Георгиевская ленточка

воскресенье, 17 апреля 2022 г.

В выходные – для души и сердца

17 апреля – Вербное воскресенье
Дорогие друзья!
Застывших снов жемчужная слеза,
Ажурной ветви сложное плетенье,
Велюр и бархат светлой полутени,
И тонкой тени гибкая лоза.
Весна подарит хрупкое тепло
Пушистых капель, нежностью повергнув,
Засеребрится в воскресенье верба
И возвестит: спасение пришло.
(Из Интернета)
Сегодня – большой православный праздник, Вербное воскресенье, поэтому в нашей постоянной воскресной рубрике предлагаю вам информацию, посвященную этому празднику.
О Вербном воскресенье уже был материал в нашем блоге – здесь.
Вербное воскресенье — воскресенье на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает двунадесятый Господний праздник — Вход Господень в Иерусалим.
А вся неделя перед Пасхой называется Страстной. В церковном календаре каждый день Страстной недели именуется «Великим» — «Великий понедельник», «Великий вторника и т. д., и всю неделю в церквах идут службы.
Начало Страстной неделе положило следующее событие.
В городе Вифании, недалеко от Иерусалима, жил Лазарь с сестрами Марфой и Марией. В их доме был Иисус Христос: он любил это семейство за согласие и благочестие. Внезапно Лазарь заболел. Сестры известили Иисуса Христа о недуге брата в надежде на его помощь. Но Христос с опозданием получил печальное известие и пришел в Вифанию, когда Лазарь уже умер. Марфа встретила Христа с упреком: «Если бы ты был здесь, не умер бы брат мой». Христос утешил ее: «Воскреснет брат твой».
Христос отправился к пещере, в которой был замурован почивший Лазарь, и велел отвалить камень, закрывающий вход. Войдя в пещеру, Христос приблизился к Лазарю, умершему три дня назад, сотворил молитву и громко воскликнул: «Лазарь, встань и иди вон!» Лазарь очнулся, встал и вышел из пещеры. Люди, собравшиеся возле пещеры, изумились свершившемуся чуду. Оно еще более укрепило у народа веру во всемогущество Сына Божьего.

Воскрешение Лазаря произошло в субботу. Вернув жизнь своему другу, Христос на следующий день отправился в Иерусалим. До Пасхи оставалась всего неделя, и народ стекался отовсюду, со всей Палестины. К тому же слава Христа уже разнеслась по всей палестинской земле, и люди желали видеть человека, удивляющего своей мудростью, пророчествами и чудотворными деяниями.
Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя хвалебной песней: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!». На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды.

Народ с почестями встречал Христа на улицах Иерусалима, шествующего в храм в сопровождении своих учеников. Многие приветствовали его пальмовыми ветвями, как принято было встречать царей и великих полководцев. Апостол Матвей писал в своем Евангелии: «И когда Он прибыл в Иерусалим, весь город пришел в смятение, и все спрашивали: кто Он? А многие люди отвечали: Он пророк, Иисус из Назарета Галилейского.

И вошел Иисус в храм Божий, и изгнал всех продающих и покупающих в храме (в те времена многие храмы в Палестине были местом торга), а столы менял, и лавки продавцов голубей опрокинул, и говорил им: «Написано ведь: дом Мой домом молитвы наречется: вы же из него сотворили вертеп разбойников».

Это событие и по сей день привлекает внимание христианских богословов, стремящихся найти ему наиболее верное объяснение, доступное уму массе прихожан. Епископ Симферопольский и Крымский Антоний в проповеди, произнесенной на богослужении в честь упомянутого праздника, говорил: «В течение своей земной жизни много раз входил Господь наш Иисус в святой град Иерусалим. На этот раз он вошел в город в последний раз. Вошел торжественно, как победитель, и был принят иерусалимлянами как владыка и царь. Вошел для того, чтобы выйти из него также в последний раз, выйти и дорогой, не похожей на прежние земные пути,— крестной дорогой, дорогой смерти, вошел и вышел для того, чтобы путем победы, воскресения и вознесения на небо войти в новый, небесный Иерусалим».
В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев («ваия», «пальмы»). Поэтому церковное название шестой седмицы Великого Поста — «седмица ваий», а воскресенья — «цветоносное». У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Пестрая) неделя», «Вербница», «Вербич».

Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на нее приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья.

В городах допетровской России Вход Господень в Иерусалим отмечался с особой торжественностью. В XVI–XVII веках в Москве, Новгороде, Ростове, Казани, Астрахани и Тобольске кульминацией празднества был крестный ход, во время которого царь или глава городской администрации вел за узду коня, замаскированного под осла, на котором восседал патриарх или местный архиерей. Шествия проводились ежегодно вплоть до 1697 года и были отменены указом Петра I вместе с патриаршеством.
Христианство связывает с Вербным воскресеньем идею милосердия и человеколюбия, которая в патриаршие времена находила в день праздника конкретное воплощение. После торжественного шествия патриарх принимал в своих палатах, в трапезной, калек, убогих и нищих, которых собственноручно с большим почтением к ним потчевал, затем омывал им ноги, а в завершение — одаривал милостыней.

В XIX веке празднование значительно упростилось. В субботу, а особенно в воскресенье, в церкви проводились праздничные службы и разрешалось послабление поста. В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные кушанья из рыбы, пироги — рыбники. В городах и в сибирских деревнях обязательным блюдом субботнего праздничного стола была икра.
Канун Вербного воскресенья в некоторых местах (например, в Городищенском уезде Пензенской губернии), шумно и весело праздновала молодежь. За три-четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный «курник», кашу и пекли гречневые блины.

В полночь молодежь с пением песен выходила на улицу. Около ворот каждого дома, где жили новобрачные, парни и девушки останавливались и кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». В избе слегка ударяли спящих вербой, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез»; «Вставай рано, бей барана»; «Бьем, чтобы быть здоровым». Последней били молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота. Вернувшись в избу, где заранее было приготовлено угощение, молодежь веселилась, ела блины и кашу, а остатками угощали мальчиков, приходивших на утро поздравлять с праздником.
В народе верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Утром праздничного дня взрослые хлестали веточками вербы детей, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!». Освященные веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими выгоняли скот, на божнице.

Кое-где к вербному воскресенью или к его кануну, Лазаревой субботе, приурочивали встречу весны. Женщины и девушки водили хороводы с пением весенних песен, иногда в этот день качались на качелях.

Верба — первая из деревьев в наших краях, пробуждается от зимнего оцепенения. Народ считает вербу чудодейственным растением. Согласно поверьям, освященная в церкви верба охраняла дом от пожара, а крестьянское хозяйство — от разорения, оберегала скот от хворей, а посевы — от градобития и всяческих дурных напастей. Издавна крестьяне приметили, что вода, в которой стояла ветка вербы, долго потом сохранялась свежей. Это свойство усиливало веру в чудодейственную силу вербы. Оттого праздник и назван Вербным воскресеньем.
С вербой связаны многие поговорки и народные приметы.
Бабушка или взрослые утром Вербного воскресенья обходили спящих детей, и, легонько похлестывая прутиком вербы, приговаривали: «Верба хлест — бей до слез! А ну, вставайте, засони!» А когда по весне кто-либо в семье занемогал, бабушка лечила тоже вербой, извлеченной из-за божницы. Постукивала хворого веточкой по груди и строго произносила: «Хворь — в лес, а здоровье — в кости!»- И казалось, это заклинание помогало: больной поднимался и принимался за свои обычные дела по дому.

Были и другие поговорки:
Не верба бьет — старый грех. Верба красна — бьет напрасно.
Верба бела — бьет за дело.

Верили селяне и в приметы Вербного воскресенья:
Если вербная неделя ведреная, с утренниками, то яри хороши.
Где вода — там и верба, где верба — там и вода.
Вербное воскресенье было «тихим», трезвым праздником. Наступающая Страстная неделя требовала кротости и благочестия, как и полагается перед Пасхой — величайшим праздником в христианском мире.
Вербное воскресенье — один из самых важных дней верующих христиан. В этот день укрепляется вера, и пропадают все недобрые помыслы.
Источник:
Юдин, В. Н. Дни величальные : Страницы народного христианского календаря / Василий Юдин. – Саратов : Приволжское книжное издательство, 1992. – С.77-80.
Дорогие читатели и гости блога!
От всей души поздравляем вас с Вербным воскресеньем!
Искренне желаем наикрепчайшего здоровья, счастья, добра, оптимизма и радости в повседневной жизни, любви и Божьей благодати, укрепления истинной веры православной!
Пусть рядом с вами всегда будут люди с чистой душой и добрым сердцем. Храни вас Бог!
Верба распустилась, в храме ждут чудес.
Благодать спустилась с голубых небес.
В сердце растворится звон колоколов,
Солнце заискрится в злате куполов.
С Вербным воскресеньем поздравляю я,
С Божьим озареньем – смыслом бытия.
Вам любви желаю, веры, долгих лет,
Пусть подарит верба чистый добрый свет!

Комментариев нет:

Отправить комментарий