Георгиевская ленточка

воскресенье, 23 августа 2020 г.

В выходные – для души и сердца

Мудрые  притчи  об  Учителях
Дорогие друзья!
Сегодня в нашей постоянной воскресной рубрике накануне 1 сентября предлагаю вам мудрые притчи, которые посвящены учителям. Они помогают нам взглянуть на мир шире, увидеть решение своих проблем. Притчи не так просты, как кажутся на первый взгляд, но тот, кто вдумчиво их читает, найдет те крупицы мудрости веков, которые смогут изменить жизнь. Что такое притча? Притча — это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). Как сказал кто-то их великих, притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце. 
Притчи подобны зерну, которое, попадая в благоприятную почву, даст удивительные и  прекрасные всходы. Именно притчи несут  в себе настоящую мудрость. Нужно только прислушаться.
Предлагаю вашему вниманию несколько притч, которые мне понравились.
Фредерик Гудалл. Арабская школа
Притча об Учителе
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал: «Завтра вы узнаете об этом».
На следующий день ученики собирались провести некоторое время у подножья горы. Ранним утром отправились они в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солеными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника воды. Так и не найдя его, вернулись обратно. Мудрец, подойдя к ним, произнес: «Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом». Ученики радостно поспешили туда, и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды.

Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног. «Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?» - изумились ученики. Мудрец ответил: «Я выполнял свою задачу. Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно».

«Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доброту, - сказал Учитель и улыбнулся. - И принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…».
Притча об уставшем человеке
Один человек много работал, чтобы прокормить большую семью – жену и трех ребятишек; помогать пожилым родителям; содержать свой дом и хозяйство. 
Шли годы, и он понимал, как много времени и сил уходит на то, чтобы каждое утро вставать вместе с петухами. Как надоела ему чечевичная похлебка. Как опостылел тяжелый труд в поле. Человек решил: будь, что будет! И тогда он собрал самое необходимое, взял денег и отправился в город, чтобы попытать счастья.

Однако город оказался совсем не таким, как беглец себе представлял. Огромный и шумный, он пугал человека. Молодые женщины не смотрели с восхищением ему вслед; а жесткий, будто подошва ботинка, кусок мяса в ближайшей забегаловке напомнил ему, как вкусна была густая чечевичная похлебка с ароматными травами… 

Никто не хотел брать уже немолодого человека на работу, никто не хотел обнять и утешить его. И к концу насыщенного впечатлениями, но печального дня он лег под дерево и заснул.
И в тот момент, когда человек видел во сне темноту и слышал тишину, кто-то дотронулся до его плеча. Это был старец с посохом, учитель.

- Кто ты, сын мой? Почему спишь на улице? – спросил старец. 
И человек рассказал ему о своей усталости, бегстве и разочаровании.

Старец выслушал его, кивая головой, а потом задумался.
- Ты устал, сын мой. Но от чего устал ты? Быть может, был вынужден содержать дом, который тебе не принадлежит и не перейдет по наследству твоим детям?
- Нет, - ответил человек, - в этом доме я живу с рождения и он полон детских воспоминаний.

- Тогда, наверное, твои родители прикованы к кровати? И ты, вынужденный помогать им, не отходишь ни на шаг от этого грустного ложа?
- Нет, - ответил человек, - родители не молоды, но здоровы и все еще обслуживают себя сами.

- Тогда, наверное, ты не любишь свою жену?
- Нет, - ответил человек, - мы прожили с ней много лет, но я все еще замечаю, как прекрасны ее глаза и как податливы ее губы.

- Быть может, ты не желал детей, которых она родила тебе?..
- Что Вы! – воскликнул человек. – Я люблю своих детей больше жизни!

- Тогда я не понимаю тебя. Ты самый счастливый из всех, кого я встречал в этом городе: богатых, но бездетных; праздных, но больных. У тебя свой дом; живые, здоровые родители; любимая жена и дети. Ты сам полон сил и все еще способен чувствовать, страдать и радоваться. Зачем ты здесь?

Человек задумался, и его лицо озарила улыбка.
- Какой я глупец! Собственными руками чуть не разрушил счастье, данное мне судьбой! Спасибо тебе, Учитель! – и помчался домой. И когда заплаканная жена спросила: «Почему ты исчез? Что случилось?», - он ответил:

- Долгое время моя душа была слепа, и сам не знал об этом. Теперь я знаю, что счастье не рядится в яркие одежды и не спит на пуховых перинах. Оно живет там, где царят любовь, понимание и здоровье: в моем доме!
Притча «Чем хороший учитель отличается от плохого?»
Друзья, не могла пройти мимо вот этой очень интересной и мудрой притчи. Она посвящена детям и учителям и отвечает на очень мудрый вопрос, который интересует, наверно, всех: «Чем хороший учитель отличается от плохого?»

Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
- Какой смешной старик! - засмеялся один мальчик.
- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
- Ура, я не пойду в школу, - обрадовался мальчик.
- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. – Я сам найду тебе школу.
Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других – дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец, он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
- Дедушка, вам плохо, принести воды? – послышался голосок.
- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.
- Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребенок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:
- Наконец, я нашел лучшую школу для моего внука.
- Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел. Вечером мама мальчика спросила деда:
- Почему Вы думаете, что нашли лучшего учителя?
- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.
Притча «Профессор и книга».
На уроке социальных проблем профессор поднял черную книгу и сказал — эта книга красная. И мы все такие: — Нет. А он: — Да, красная. И мы опять: — Это не так. Он повернул книгу, а её задняя обложка была красной. И он сказал: — Не говорите кому-то, что он не прав, до того момента, пока не посмотрите на ситуацию с его точки зрения.
Притча «Обряд чайной церемонии»
- Сегодня изучите обряд чайной церемонии, – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. 

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. — Вот что мы узнали о чае, напитке богов: - Белый журавль моет голову – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик. — Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй. — Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. 

Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. — Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». — Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. — Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Притча «Чем умный человек отличается от глупца?»
Однажды Ученик пришёл к Учителю и спросил: — Учитель, чем умный человек отличается от глупца? Было тихое солнечное утро, Учитель пил чай и предавался размышлениям о сути вечности. Однако ради Ученика он отставил пиалу с недопитым чаем, прекратил свои размышления, встал и повёл Ученика за собой. Учитель привёл Ученика к горе, к тому её склону, где недавно был небольшой обвал, и у подножия горы лежали камни разной величины. И Учитель сказал Ученику, чтобы тот отнёс все камни на вершину горы. 

Камней было много, и Ученик таскал их целый день, а Учитель сидел в тени дерева и читал труд великого философа Да Ну о существенных различиях между хлопком одной правой и одной левой ладонью. Ученик очень устал, но к закату он, наконец, перетаскал все камни. Он подошёл к Учителю, полный гордости за выполненную работу и спросил: — Учитель, теперь я могу узнать ответ на свой вопрос? — Нет, — покачал головой Учитель, — ты ещё не готов. — А зачем надо было таскать все эти камни? – возроптал Ученик. «Вот», — поднял Учитель указательный палец, «Умный человек задал бы этот вопрос до того, как начал их таскать».
Н.Богданов-Бельский. Чаепитие у учительницы
Притча «Всё в твоих руках»
Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом. Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: – Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? – Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит. Если он скажет живая – я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.

Так всё и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» Пристально глядя в глаза, мудрец сказал: «Все в твоих руках».
Притча  об  Учителе
У одного старого, мудрого Учителя было много учеников, но один из них был самым упорным, не слишком умным, правда, зато это с лихвой компенсировалось прирожденной наглостью. Именно этот ученик и спросил у Учителя разрешение открыть собственную школу. Учитель поразмышлял, и после недолгих раздумий дал добро.
Возгордился ученик, посчитав, что теперь он стал наравне с Учителем, раз тот позволил открыть свою школу. И пошли теперь к нему учиться молодые люди.

Однако сам ученик не особо задумывался над тем, чему пытался научить своих учеников. И, конечно, часто случалось так, что понять то, что он рассказывал, не удавалось. Он сам многого не понимал, поэтому требовал, чтобы за ним повторялось все четко слово в слово, а кто не мог – получали суровое наказание.
В методе обучения никто не сомневался, еще бы, именно сам старый Учитель одобрил новую школу, что не раз подтверждал действиями – много было прислано именно им учеников уже с его школы. Количество учащихся мальчиков в новой школе все увеличивалось, уже многие успели забыть про старого Учителя, зато называли его последователя Основателем школы.

Однажды старый Учитель и его ученик встретились. Основатель школы, как теперь гордо именовал он сам себя, самодовольно улыбнувшись, сказал: 
- У меня уже в сотню раз больше учеников, чем у тебя. Кажется, я сумел тебя превзойти во всем. Моя школа – самая лучшая, даже ты переводишь ко мне своих учеников. Я стал таким знаменитым, что тебе и не снилось! Кроме того, кажется, кроме меня, у тебя так никто и не открыл собственную школу!

Спокойно улыбнулся Старый Учитель, глядя на раздувшегося от гордости
бывшего ученика:
- Это только потому, что моими настоящими учениками могут стать только те, которые понимают меня с полуслова. Учиться надо больше от жизни, чем от мудрых слов.
- Иными словами, - сказал Основатель школы, - Вы мне отдаете тех учеников, с которыми сами не справились?
- Конечно, - окинув его быстрым взглядом, сказал Мудрый старец, - моя рука стала слишком слаба, чтобы подняться на некоторых не особо настроенных на науку мальчишек, зато я их здорово наказываю, отправляя в твою школу.

Страдания, которые они переносят в твоей школе, как физические, так и
моральные, зачтутся им при прощении грехов. А уж чему именно ты там их учишь – варить еду, делать горшки или науку жизни – при твоем подходе просто разницы не имеет.
Tom Lovell. Una escuela en la antigua Mesopotamia 
Притча «Зачем нужен Учитель»
Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У него был всего лишь один простой вопрос: “Я уже все изучил и все знаю. Я прочел много книг, сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же мне тогда на мой вопрос: нужен ли мне Учитель?”.
Мастер рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”. Юноша ушел обескураженный. Он так и не понял, почему же Мастер не смог сразу ему ответить.

Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: “Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится по ту сторону реки. На берегу есть лодка, есть лодочник, он тебя переправит”.
На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел
лодочника и сел в лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в деревню и собственно не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги. 

Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне. И тогда Мастер сказал юноше: “Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель”.
Притча
Женщина едет раздраженная в троллейбусе и думает: – Пассажиры – хамы и грубияны. Муж – пьяная скотина. Дети – двоечники и хулиганы. А я – такая бедная и несчастная.
За спиной у нее стоит ангел-хранитель с блокнотиком и все записывает по пунктикам:
1. Пассажиры – хамы и грубияны.
2. Муж – пьяная скотина… и т.д.
Потом перечитал и задумался: – И зачем ей это нужно? Но если заказывает, будем исполнять.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Людмила! С удовольствием прочитала все притчи. Действительно, они - кладезь мудрости. Особенно мне понравились 1 и 3. Обязательно дам их прочитать своим студентам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, здравствуйте!
      А мне еще понравилась предпоследняя притча "Зачем нужен учитель". Очень просто и мудро. Все притчи интересны, каждая по своему. Очень рада, что притчи Вам понравились. Спасибо, что заглянули в гости, искренне рада Вам. Удачи, успехов, добра и благополучия в новом учебном году! С наступающим первосентябрьским праздником!

      Удалить