Георгиевская ленточка

пятница, 4 ноября 2022 г.

Мероприятия

Литературная акция 
«Марине Цветаевой – 130 лет!»
Дорогие друзья!
«Марина Цветаева – неоплатная наша вина,
но и любовь наша навечная. Поэт может быть бездомным,
но стихи – никогда». Евгений Евтушенко.
8 октября 2022 г. наша страна отметила большую литературную дату – 130 лет со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой – выдающегося русского поэта Серебряного века. В истории отечественной поэзии её имя всегда будет занимать особое достойное место, творчество её дорого и любимо многими читателями, поклонниками её неординарного и великого таланта. «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд» — писала она о себе. Как показало время, стихи Цветаевой и сегодня притягивают, зачаровывают, захватывают, и мы не перестаём удивляться, изумляться полёту её души.
К 130-летию со дня рождения М. И. Цветаевой в библиотеке прошла литературная акция, посвященная её юбилею - «Марине Цветаевой – 130 лет!»
Читателям была представлена выставка-посвящение «Муза Серебряного века»: Марина Цветаева» (к 130-летию со дня рождения) – 20 изд., а также мини-выставка, оформленная к акции на кафедре выдачи. Здесь внимание читателей привлекла монография Юрия Безелянского «Отечество. Дым. Эмиграция»: Русские поэты и писатели вне России. Книга 1. (Москва, 2018). Марине Ивановне посвящен очерк «Марина Цветаева: буря и бездна», в котором приводятся редкие цитаты современников о поэте, а также краткая хроника последних 10 лет жизни М. Цветаевой.
Участники литературной акции прослушали обзор-беседу о жизни и творчестве Поэта, интересные факты из ее биографии.
Приветствовалось чтение любимых стихов Марины Цветаевой (по желанию). Стихи прочитали А. И. Михеева, И. Е. Белякова и др.
Во время акции на абонементе произошел интересный случай:
Пожилая читательница, не читавшая ранее стихов Цветаевой, попросила ее сборник, потому что ей очень понравилось стихотворение, которое ей прислали по Интернету – «Я пришлю тебе осень в обычном почтовом конверте…», которое принадлежит, как она утверждала, Цветаевой. Я засомневалась в авторстве М. Цветаевой, но кратко рассказала читательнице о жизни и судьбе поэта, заинтересовав ее. Она с удовольствием взяла книги самой М. Цветаевой и о ней. А я отправилась выяснять принадлежность озвученного читательницей стихотворения: проверила все сборники поэта, сочинения в 2-х томах, избранное и др. Стихотворения не было нигде… Засела за Интернет и что вы думаете? Сразу же несколько сайтов мне подтвердили, что стихотворение М. Цветаевой! Но я чувствую – не цветаевское это стихотворение…После определенных разысканий я нашла Автора этого стихотворения «Я пришлю тебе осень в обычном почтовом конверте…». Им оказалась Надежда Капошко, писательница из Новосибирска. Но так или иначе, а наша читательница благодаря этому стихотворению познакомится с настоящими стихами Марины Цветаевой.
В дар всем участникам литературной акции была преподнесена специально подготовленная к акции книжная закладка «Страна поэзии Марины Цветаевой», где были представлены не только её произведения, книги о ней, имеющиеся в фонде нашей библиотеки, но и цитаты о Марине Ивановне, цитаты самой Цветаевой.
В акции приняли участие 23 человека.
Р.S. Чем мне нравятся литературные акции на абонементе – так это тем, что читатель тут же может спросить обо всем, что его интересует в творчестве поэта или писателя, высказать свое мнение. Акция как будто приближает Автора к читателю и очень многие берут книги на дом после участия в подобных акциях.
Интересные ссылки о Марине Цветаевой
Портрет М. Цветаевой, выполненный Аидой Лисенковой-Ханемайер
Предлагаю вашему вниманию некоторые стихи Марины Цветаевой…

Стихи Марины Цветаевой
Стихи растут, как звезды и как розы
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: «Откуда мне сие?»

Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
14 августа 1918
Поступь легкая моя…
Поступь лёгкая моя,
Чистой совести примета —
Поступь лёгкая моя,
Песня звонкая моя.

Бог меня одну поставил
Посреди большого света.
— Ты не женщина, а птица,
Посему — летай и пой.
1 ноября 1918
Я счастлива жить образцово и просто
Я счастлива жить образцово и просто —
Как солнце - как маятник - как календарь.
Быть светской пустынницей стройного роста,
Премудрой — как всякая Божия тварь.

Знать: Дух — мой сподвижник и Дух — мой вожатый!
Входить без докладу, как луч и как взгляд.
Жить так, как пишу: образцово и сжато, —
Как Бог повелел и друзья не велят.
22 ноября 1918.
Солнце — одно, а шагает по всем городам.
Солнце — мое. Я его никому не отдам.
Ни на час, ни на луч, ни на взгляд.— Никому.
Никогда!
Пусть погибают в бессменной ночи города!

В руки возьму! Чтоб не смело вертеться в кругу!
Пусть себе руки, и губы, и сердце сожгу!

В вечную ночь пропадет — погонюсь по следам…
Солнце мое! Я тебя никому не отдам!
Февраль 1919.
Бабушка
Когда я буду бабушкой —
Годов через десяточек —
Причудницей, забавницей, —
Вихрь с головы до пяточек!

И внук — кудряш — Егорушка
Взревет: «Давай ружье!»
Я брошу лист и перышко —
Сокровище мое!

Мать всплачет: «Год три месяца,
А уж, гляди, как зол!»
А я скажу: «Пусть бесится!
Знать, в бабушку пошел!»

Егор, моя утробушка!
Егор, ребро от ребрышка!
Егорушка, Егорушка,
Егорий — свет — храбрец!

Когда я буду бабушкой —
Седой каргою с трубкою! —
И внучка, в полночь крадучись,
Шепнет, взметнувши юбками:

«Когo, скажите, бабушка,
Мне взять из семерых?» —
Я опрокину лавочку,
Я закружусь, как вихрь.

Мать: «Ни стыда, ни совести!
И в гроб пойдет пляша!»
А я-то: «На здоровьице!
Знать, в бабушку пошла!»

Кто хо'док в пляске рыночной —
Тот лих и на перинушке, —
Маринушка, Маринушка,
Марина — синь-моря!

«А целовалась, бабушка,
Голубушка, со сколькими?»
— «Я дань платила песнями,
Я дань взымала кольцами.

Ни ночки даром проспанной:
Все в райском во саду!»
— «А как же, бабка, Господу
Предстанешь на суду?»

Свистят скворцы в скворешнице,
Весна-то — глянь! — бела…
Скажу: — Родимый, — грешница!
Счастливая была!

Вы ж, ребрышко от ребрышка,
Маринушка с Егорушкой,
Моей землицы горсточку
Возьмите в узелок».
23 июля 1919.
Гордость и робость — ро́дные сёстры,
Над колыбелью, дружные, встали.

«Лоб запрокинув!» — гордость велела.
«Очи потупив!» — робость шепнула.

Так прохожу я — очи потупив —
Лоб запрокинув — Гордость и Робость.
20 сентября 1921.
Когда же, Господин,
На жизнь мою сойдет
Спокойствие седин,
Спокойствие высот.

Когда ж в пратишину
Тех первоголубизн
Высокое плечо,
Всю вынесшее жизнь.

Ты, Господи, один,
Один, никто из вас,
Как с пуховых горбин
В синь горнюю рвалась.

Как под упорством уст
Сон — слушала — траву…
(Здесь, на земле искусств,
Словесницей слыву!)

И как меня томил
Лжи — ломовой оброк,
Как из последних жил
Дерева первый вздрог…
Здравствуй! Не стрела, не камень:
Я! — Живейшая из жен:
Жизнь. Обеими руками
В твой невыспавшийся сон.

Дай! (На языке двуостром:
На! — Двуострота змеи!)
Всю меня в простоволосой
Радости моей прими!

Льни! — Сегодня день на шхуне,
— Льни! — на лыжах! — Льни! — льняной!
Я сегодня в новой шкуре:
Вызолоченной, седьмой!

— Мой! — и о каких наградах
Рай — когда в руках, у рта -
Жизнь: распахнутая радость
Поздороваться с утра!
25 июня 1922.
Золото моих волос
Тихо переходит в седость.
Не жалейте! Всё сбылось,
Всё в груди слилось и - спелось.

Спелось — как вся даль слилась
В стонущей трубе окрайны.
Господи! Душа сбылась, -
Умысел твой самый тайный.
Монолог (Реквием)
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все - как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто - слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность -
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
- Послушайте! - Еще меня любите
За то, что я умру.
Источник:
Цветаева, Марина. Стихотворения. Поэмы / Марина Цветаева ; вступительная статья, составление и комментарии А. А. Саакянц. – Москва : Правда, 1991. – 688 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий