Георгиевская ленточка

воскресенье, 5 мая 2019 г.

В выходные – для души и сердца

Мир Православия. Красная горка
Дорогие друзья!
Сегодня в нашей постоянной воскресной рубрике отмечаем Красную горку – большой православный праздник. Что это за праздник, как связаны венчания на Красную горку, Фомино воскресенье и Антипасха, что можно, а что нельзя делать на Красную горку – об этом вы узнаете из этого поста.
День 5 мая в 2019 году можно назвать днем любви, доверия и веры. Хотя у первого воскресенья после Пасхи и так целых три названия: Красная горка, Фомино воскресенье и Антипасха. Каждое обозначает свою грань праздника.
Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости
День 5 мая в 2019 году можно назвать днем любви, доверия и веры. Хотя у первого воскресенья после Пасхи и так целых три названия: Красная горка, Фомино воскресенье и Антипасха. Каждое обозначает свою грань праздника.
Красная горка, популярная даже в годы атеизма, - радостный день молодежных гуляний и свадеб. А до революции и сейчас - любимый день венчаний. Была поговорка: "На Масленицу - сватовство, на Красную горку - свадьба", ну а кто не успевал со свадьбой к Красной горке, тому совет: "На Красную горку/ Высматривай зорко/ Девицу в невесты себе…" К свадьбам мы еще вернемся, а пока про второе название праздника - "Фомино воскресенье". Это имя день получил в честь апостола Фомы, которого часто по незнанию зовут "неверующим Фомой" (об ошибочности этого утверждения - чуть позже). Ну а третье, сначала не совсем понятное название - "Антипасха" - в переводе с греческого означает "вместо Пасхи". То есть в воскресный день Антипасхи вместо Пасхи произошло событие, напоминающее о Воскресении Христа и обновляющее для нас его радость. Но почему все-таки этот день можно еще назвать днем любви, доверия и веры? И отчего все стремились повенчаться в день с таким сложным названием "Антипасха"? Давайте разбираться. От простого - к сложному. От свадеб - к Антипасхе.

На Красную горку после девятинедельного перерыва начинались венчания. Почему девятинедельного? Считайте сами: венчания прекращались за неделю до Великого поста, с Масленицы, затем семь недель Великий пост, и после праздника Пасхи Светлая неделя - время радости, но, обратим внимание, радости духовной. И вот, наконец, когда все отдали дань духовному, с 5 мая, с Красной горки, венчания возобновляются. Так же, как возобновляется и поощряется сватовство с праздничными гуляниями. Считалось, если девушка или парень проведут этот день дома, коротать им оставшуюся жизнь с мужем непутевым, а с женой злой да глупой. Так что дома молодежь не засиживалась, но все-таки день начинался с воскресной службы в храме.
А в храмах в этот день вспоминают апостола Фому - одного из двенадцати учеников Иисуса, усомнившегося в том, что Он воскрес. Не так-то просто было воспринять великое чудо Воскресения Христа - событие надмирное, превосходящее любой человеческий опыт. Вот что рассказывает нам Евангелие от Иоанна: "В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты, пришел Иисус, стал посредине, и говорит им: "Мир вам!" Сказав это, Он показал им и руки, и бок. Ученики обрадовались, увидев Господа". Для воскресшего Христа затворенные двери не были препятствием, преображенное после Воскресения тело Господа не подчинялось законам физического мира, и мы можем только предполагать, насколько сильно были поражены ученики Спасителя, еще не отошедшие от горя, от трагических событий последних дней земной жизни Иисуса.

Представьте: вот они, смятенные Его крестной смертью, опечаленные и подавленные, видят, как Иисус вдруг появляется в закрытом доме! Естественная реакция - недоумение, недоверие к тому, что зрят глаза. И дело тут не только в учениках. Богословы склонны считать, что преображенное тело Христа стало особенным, у апостола Павла есть подсказка, когда он говорит о теле по воскресении из мертвых как о "теле духовном". Но, рассуждая об этом, мы вступаем на зыбкую почву догадок, поэтому лучше вернемся назад, к точному рассказу Евангелия. Итак, ученики Спасителя поражены, "они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа, - читаем у евангелиста Луки. - Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними". Скорее всего Господь ел не потому, что Его тело нуждалось в пище, как это было до смерти и Воскресения, а для того, чтобы убедить Своих учеников, что Он телесен, что Он не дух.

Апостол Фома - верный и отважный ученик Христа, в это время пребывал где-то в другом месте. Поэтому, когда апостолы рассказали ему о произошедшем, он усомнился и сказал: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю".
В народе к имени Фомы прочно приклеилось словечко "неверующий", что несправедливо. Фома - один из первых апостолов Иисуса, был как раз предан и верен Ему вплоть до смерти. Когда Иисус решает идти в Иерусалим, чтобы воскресить умершего друга Лазаря, ученики останавливают Его: "Не ходи, это опасно! Давно ли враги искали побить Тебя камнями? А Ты хочешь туда вернуться!" Апостолы боятся за своего Учителя, страшатся и за свою жизнь, это естественно, но Иисус говорит: "Пойдем!", и Фома первый поддерживает Христа, призывая остальных: "Пойдем и мы умрем с ним!" Такова верность "неверующего" Фомы. То есть речь здесь идет не о неверии как неверности, а о критичном отношении к происходящему. Фома критичен, он материалист - ему надо самому осязать раны от гвоздей, вложить руки в ребра, пронзенные копьем при распятии. Но разве мы не такие же?
"Через восемь дней Его ученики снова были вместе, на этот раз с ними был и Фома. Дверь была заперта. Иисус вошел, стал в середину и сказал: "Мир вам!" Затем говорит Фоме: "Протяни сюда палец и посмотри на Мои руки. Протяни руку, вложи ее в рану на боку!" Иисус будто бы слышал, то что говорил Фома без Него! И затем Господь произносит слова, обращенные не только к Фоме, ко всем нам: "И не буди неверен, но верен".
Понятие "вера" включает в себя такие качества, как твердость, верность, доверие. "Не будь неверен, но верен!" - призывает Господь. И Фома слышит этот призыв. "Господь мой и Бог мой!" - воскликнул Фома. Фоме уже не нужно осязать раны, ему уже не нужны доказательства. "Ты поверил потому, что Меня увидел, - говорит ему Иисус. - Блаженны не видевшие и уверовавшие". Вот это новое явление Воскресшего Христа Своим ученикам, апостолам и отмечается Антипасхой.

И теперь давайте найдем связь между тремя гранями сегодняшнего праздника - Красной горкой, Фоминым воскресеньем, Антипасхой. Смотрите, слово "доверие" одного корня со словом "вера", с другой стороны, без открытости, которая есть результат доверия, невозможна любовь. Так стержень "вера - доверие - любовь" объединяет три такие разные грани одного праздника.

Светлая неделя прошла, но сам праздник Пасхи продолжается вплоть до Вознесения Господня (6 июня). Пасха не закончилась, радость о Воскресении Христа, о победе жизни над смертью выплескивается за стены храма - в поле, в необозримые просторы русской природы, которая с весенним ликованием приветствует все проявления любви и жизни. Мир в эти Пасхальные весенние дни пронизан Божественной любовью, и эта Божественная Любовь освящает все стороны человеческого бытия, и понятно желание людей получить благословение этой Божественной Любви на любовь свою, земную, человеческую.
Автор Мария Городова
Красная горка: кому в этот день нельзя оставаться дома и как нагадать удачу. Несколько вопросов и ответов.
Что за праздник Красная горка?
Это древнеславянский праздник, посвященный богу солнца – Ярило и грядущему лету. Это праздник плодородия, любви и надежд. Позднее церковь привязала этот день к первому воскресенью после празднования Пасхи. Но многие традиции сохранились еще с язычества. Красную горку отмечают гуляньями, играми, хороводами и песнями. Свое название праздник получил потому, что весной народные гулянья проводились на освободившихся от снега пригорках. А понятие  "красный" раньше обозначало – красивый: ведь на праздник люди старались одеться красиво.

Почему на Красную горку играют свадьбы?
Здесь опять произошло наложение языческих и христианских традиций. Для славян Красная горка – праздник плодородия и зрелости. Решение создать семью означало, что молодые готовы взять на себя ответственность друг за друга. Кроме того, этот период считался самым благоприятным для брака, так как ему покровительствовал сам бог солнца. Считалось, что семейные пары, созданные в это время, будут богаты, счастливы и многодетны.
По христианской традиции в этот день впервые после долгого перерыва, связанного с Великим постом, можно проводить венчания.
И до сих пор, согласно народным приметам, свадьбы, сыгранные на Красную горку, оказываются самыми крепкими: "Кто на Красную Горку женится – тот во век не разженится!" – говорят в народе.
Как отмечали Красную горку?
Весело и шумно: праздник ведь молодежный. А к тому же это период сватовства. И девушки и парни показывали себя друг перед другом с самых лучших сторон. Наряжались, пели, плясали, играли, водили хороводы, ходили по гостям. Вообще считается, что на Красную горку нельзя сидеть дома, особенно холостым – иначе всю жизнь одиноким проживешь.
Молодежь развлекалась тем, что катала яйца с горок. Таким способом даже гадали на судьбу. Так, спускали с горки сырое яйцо и смотрели, каким оно докатится до подножия. Если целым, значит, его хозяина весь год ждут благополучие и успех.
Парень с девушкой скатывали два яйца и смотрели – если они катятся вместе рядышком, значит и по жизни им вместе идти, а если яйца катились в разные стороны, то не судьба.

Что нельзя делать на Красную горку
Существуют и свои ограничения в этот праздник.
Нельзя на Красную горку работать с землей. Считается, что земля празднует свое возрождение, поэтому ее не стоит беспокоить.
Нельзя ссориться, иначе не помиритесь до Троицы.
Нельзя сидеть дома в одиночестве – иначе весь век свой так и проведете.
Супругам на Красную горку нельзя гулять или праздновать отдельно, иначе грозит разлад или разлука.
Дорогие друзья!
Я от души поздравляю вас с этим замечательным  православным праздником! Искренне желаю всем здоровья и любви, счастья и радости, прекрасного весеннего настроения, хороших семейных событий и благополучия, благости и благодати Божией! Всего вам самого доброго и светлого!

2 комментария:

  1. С праздником, Людмила Борисовна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Михайловна. Вас тоже поздравляю от всей души! Добра, радости и всех благ, благодати Божьей!

      Удалить