Георгиевская ленточка

воскресенье, 14 октября 2018 г.

Книжный мир

Значимые японские авторы, с которыми 
стоит познакомиться
Дорогие друзья!
Совсем скоро заканчивается Год Японии в Россиикоторый дает нам прекрасную возможность познакомиться с японской литературой. Предлагаю краткую информацию о значимых писателях Японии.
14 января 1925 года в Токио родился будущий великий писатель и драматург Юкио Мисима. Несмотря на послевоенные годы, когда страна окончательно перешла в «современный режим», Мисима на протяжении всей своей плодотворной и весьма необычной для европейского человека жизни сохранял дух истинного самурая. Живи он в эпоху Эдо, ему наверняка была бы уготована славная самурайская карьера, перемежающаяся с любованием луной и сочинением стихов в лучших традициях Басё.
Но, к счастью для читателей, Юкио Мисима – яркий представитель японской литературы 20 века.
Юкио Мисима - трижды был номинирован на Нобелевскую премию. В юности по желанию отца жаждущий литературных успехов молодой человек получил юридическое образование и поступил на государственную службу, но вскоре смог оставить нелюбимую работу ради литературы – это случилось после того, как скандальный роман «Исповедь маски» наделал шуму в литературной среде Японии. Великолепные по красоте и глубине романы и классические пьесы для театров Но и Кабуки писателю удавалось сочетать с попытками государственного переворота и культом собственного тела, вышколенного изнуряющими тренировками. Все это в конечном итоге окончилось самурайской смертью – Юкио Мисима совершил харакири, а два его соратника отрубили Мисиме голову, как следовало по ритуалу.
Ясунари Кавабата
Вспоминая Юкио Мисиму, нельзя не упомянуть классика японской литературы и лауреата Нобелевской премии Кавабату, к которому юный Юкио в свое время обращался за советом. Перу Кавабаты принадлежат такие романы, как «Стон горы» и «Тысячекрылый журавль», «Старая столица» и «Мэйдзин», который для писателя был особенно дорог. Особенностью писателя являлась удивительная способность гармонично сочетать вековые японские традиции и современный литературный стиль.
Кобо Абэ. 
Абсурдный, странный, чуткий и пытливый – этого писателя сам Кэндзабуро Оэ сравнивал с Францем Кафкой. И действительно, как и у Кафки, в творчестве Кобо Абэ основной темой был поиск своего Я героями произведений. Часто этот поиск становился сюрреалистичным и даже абсурдным, но никогда не скатывался в банальную развлекательную литературу. Крупнейшие достижения автора – это «Женщина в песках», «Четвертый ледниковый период», «Сожженная карта», «Человек-ящик».
Рюноскэ Акутагава
Жизнь этого писателя с самого начала напоминала триллер с примесью кошмарного сна. Мать Акутагавы покончила с собой в сумасшедшем доме, да и сам писатель на протяжении всей жизни (особенно в последние годы) не мог похвастаться отменным психическим здоровьем. Его многочисленные рассказы и новеллы, ставшие своего рода отборным жемчугом японской литературы, поражают красотой деталей и языка, одновременно пугая тьмой, которая стоит за каждым сюжетом.
Кэндзабуро Оэ. 
Один из редких писателей (не только Японии, но и литературы вообще), чье творчество весьма трудно охарактеризовать небольшой заметкой. Как потрясающе образованный и талантливый человек, Оэ сочетает в своих произведениях огромные культурные пласты – от традиционной японской литературы, которой присуща сдержанность и элегантность, до экзистенциализма с его иррациональностью бытия. Кэндзабуро Оэ удостоен Нобелевской премии по литературе.
Косюн Таками. 
Пожалуй, Таками немного странно ставить в один ряд с авторами уровня Юкио Мисимы, но именно этот малоизвестный и совсем неплодовитый писатель и журналист дал толчок подростковым антиутопиям! Правда, его роман «Королевская битва» написан вовсе не для милых девочек, а для вполне серьезных читателей. Даже если вы не читали эту книгу, наверняка хорошо знакомы с содержанием – первый том «Голодных игр» как под копирку списан с «Королевской битвы». Поэтому читайте первоисточник и наслаждайтесь мастерски написанным романом.
Нацуо Кирино
Современная японская культура, в отличие от традиционной, европейского читателя скорее шокирует, нежели завораживает. Ей присущ гротеск, эпатаж, девиации – вспомнить хотя бы японский арт-хаус. Нацуо Кирино любит исследовать в своих романах человеческие пороки и тайны, за что её любят не только в Японии, но и во всем мире: «Аут», «Нежные щечки» и «Гротеск» достойны прочтения.
Банана Ёсимото. 
В отличие от предыдущего автора, писательница со смешным псевдонимом Банана верна традиционным для Японии полутонам, недосказанности и элегантности. Её книги не отличаются закрученными сюжетами, но каждое слово как будто написано тушью на шелковой ткани – так красиво и завораживающе. Особо отличаются книги «Кухня», «Цугуми» и «Амрита».

Как видите, в этом списке не нашлось места для Харуки и Рю Мураками – их творчество, безусловно, немаловажно для Японии, но трудно не обращать внимание на тот факт, что они далеко отошли от японских традиций и очевидно ориентированы на западного читателя.
Дорогие друзья, а  кто ваш любимый японский писатель? И как в целом вы относитесь к японской литературе?

Комментариев нет:

Отправить комментарий