может быть, я ошибаюсь, и люди хотели мне помочь, но, скорее всего, кто-то просто перевёл стрелку на меня. Уж очень всё было неожиданно, как тот гром среди ясного неба.
Карпова Татьяна Александровна. 2006 г.
Вот тут я и начала предпринимать решительные действия по переводу на завод, на то самое производство № 2, где были когда-то с передвижкой. Ему я осталась верной до сегодняшнего дня, хотя неоднократно проводились реконструкции, менялись руководители. В данный момент производства №1 и №2 реорганизованы в цеха: «Помол цемента» и «Обжиг клинкера». Моё рабочее место осталось в цехе "Обжиг".
Очень непросто дался мне такой резкий, можно сказать, кардинальный поворот в жизни, но мамино напутствие в самом начале моей трудовой деятельности: "Чтобы я ни одного нарекания или жалобы в твой адрес не слышала", - и папино, на должность методиста: "Не боги горшки обжигают!" - стало как бы путеводной нитью.

На заводе я освоила несколько рабочих профессий: машинист пневмовинтовых насосов (тех самых, что перекачивают цемент на шиферный завод и в силоса); помощник машиниста цеммельниц; моторист-смазчик (позже переименованную в помощника машиниста вращающихся печей); чистильщик пылевых камер. Приходилось неоднократно исполнять обязанности экономиста производства.
Слева направо: Карпова Т. А. Дементьева Р. Ю., Попова Т. А., Лоневская Л. Б. 2006 г.
С октября 1994 г. работаю кладовщиком. В мои обязанности входит выписка материалов для ремонта оборудования; выписка спецодежды для рабочих, защитных средств, таких как рукавицы, респираторы, очки защитные, маски для сварщиков, беруши, наушники и т. д. Каждое начало месяца у меня горячая пора - представители смен и бригад приходят получить защитные средства на месяц, по необходимости инструменты и другие материалы, необходимые в работе. Конечно же, веду учёт выданного, а в конце месяца составляю отчёт о расходе материалов за месяц. Вот и получается, что моя нынешняя специальность немного сродни библиотечной.

Вскоре после рождения сына получила квартиру в малосемейном общежитии, построила однокомнатную кооперативную квартиру.
В мае 2007 года будет 20 лет моего заводского стажа. Как быстро летит время...
Красикова Лидия Ивановна
После определённого перерыва я по-прежнему являюсь читателем Центральной городской библиотеки. Появились новые сотрудники, но костяк самых верных, преданных своему делу библиотекарей, не испугавшихся перестроечных веяний, непрестижности профессии, остался прежним. Хочется назвать Библиотекарями с большой буквы Лидию Ивановну Красикову, Надежду Владимировну Рыжову, Ольгу Николаевну Филимонову. Хочу пожелать вам, дорогие библиотекари, неиссякаемого потока интереснейших книг, самой свежей периодики, благодарных любознательных читателей.
Филимонова Ольга Николаевна
Возможно, на меня обидятся библиотекари, которых я не упомянула. Девочки, не обижайтесь, я вас всех люблю, уважаю за то, что вы не испугались трудных времён, маленьких зарплат, остались верными делу, помогающему людям, и особенно молодёжи, становиться грамотнее, умнее, культурнее. Я уверена, что наступят такие времена, когда престиж библиотек будет поднят на давно заслуженную высоту, и мир станет гармоничнее и добрее.
Июль, 2006 г. Т.А. Карпова

Комментариев нет:

Отправить комментарий