Георгиевская ленточка

воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Книжный мир

Писатели-затворники
Дороие друзья!
На литературном портале "Союз писатеелй" есть интересный материал о писателях, которые всю жизнь провели, скрываясь от общества, в уединении и одиночестве. История литературы знает немало случаев, когда талантливые писатели и поэты отказывались от социальной жизни и уходили в затворничество ради своих трудов, духовных поисков, выражая таким образом свою позицию по отношению к миру и обществу. Марсель Пруст, Джером Сэлинджер, Эмили Дикинсон, Томас Бернхард, Харпер Ли, Виктор Пелевин и др.– самые известные отшельники, оказавшие немалое влияние на литературу; о них и пойдет речь в этой статье. Многие из них весьма популярны и читаемы. Что побудило их принять такое решение, какова была их жизнь в затворничестве -  вы сможете узнать из этого материала.
Джером  Сэлинджер
Джером Д. Сэлинджер – американский писатель, наиболее известен как автор романа «Над пропастью во ржи».
Сэлинджер оставил после себя относительно скромное литературное наследие: всего один роман и 17 рассказов. На публикацию всех своих ранних произведений он наложил запрет, а поздние уже никому не показывал. Чем более массовым становился успех «Над пропастью во ржи», тем сильнее его автор отдалялся от мира. В 1965 году он перестал публиковаться и закрылся в своем особняке в городке Корниш, штат Нью-Гэмпшир. Там он проводил время, приобщаясь к восточным духовным практиками, нетрадиционной медицине, писал исключительно для себя и изредка нарушал тишину, чтобы через адвокатов осадить очередного биографа или подражателя. В 1980 году он перестал давать интервью. 
До этого школьнице Ширли Блейни удалось поговорить с писателем и опубликовать свой материал в местной газете. Сэлинджер был в ярости. Позднее он через суд добивался запрета использования его корреспонденции как материала для биографии (все самое интересное почитатели узнали из протоколов заседаний) и боролся с сиквелами своего главного произведения. Судя по воспоминаниям дочери Сэлинджера, после его смерти остались груды рукописей и несколько оконченных романов, которые, возможно, так никогда и не будут опубликованы.

Харпер  Ли
Интервью с автором классического произведения «Убить пересмешника» для «Нью-Йорк Таймс» было названо «Разговорчивая на один день» (в тексте, кстати говоря, особо отмечались остроумие и обаяние писательницы). После того как в 1960 году книга стала бестселлером и получила Пулитцеровскую премию, Харпер Ли начала вежливо, но крайне настойчиво отказываться от общения с журналистами. Она предпочитает сохранять молчание на всех публичных мероприятиях, в которых ей приходится участвовать. Так, в 2007 году на церемонии чествования в родном штате Алабама Харпер Ли отказалась обратиться с речью к публике, заметив, что «быть молчаливым лучше, чем быть дураком».

Томас  Пинчон
Автор, возможно, наиболее сложных и таинственных американских романов XX века за всю свою жизнь дал одно-единственное интервью — сразу после выхода дебютной книги "V", случилось это в 1969 году. Премию Национальной книги за «Радугу тяготения» в 1973 году за него принимал другой человек. Внешность Пинчона известна по нескольким затертым, монохромным фотокарточкам, и его это, кажется, вполне устраивает. За последнее время один из самых скрытных писателей Америки согласился только на одно публичное появление, и то — виртуальное, в мультсериале «Симпсоны». В одной из серий он появляется с вопросительным знаком и пакетом на голове.

Эмили  Дикинсон
Эмили Дикинсон – американская поэтесса, оставившая богатое поэтическое наследие, но при жизни опубликовавшая всего  восемь стихотворений.
Неизвестно, что подтолкнуло поэтессу Дикинсон к добровольному затворничеству — психологические проблемы, строгое религиозное воспитание или потери близких людей — иногда из-за разлуки, иногда из-за смерти. Последние два десятилетия своей жизни она не покидала фамильного гнезда, разговаривала с посетителями через закрытые двери, угощения соседским детям спускала в корзине через окно второго этажа и слушала похороны своего отца не покидая собственной спальни. Из 1800 ее стихотворений при жизни были опубликованы 8. Большинство друзей знали Дикинсон исключительно по переписке. Виртуозная в стихах про смерть, она была известна своим почти абсолютным одиночеством при жизни.
После расставания в 1862 году с человеком, которого она любила, Эмили Дикинсон практически перестала общаться с людьми, не считая родных и самых близких друзей. Вероятно, такую форму приняло у нее стремление всякого художника к уединению, поскольку именно тогда она всерьез посвятила себя поэзии. Нельзя исключать и того, что в ее отказе от мирской суеты были элементы религиозного отшельничества – в юности Дикинсон была весьма религиозна. Соседи считали её эксцентричной, в частности, за то, что она всегда надевала белое платье и редко выходила приветствовать гостей, а позже и вовсе не покидала своей комнаты. Большая часть её друзей не были с ней лично знакомы, а лишь вели с ней переписку.
Единственным из литераторов, с кем она поддерживала отношения, был писатель и критик Т. У. Хиггинсон. Дж.В. Пристли позже писал: «Поэтом, который ближе всех подошел к выражению характера и духа Новой Англии, была та, что пребывала в неизвестности до конца прошлого века, Эмили Дикинсон, наполовину старая дева, наполовину любопытный тролль, резкая, порывистая, часто неуклюжая, склонная к размышлениям о смерти, но в лучших своих достижениях удивительно смелый и сосредоточенный поэт, по сравнению с которым мужчины, поэты ее времени, кажутся и робкими, и скучными».

Марсель  Пруст
Марсель Пруст – автор одного из величайших романов ХХ века, семитомной эпопеи «В поисках утраченного времени», создал свое великое произведение почти в полном одиночестве за 13 последних лет жизни.
Вплоть до достижения 30-летнего возраста этот крайне чувствительный, ранимый и нервозный человек поддерживал много социальных контактов, но после смерти в 1903 году его отца, а затем уже в 1905 году — матери здоровье писателя пошатнулось. С 9 лет Пруст страдал от тяжелой формы астмы и после ухудшения почти перестал выходить из дома, полностью посвятив себя сочинительству. Он заперся в студии, не пропускавшей солнечного света — при помощи наглухо закрытых створок он боролся со своим недугом. Стены его спальни были обиты пробковым деревом и не пропускали ни единого звука с улицы. Навестивший его однажды Леон-Поль Фарг поражался бледности писателя и ледяному холоду его рук. Пруст работал по ночам и однажды писал три дня не останавливаясь — настолько он был увлечен своим ремеслом. На встрече с Джеймсом Джойсом двум живым классикам так и не удалось нормально поговорить. «Это было безнадежно, — вспоминал Джойс, — день Пруста только начинался, а мой уже стремился к концу».

Кормак  Маккарти
Первая книга Маккарти вышла в 1965 году, но широкую известность он приобрел после публикации романа «Кони, кони» в 1992-м. Произведение удостоилось премий Национальной книги и Гильдии американских критиков. В этом же году Маккарти дал интервью «Нью-Йорк Таймс» и затем хранил молчание 15 лет, никак не участвуя в литературной жизни, не организовывая чтений, большую часть времени даже не имея собственного агента. В 2005 году вышла в свет книга «Старикам тут не место», в 2006 — «Дорога», за которую Маккарти был удостоен Пулитцеровской премии. Оба романа были крайне удачно экранизированы и проложили ему дорогу на шоу Опры Уинфри, где знаменитый писатель старался вежливо отвечать на вопросы ведущей и, судя по всему, чувствовал себя крайне неуютно. Впрочем, Маккарти всегда признавался, что даже обществу своих коллег он предпочитает компанию ученых.

Томас  Бернхард
Томас Бернхардавстрийский прозаик и драматург, оказавший значительное влияние на развитие немецкоязычной литературы ХХ века.
Влиятельный  писатель  всегда придерживался крайне низкого мнения о возможности доверительных отношений между людьми. Ранимый одиночка, противник любой фальши и неискренности, он  почти не покидал свой дом-крепость, расположенный где-то в австрийской глуши, и лишь изредка появлялся на публичных мероприятиях — обычно со скандалом или гневной отповедью. 
Первый роман Бернхарда «Стужа» уже содержал в себе прозрачную метафору состояния человеческой души. По Бернхарду, человек закрыт, «заморожен» в себе самом, а единственным адекватным способом существования в современном обществе является сумасшествие.
Обличая в своих произведениях общественные институты и торжествующую вокруг несправедливость, в завещании он запретил ставить свои пьесы и печатать книги на территории Австрии. Позже этот запрет довольно топорно обошли, создав Общество Томаса Бернхарда, распоряжающееся его литературным наследием. Всю жизнь Бернхард страдал от туберкулеза и его осложнений. Единственным человеком, о котором заботился Бернхард, была его спутница жизни — старше его на 30 лет, впервые встреченная в год смерти матери писателя. Одна из основных книг в творчестве Бернхарда, опубликованная в 1983 году, носила название «Пропащий», а о смерти писателя сообщили уже после его похорон.

Виктор Пелевин
Виктор Пелевинсамый загадочный и, пожалуй, самый влиятельный из современных российских прозаиков – сам в немногочисленных интервью признавался в своей тяге к уединению. Вот лишь несколько цитат из интервью разных лет:
«У меня нет желания быть частью этого мира. Единственное, что меня интересует, это сделать что-то, что отвечает моему видению мира и что будут читать. Знаменитость для меня – это нечто виртуальное. Подумаешь, большое дело – увидеть свою фотографию в газетах».
«Буддизм меня привлекает еще и потому, что помогает очистить голову от мусора современной жизни. Я терпеть не могу всю эту шумиху, она отвлекает меня от работы. Я могу писать только тогда, когда знаю, что люди от меня отвязались».
Впрочем, скрытность и отшельничество Пелевина только способствуют привлечению внимания к каждой его новой книге и к нему самому.
Титулованный российский литератор так редко дает интервью, что многие начали сомневаться в его существовании как таковом — есть теория, что под псевдонимом Пелевин работает целая группа авторов. Пелевин не устраивает чтений и никогда не появляется на публике, предпочитая анонимное общение в интернете. Будучи приверженцем буддизма, он декларирует свое безразличие к славе и общественному признанию, утверждая, что лишняя информация только отвлекает от работы. Почти на всех фотографиях Пелевин носит темные очки — для него это якобы единственный способ «сфотографироваться, не будучи сфотографированным». На начало нулевых было известно, что Пелевин жил с матерью в Чертанове и много путешествовал, в том числе по Германии, Южной Корее, Японии и Китаю.

2 комментария:

  1. Спасибо за чудесную публикацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, Christina. Рада, что вам понравилась. Удачной рабочей недели!

      Удалить